Курс – на детское здоровье
«Будущее принадлежит профилактической медицине» – этот постулат доктора Н.И.Пирогова сегодня как никогда актуален: профилактике в медицине,
а в частности, в педиатрии, последнее время уделяется повышенное внимание. Тому причиной весьма тревожные процессы, свидетельствующие
об уменьшении детского населения в стране.
По статистическим данным, прозвучавшим на одной из недавних научно-практических конференций, в России из 141,9 млн населения 26 млн – это дети и подростки, из них более 1 млн беспризорных, живущих на улице, около 700 тыс. – дети-сироты. Дети-инвалиды составляют около 500 тыс., и 4,5 млн детей живут в неполных семьях. Количество подростков уменьшается с каждым годом, сейчас их уже меньше 3,8 млн, а смертность среди них опережает среднеевропейский показатель в три раза. Примерно 33% юношей и 20% девушек каждый день употребляют алкоголь, 30% студентов и 16% школьников хоть раз пробовали наркотики. 8,5 тыс. подростков находятся в местах лишения свободы.
Эти цифры буквально вопиют о необходимости срочно принимать меры по охране детей и детского здоровья.
Одной из таких мер стало совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи детям на основе современных организационных, лечебно-профилактических и реабилитационных технологий, чем, в частности, занимается созданная год назад в Российском государственном медицинском университете на факультете усовершенствования врачей кафедра медико-социальных основ амбулаторной практики в педиатрии.
С академиком РАЕН, доктором медицинских наук, профессором этой кафедры, заслуженным врачом России Арсением Арсеньевичем Модестовым, который в середине декабря побывал в наукограде, где встречался с дубнинскими педиатрами, мы оказались в одном месте в одно время – упустить шанс побеседовать с ним было бы непростительно.
Вот о чем мы говорили.
Четвертый уровень – профилактика
В основном, как отметил А.А.Модестов, в России двухуровневая модель оказания медицинской помощи: амбулаторное и госпитальное звенья (врач – пациент), ряд территорий идет к трехуровневой модели – к перечисленному добавляется еще одно звено – оказание медицинских социальных услуг. В Дубне же, подчеркнул он, четырехуровневая модель, что сегодня соответствует стандарту старой Европы, имеющей очень хорошие показатели здоровья населения – здесь наряду с тремя первыми работает еще профилактическое звено.
- Я побывал в дубнинском Центре здоровья для взрослого населения и очень высоко оцениваю организацию работы этого подразделения. Думаю, оно накопит хороший опыт и будет востребовано не только людьми старшего возраста, но прежде всего молодежью, которая начинает понимать, что ее здоровье – это товар на рынке труда.
Сегодня я услышал серьезные размышления по поводу открытия детского центра здоровья, который должен охватить население наукограда фактически до 18-летнего возраста. Как это сделать? Какие инновационные технологии туда привнести?
В большей степени они должны быть организационные, потому что технологические процессы достаточно четко расписаны. В этой связи мне представляется, что педиатры Дубны имеют солидный опыт организации работы в школьных коллективах и образовательных учреждениях для дошкольников, имеют структуры, которые готовы стать фундаментом детского центра здоровья, кроме того, и самое главное, есть врачи-энтузиасты, – сказал Арсений Арсеньевич.
Все дело в отношении врача
- Вы очень много ездили по стране, знаете проблемы подготовки медицинских работников не понаслышке. Насколько уровень предоставления медуслуг в столице отличается от других регионов России, в частности, от нашей Московской области?
- Да, говорят, есть медицина внутри Садового кольца, есть – за пределами. В основном, конечно, специалисты-медики, работающие в Москве и Подмосковье, это чаще всего выпускники медвузов, которые находятся внутри Садового кольца. Идеология подготовки одна, государственные стандарты едины, отличается лишь отношение врача к делу.
Я уже больше четырех десятков лет практикую, действительно много ездил по России, много видел медицинских учреждений – и очень хороших, и слабых, и сельских, и дальних, и ближних… Всегда, какими бы они ни были (ведь в некоторых местах в лучшем случае имеется педиатрический кабинет или детское отделение в стационаре), проблема не столько в недостатке профессионализма врача, сколько в его отношении к своему делу.
Могу только сказать, что профессионализм дубнинских врачей-педиатров не вызывает сомнений, а их неравнодушие чувствуется и по тем вопросам, которые они задают, и по той тематике, которую руководители учреждения заказали для нашей кафедры.
- Медики бьют тревогу, называя страшные цифры детской заболеваемости в России. Вы разделяете эту тревогу? Какие заболевания у детей сегодня выходят на первое место? С чем это связано?
- Прежде всего это заболевания легких, на втором месте, как правило, в зависимости от территории проживания, заболевания, связанные со зрением, на третьем – заболевания желудочно-кишечного тракта. В настоящее время ситуация с детской заболеваемостью в стране в целом стабилизировалась: мы не видим резкого роста, но не видим и глобального улучшения.
Следовать рекомендациям
- Наши школьники и студенты не слишком высоко ценят здоровье. На первом месте у них успех и будущая карьера, но возможен ли успех без здоровья? И что есть одна из важнейших его основ?
- Правильное и рациональное питание, причем с самого детства. Вот сегодня мой коллега профессор Виктор Владимирович Бондарь читал лекцию о питании, в которой, безусловно, вывод прослеживается один: организация питания – это дело семьи. Врач может дать совет, очень толковый, очень своевременно, но следовать этому совету можно только в семье, а семьи, увы, разные.
Мы отличаем семьи с высокой медицинской активностью, когда они откликаются на все рекомендации врача, со средним уровнем и низким. Однако более 50% семей отмечают, что даже рекомендации врача больному ребенку не всегда полностью выполняют, причем редко это объясняется высокой стоимостью препаратов, чаще всего тем, что забыли, упустили, ребенку стало лучше…
- Но и стоимость лекарств нельзя сбрасывать со счетов, ведь зачастую даже самые обычные детские препараты очень дороги.
- Вы правы… Однако можно избежать самой необходимости приема лекарственных препаратов как таковых. Ведь лучший медикамент – разумное сочетание солнца, воздуха и воды. У вас в Дубне, кстати, идеальное сочетание этих компонентов.
Буквально на днях у нас была дискуссия относительно воспитательных технологий в школах. Вспомнили Макаренко, который говорил, что «ребенка надо воспитывать не тогда, когда он лежит вдоль постели, а тогда, когда поперек».
Поэтому ничего нового здесь не скажу, всегда важен психологический климат в семье, чтобы меньше было психотравмирующих моментов, больше уважения, больше внимания к ребенку и его проблемам, а кроме того, необходимо больше внимания обращать на собственное самосохранительное поведение.
Ведь в принципе не может быть здоровым ребенок, если, к примеру, его отец и мать курят, не может быть здоровым ребенок, если мать выпила пива и тут же приступила к грудному вскармливанию. Чудес на свете не бывает. Вот это очень важно понять.
- В самосохранительное поведение взрослых, другими словами, в понятие «здоровый образ жизни», как я понимаю, входят и занятия спортом?
- Несомненно, причем каждый должен найти свой вид и понимать, для чего им надо заниматься. Взрослому объяснить проще, десятилетнему – сложнее. А объяснять, что такое здоровый образ жизни, стоит, например, девушкам через красоту рук, ног, качества, в конце концов, помады. Почему об этом не говорить на уроках здоровья, подростки ведь все равно пользуются некачественной косметикой, едят поп-корн горшками, пьют пепси-колу бутылками. Надо уйти от слова «нет», перекинуть мостик к тому, что меньше приносит вреда. Мы ж понимаем, что, например, это – вредно, но что в результате даем вместо? К сожалению, ничего.
- Здоровых детей, тех, которых причисляют к первой и второй (имеющих риск формирования хронических заболеваний) группам, как утверждают специалисты, в стране практически нет. Сколько их на самом деле?
- Их действительно минимальное количество, примерно около 20%, причем если считать суммарно среди ребят от 0 до 18 лет. Нас в настоящее время очень волнует проблема с подростками, поскольку школы являются местом, где функциональные расстройства, если их не было, появляются, если были – усиливаются, а иногда достигают уровня болезненных расстройств.
Кстати, чтобы сгладить эту тенденцию, в Дубне введен обязательный третий урок –физкультура (совместная заслуга медиков и педагогов, которые понимают, что со здоровым ребенком легче работать, он более внимателен, менее суетлив, более восприимчив).
Адекватно вызову времени
- Но ведь у нас не только большая часть детей нездорова, но и медики, и педагоги страдают хроническими заболеваниями…
- Нездоровых педагогов и медиков, к сожалению, много. Пример тому недавнее исследование в рамках дополнительной диспансеризации работающего населения в Рязани. Смотрели 700 врачей разных специальностей: работников Скорой помощи, бюро судебно-медицинской экспертизы, терапевтов, и оказалось, что более 60% из них был впервые поставлен диагноз хронического заболевания.
Новая модель первичной медико-санитарной помощи заключается не в том, что она дешевая, она не может быть эффективной и дешевой. Сюда надо закачивать деньги, и Минздравсоцразвития начинает это делать, а власть должна понимать, что врачи и педагоги – группы социальной стабильности муниципального образования.
Это люди, которые несут культуру и здоровье. Они должны быть сами здоровы, и им надо помочь это здоровье не только поддерживать и сохранять, но и развивать.
Надо сосредоточиться не только на патологии – это модель сегодняшнего дня, модель же завтрашнего работает на человека, на предотвращение злокачественных заболеваний или сердечно-сосудистых, гипертонических расстройств. Давайте жить, нет, не дружно, – адекватно вызову времени, и тогда это будет дружба между здоровыми людьми.
- Арсений Арсеньевич, все же, подытоживая разговор, как Вы считаете, что поможет улучшить ситуацию с детской заболеваемостью в стране?
- В России совершенно четко просматриваются региональные особенности: в одной области сложились какие-то традиции, лучше материально-техническая база, крепче кафедры, научные школы, разные личности стоят у руководства – вот это во многом и определяет ситуацию.
Стандарты и инновационные технологии, которые придут в педиатрию, должны попытаться выравнять ситуацию, улучшить ее, сделать медицинскую помощь доступнее. Однако ключевая позиция здесь – семья. Если спасем, сохраним детей, значит, спасем будущее нашей страны. У меня в этом отношении настрой оптимистический. Я как отец троих здоровых детей считаю, что политика в целом взята верная, но во главе угла должна быть семья и ее ответственность за ребенка. И за его здоровье, и за его гармоничное развитие, и за сохранение его прав в первую очередь в рамках семьи. Сегодня очень много публикаций о домашнем насилии, значит, главная задача всех уровней – работать с семьей.
Поэтому считаю, что очень важно, определив факторы риска, разработать, претворить в жизнь и профинансировать городскую программу для педагогов и врачей по восстановлению, сохранению их здоровья. Дать им возможность бесплатно или за минимальную цену посещать бассейны, тренажерные залы, пользоваться услугами других восстановительных комплексов Дубны, вход в которые, скажу откровенно, при сегодняшней врачебной зарплате (не говоря о медсестринских) значительно превышает их возможности.
Т.Крюкова. Фото Ю.Тараканова