Организация деятельности по повышению энергоэффективности в республике Беларусь

Отчет составлен в рамках реализации Проекта ПРООН/ГЭФ № 00050819 «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси» руководителем проекта ПРООН/ГЭФ Александром Гребеньковым и национальными экспертами проекта Инной Гриценко, Виктором Воробьевым, Александром Савановичем. Проведенный анализ содержит много полезной для российских специалистов сведений о методологии и инструментах реализации политики повышения энергоэффективности.

 

Представленная аналитическая справка состоит из двух частей.

В первой части обсуждаются результаты, полученные в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси», которые отражают положительный и отрицательный опыт повышения мотиваций для внедрения мероприятий по повышению энергоэффективности в государственном секторе. Опыт реализации проекта позволяет также идентифицировать ряд направлений, где эти мероприятия являются коммерчески привлекательными, и обозначить барьеры, которые ограничивают инвестиции в эту сферу и препятствуют широкому распространению наилучшей практики и современных технологий.

Вторая часть содержит рекомендации по тем направлениям в области энергетической политики, которые не были охвачены рамками проекта ПРООН/ГЭФ и нуждаются в дальнейшей более глубокой аналитической оценке с целью выявления точек приложения реформ.

 

По показателю энергопотребления на душу населения Республика Беларусьуступает многим другим развитым странам со схожими климатическими условиями. Стремясь достичь достойного жизненного уровня людей и наращивая темпы роста экономики, страна должна соответственно увеличивать свой энергетический потенциал. Сложность достижения этих целей усугубляется практическим отсутствием собственных запасов ископаемого топлива. В этих условиях важной составляющей инновационного развития экономики является не только гарантия обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) в рамках традиционной и нетрадиционной (возобновляемой) энергетики, но и их эффективное использование. Только в рамках такой экономики можно существенно повысить безопасность страны, создать условия для ее устойчивого «низкоуглеродного» развития и гарантировать конкурентоспособность ее национального продукта на мировом рынке.

Ежегодные затраты государства на энергообеспечение в условиях роста цен на энергоносители постоянно увеличиваются, и их доля в 2009 году достигла 24% от валового внутреннего продукта (ВВП). Поэтому в настоящее время энергосбережение является приоритетом национальной политики. С 1996 года в стране реализованы три республиканские программы энергосбережения, ежегодно реализуются региональные и отраслевые программы.

За это время энергоемкость ВВП сократилась примерно на 65% по сравнению с 1995 годом. За последние пять лет, энергоемкость ВВП снижена почти на 30%, инвестиции в мероприятия по энергоэффективности выросли более чем в 3 раза и достигли почти 3.5% от ВВП, при этом помощь государства из всех бюджетных источников составляла не менее 30% инвестиционных затрат.

Доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в балансе котельно-печного топливавыросла почти в полтора раза по сравнению с 2005 годом и достигла 13.1%. Таким образом, целенаправленная политика государства через разработку и реализацию программ энергосбережения является причиной того, что за последние 15 лет в стране достигнуто более чем пятикратное сокращение углеродоемкости экономики и двукратный рост доли возобновляемой энергии.

Стратегической целью деятельности в области энергосбережения на период до 2020 года является снижение энергоемкости ВВП на 60% к уровню 2005 года, при этом планируется, что доля ВИЭ в балансе котельно-печного топлива составит 25%. Однако становится очевидным, что в настоящее время потенциал низкозатратных и краткосрочных энергосберегающих мероприятий практически исчерпан. Дальнейшая значительная экономия ТЭР возможна только при условии введения экономических рычагов для технического перевооружения и замены энергоемкого оборудования, создания инфраструктуры для ВИЭ и внедрения энергоэффективных технологий как на стороне производства и передачи энергии, так и на стороне ее потребления. Данные мероприятия требуют вложения значительных объемов финансовых средств и реализуются в течение более продолжительного времени.

Общее управление процессами повышения энергоэффективности в стране осуществляется Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, областными, районными, городскими управлениями по надзору за рациональным использованием ТЭР. Их деятельность регламентирована Законом «Об энергосбережении», принятым в 1998 г. Указами Президента Белоруссии, рядом постановлений Правительства Беларуси, государственными, отраслевыми стандартами и рекомендациями.

В настоящее время в Беларуси реализуется Республиканская программа энергосбережения на 2011–2015 гг., утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. №1882. Основными задачами программы является повышение эффективности работы генерирующих источников, использующихтрадиционные виды топлива, развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, снижение потерь при транспортировке энергии, утилизация тепловых вторичных энергоресурсов, повышение энергоэффективности в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и бюджетной сфере, снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), развитие экономической заинтересованности производителей и потребителей энергоресурсов в повышении эффективности их использования.

Общая сумма расходов на реализацию оценивается около 8662,5 млн. долларов США. Ожидаемые результаты реализации программы:

  • снижение энергоемкости ВВП в 2015 году на 29-32 процента по отношению к 2010 году;
  • достижение экономии ТЭР за счет использования современных технологий, оборудования и внедрения других энергосберегающих мероприятий – 7,1 млн. тонн условного топлива в течение 2011-2015гг.;
  • достижение доли местных ТЭР в балансе котельно-печного топлива не менее 28% к 2015г; соблюдение требований по уровню выбросов парниковых газов в атмосферу.

 

Во исполнение пятилетних республиканских программ энергосбережения ежегодно формируются региональные и отраслевые программы энергосбережения, а также программы предприятий, в результате выполнения которых в народном хозяйстве республики внедряются конкретные энергоэффективные технологии и оборудование, обеспечивающие энергосберегающий эффект.

Политика Беларуси в области энергоэффективности в определенной степени основана на организационно-технических мерах. Особенно это характерно для 1990-ых годов, что в период после рецессии давало быстрые и существенные результаты в снижении энергоемкости экономики. Удельные затраты на одну сэкономленную тонну условного топлива в конце 1990-х годов составляли менее 100 долларов. В настоящее время эти затраты выросли уже более чем в 7 раз. Авторами аналитического отчета отмечается, что это результат постепенного освоение низкозатратных, прежде всего организационных мероприятий повышения энергоэффективности. Перехо к реализации инновационных мероприятий, связанных с инвестициями, столкнулся с проблемами экономической эффективности и даже целесообразности их проведения. Дело не в технических и технологических особенностях реализации, а в том, что основным инвестором является государство, которое будучи основным акционером хозяйственных обществ, вкладывает свои средства в проводимые мероприятия. Как показывает практика, при таком подходе организации не заинтересованы в наиболее эффективном вложении средств и в деятельности по обеспечению повышения энергоэффективности в ходе эксплуатации.

Мотивация к повышению энергоэффективности

Учитывая это обстоятельство, в настоящее время политика финансирования мероприятий повышения энергоэффективности направлена на стимулирование привлечения средств банков и частных инвестиций и применение различного вида инструментов, которые создают заинтересованность организаций в реализации соответствующих проектов. В республике уже предпринят отказ от доведения объемных показателей в качестве заданий, продолжено развитие контрактной ответственности между руководителем и нанимателем за достижение качественного роста с одной стороны и расширение полномочий руководителей в принятии решений с другой, произошло смещение акцентов в работе министерств и ведомств с оперативно-хозяйственного управления на выработку стратегий развития (инновационной, инвестиционной), создание полноценных условий работы для субъектов хозяйствования всех форм собственности.

Государственные субсидии в виде грантов по определенным направлениям развития. По оценке экспертов этот вид финансирования довольно не эффективен. Поэтому Департамент по энергоэффективности, направил местным органам власти указания, чтобы из средств республиканского бюджета, по меньшей мере, 10% финансирования мероприятий по энергоэффективности в рамках соответствующих региональных программ выделялись на возвратной основе (а не в виде грантов).

Льготное кредитование. Согласно этим актам, субъектам хозяйствования, независимо от форм собственности и подчиненности, предоставлялась возможность получения льготных кредитов, за пользование которыми была установлена плата в размере не более 0.5 ставки рефинансирования Национального банка. До 2006 года компенсация потерь банкам-агентам осуществлялась за счетсредств инновационных фондов министерств и ведомств.

Банкам было рекомендовано направлять на льготное кредитование организаций, реализующих энергоэффективные и валютоокупаемые проекты, не менее 5% кредитных ресурсов, предоставляемых ими на инвестиционные цели реальному сектору экономики с компенсацией процентов, недополученных по этим кредитам, за счет собственных источников.

С середины 2006 года выделение организациям льготных кредитов стало практически предоставлением им государственной поддержки в виде возмещения из средств республиканского бюджета части процентов за пользование банковскими кредитами. Решение о возмещении принимается Советом Министров Республики Беларусь. Хозяйствующему субъекту, принявшему решение реализовать энергосберегающие мероприятия и нуждающемуся в льготных кредитах, достаточно сложно исполнить все бюрократические процедуры по разрешению на использование бюджетных средств.

Исследования показывают, что в настоящее время предприятия крайне редко обращаются к такому виду заимствования, причем в числе обратившихся основную долю составляют предприятия государственного сектора, предлагающие к реализации только крупные проекты.

Налоговые, таможенные и другие льготы 

Большинство льгот направлено на снижение инвестиционных и ежегодных затрат при реализации энергоэффективных мероприятий и внедрение ВИЭ, что повышает рентабельность таких проектов. До появления Директивы №3, т.е. до второй половины 2007 года, эти инструменты стимулирования энергоэффективности практически отсутствовали.

Гранты 

Целевые гранты многосторонних фондов в рамках международных проектов технической помощи всегда дают положительный эффект для потенциала развития того или иного направления. ПРООН и ГЭФ в Республике Беларусь имеет богатый опыт реализации проектов по созданию условий, способствующих повышению энергоэффективности и внедрению ВИЭ.

Успешным является опыт создания Оборотного фонда по биоэнергетике. Фонд, созданный в ноябре 2005 года в составе РУП «Белинвестэнергосбережение», является некоммерческим финансовым инструментом, первым такого рода в стране. Его начальный капитал (3.1 млн. долларов США) сформирован равными долями из гранта ГЭФ и вклада Республики Беларусь. Сейчас средства фонда используются на возвратной основе на условиях 0.75 ставки рефинансирования Национального Банка (для займов в белорусских рублях) и 0.75 ставки по валютным вкладам, установленной ОАО “Приорбанк” на дату заключения договора (для займов в иностранной валюте).

Управление фондом осуществляет заемный комитет, который принимает решение о выделении средств фонда. Белорусские разработчики инвестиционных проектов по биоэнергетике часто обращаются за ресурсами этого фонда, хотя в абсолютном выражении его ставки в настоящее время уже превышают ставки европейских банков.

Другой успешный опыт – это создание и функционирование СЗАО «Международный энергетический центр».

Льготные тарифы 

В настоящее время нормативные правовые акты устанавливают стимулирующие тарифы только для организаций, которые поставляют в сеть электроэнергию, полученную с использованием нетрадиционных источников энергии и ВИЭ, строительство которых осуществлялось без государственной поддержки.

Материальное стимулирование 

Материальное стимулирование организаций государственного сектора за

внедрение энергосберегающих мероприятий действует с 1997 года с момента ввода в действие Порядка премирования руководителей за результаты выполнения мероприятий по экономии ТЭР. Этот и последующие нормативные правовые акты устанавливают механизм материального стимулирования работников организаций с целью создания условий для повышения энергоэффективности в бюджетной сфере. Именно в этой сфере указанный механизм практически не работает до настоящего времени. Согласно исследованию, проведенному Проектом ПРООН/ГЭФ, причин для этого несколько:

  • отсутствие возможности у Министерства финансов (для организаций республиканской собственности), а также у облисполкомов и Мингорисполкома (для организаций коммунальной собственности) запланировать бюджетные ассигнования на оплату ТЭР в соответствии с утвержденными нормами;
  • постоянное перекрытие перерасхода по одной статье расходов за счет экономии по другой;
  • отсутствует единая методика расчета экономии ТЭР, полученной в результате внедрения энергоэффективных мероприятий, в стоимостном выражении, что связано с все еще практикуемой тарифной политикой перекрестного субсидирования;
  • слабая мотивация в виду кратковременности действия стимула (нормы потребления ТЭР на следующий период будут скорректированы с учетом реализации мероприятий по их экономии) и дополнительные сложности для всех участников механизма.

В конечном итоге, без накопительного механизма, вся эта схема функционирует как простое перераспределение между бюджетными средствами текущего финансового года и бюджетными средствами будущего года.

Экспертиза, образование и информирование 

Анализ показывает, что экспертный потенциал предприятий государственного сектора (да и в целом по стране) в области идентификации, разработки и реализации мероприятий и проектов по повышению энергоэффективности еще не удовлетворяет возросшим требованиям. Прежде всего, это касается следующих направлений:

  • Энергоаудит и энергетический менеджмент. Проведенное в рамках ПроектаПРООН/ГЭФ исследование показывает, что до сих пор, несмотря на соответствующие нормативные правовые акты, значительная часть энергоаудитов (около 60%) не соответствует международно-признанной практике. Поскольку энергоаудит является инструментом энергетического менеджмента, то недостаток опыта в этой сфере не позволяет ввести в полной мере уже разработанный и утвержденный Госстандартом в 2009 году национальный стандарт энергетического менеджмента (СТБ 1777 «Системыуправления энергопотреблением. Требования и руководство по применению»),который полностью соответствует европейскому стандарту 2009 года (ISO 50001 / DIN EN 16001 «Energy Management»).
  • Бизнес-планирование и обоснование инвестирования. С запаздыванием идет развитие потенциала государственных организаций в области привлечения инвестиций в повышение энергоэффективности. Это обусловлено недостаточными знаниями руководящего состава и ключевых специалистов предприятий в области определения и управления экономически эффективными инвестициями в энергоэффективные проекты, бизнес-планирования, подготовки принимаемых банками к учету предложений и заявок на получение займов. В целом, ощущается отсутствие общей бизнес-модели реализации проектов энергосбережения в Беларуси, которая позволяла бы мобилизовать инвестиции в области энергоэффективности. Такая модель должна включать возможные схемы финансирования инвестиций и их оптимизацию, вопросы бизнес-планирования и обоснования инвестирования, правила и модальности заключения контрактов, тендеров, подготовки банковских предложений, иными словами – типичные проектные и инвестиционные циклы для основных категорий проектов энергосбережения в Беларуси.

Программы энергосбережения, научно-технические программы 

В этой сфере в стране действует хорошо отлаженный механизм разработки, утверждения, финансирования, мониторинга и корректировки республиканских, региональных и отраслевых программ энергосбережения, которые взаимно увязаны также с целевыми показателями пятилетних и ежегодных планов социально-экономического развития. При составлении программ применяются оба подхода – как “top-dawn” так и “bottom-up”.

Инновационные фонды 

Доля инновационных фондов министерств и ведомств в финансировании инвестиций в энергосбережение заметно сократилась (см. рис. 1.2), что объясняется новым положением о порядке формирования и использования инновационных фондов. Такой подход вполне оправдан, т.к. средства инновационных фондов формируются за счет отчислений, включаемых в себестоимость продукции, и использовать их целесообразно в первую очередь на обновление основных фондов с целью развития и расширения производства.

Для мероприятий по повышению энергоэффективности более эффективно использовать внешнее финансирование.

Рыночные инструменты

В Республике Беларусь пока отсутствуют законодательные основы для развития таких наиболее эффективных организационно-правовых форм на рынке энергосбережения как энергосервисные компании (ЭСКО). Опыт ЭСКО в других странах показывает, что они становятся важным звеном в обеспечении эффективными схемами финансирования инвестиций в реализацию проектов энергосбережения.

Впервые вопросы создания ЭСКО в стране стали после реализации проекта Всемирного Банка «Развитие энергосервисных компаний (ЭСКО) в Республике Беларусь» в 2004-2005 годах. Сейчас в республике функционируют четыре ЭСКО:СЗАО «Белинвестэско», СЗАО «Международный энергетический центра» (созданный врамках Проекта ПРООН/ГЭФ на базе СЗАО «Внешэнергосервис»), ЗАО «ТКД«Юниспектр» и СООО «Центр новых технологий «Коннектикум». К сожалению, из-за отсутствия нормативной базы в области оказания энергосервисных услуг эти компании работают в основном по простой схеме обычного финансирования мероприятий по строительству мини-ТЭЦ на основе газопоршневых или газотурбинных технологий.

Общий объем привлеченных инвестиций в 2008-2009 годах составил не более 60 млрд.рублей.

Стандартизация 

Программа развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения успешно осуществляется с краткосрочной целью гармонизации с соответствующими стандартами ЕС. Однако следует обратить внимание, что ряд стандартов еще не начали работать в полной мере.

Например, принятый в августе 2009 года стандарт СТБ 1777 «Системы управления энергопотреблением. Требования и руководство по применению» для его реального внедрения требует информационной поддержки и обеспечения учебы руководящих инженерных кадров. Необходимо также заполнить пробел в системе технических нормативных актов, применимых к энергоэффективности и ВИЭ, для обеспечения поддержки использования биологического топлива на транспорте, содействия развития когенерации, повышения эффективности конечного энергопотребления, маркировки энергетической продукции.

Подключение к сети 

Закон предписывает местным органам и республиканским органам государственного управления оказывать поддержку предприятиям, осуществляющим свою деятельность в области альтернативной энергетики или являющимся малыми производителями энергии. Обязательными являются подсоединение данных объектов к энергосети, независимо от их права собственности, а также оплата за производимую ими энергию. Тем не менее, многие вопросы остаются нерешенными в правовом и организационном плане, что существенно тормозит реализацию многих энергоэффективных проектов, особенно проектов по ВИЭ и других распределенных малых источников (например, мини-ТЭЦ, тригенерационные системы, биогазовые установки). В частности не урегулированы вопросы:

  • отношений между владельцем источника и энергосистемой в части технических условий и требований для подключения и выдачи мощности в сеть;
  • тарифов на транспортировку электроэнергии;
  • резервирования мощности и оплаты за эту услугу, предоставляемую энергоснабжающими компаниями;
  • работы на сбалансированную нагрузку в случае аварийного отключения энергосистемы.

 

Повышение энергоэффективности. Проблемы и решения

В Беларуси видят немало барьеров и проблем, связанных с реализацие программ энергосбережения. Видят не только препятствия, но и пути устранения возникаюих противоречий.

Барьер 1:

Высокая доля участия государства в экономике и централизация (монополизация) производства и транспорта энергии.

Рекомендации:

Гарантией развития использования нетрадиционных и возобновляемых источников тепловой и электрической энергии должна стать децентрализация, выражающаяся в развитии инициативы, самостоятельности субъектов хозяйствования, предоставлении им равных условий и возможностей независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности производить и передавать энергию, полученную от альтернативных (нетрадиционных) источников энергии и ВИЭ, энергоснабжающим организациям. При этом с учетом возрастающего числа децентрализованных источников необходимо обеспечить надежное функционирование энергетической системы, для чего необходимо внедрять инновационные IT-технологии ее регулирования.

Ведению государственных органов следует отнести:

  • вопросы нормирования, стандартизации, а также установления тарифов в отношении всех форм собственности;
  • контроль над техническим состоянием, безопасностью объектов, связанных спроизводством, поставкой, транспортировкой энергии, альтернативных(нетрадиционных, возобновляемых) источников энергии независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.

Барьер 2:

Неравные ценовые условия и тарифы для независимого производителя энергии

и государственных энергоснабжающих организаций, входящих в ГПО БелЭНЕРГО, ведут к необоснованным высоким затратам у первого, его низкой

конкурентоспособности. В целом устаревшая тарифная система, искаженная к тому же перекрестным субсидированием, при попытке ввести дифференцированные тарифыставит независимых участников рынка в заведомо невыгодные условия. Кроме этого, соотношение между стоимостью тепловой и электрической энергией таково, что без урегулирования тарифов делает невозможным внедрение таких технологий как низкотемпературные тепловые насосы.

Рекомендации:

Конкурентная среда в условиях отсутствия ясных планов реформирования

централизованной энергосистемы создается за счет присутствия на энергетическом рынке независимых производителей, наделенных соответствующими правами и обязанностями. Для построения правовых отношений в этой сфере необходим рамочный закон об энергетической отрасли. Эта рекомендация важна и для преодоления барьера №1 выше. Должна быть внедрена моделирующая тарифная система для управления спросом и предложением, основанная на исследовании графика нагрузки. Должны быть приняты нормативные правовые акты, регулирующие технические и коммерческие условия присоединения независимых производителей энергии к энергосистеме.

Барьер 3: 

Вопросы, связанные с энергоэффективностью, распределены среди большого количества различных организаций и структур управления. Для проведения эффективной политики институциональные компоненты в сфере повышения энергоэффективности должны быть проанализированы и рационализированы.

Рекомендации:

Необходимо изменить существующую институциональную структуру в области вопросов повышения энергоэффективности. Одним из возможных путей укрепления институциональной составляющей для реализации политики в этой области является учреждение Национального агентства по энергоэффективности, которое должно быть независимым органом государственного управления, подчиняющимся Совету Министров. Следует создать эффективную систему энергетического менеджмента навсех предприятиях, особенно энергоемких. Ввести систему энергетической сертификации и энергетической маркировки.

Барьер 4: 

Отсутствует реальная возможность аккумуляции и реинвестирования средств, сэкономленных в результате проведения энергоэффективных мероприятий в государственном секторе, особенно в дотационных предприятиях ЖКХ и бюджетных организациях. Принцип ежегодного установления лимитов (норм) на потребление ТЭР в этом секторе, а также отсутствие бюджетного планирования на период более одного года является препятствием для развития бизнес-моделей ЭСКО.

Рекомендации:

Необходимо изменить принцип нормирования «от достигнутого» и период бюджетного планирования с тем, чтобы реально осуществлять капитализацию достигнутой экономии для обеспечения реинвестирования в дальнейшее сокращение потребления ТЭР и повышения материальной заинтересованности персонала.

Необходимо развить нормативные правовые основы для широкого внедрение ЭСКО и других организационно-правовых форм для управления инвестициями, для развития основ государственно-частного партнерства.

Для того чтобы позволить организациям, находящимся в государственной

собственности, получать прибыль от инвестиций в повышение энергоэффективности и освоение возобновляемых источников энергии, Государство должно гарантировать этим организациям возможность заключения многолетних контрактов и применения гибких бюджетных механизмов.

Барьер 5: 

Для осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности в жилом секторе основными барьерами являются следующие:

  • недостаток финансирования и риск неплатежей со стороны собственников жилья;
  • субсидированные низкие цены на энергию, снижающие экономическую привлекательность многих мероприятий;
  • отсутствие учета тепловой энергии на уровне квартир в большинстве зданий;
  • не развита инициатива товариществ собственников жилья и отсутствие у участников и руководителей товариществ желательного уровня знаний и осознание необходимости энергосбережения;
  • нет правовых норм и правил в области заключения контрактов с ЭСКО и экономических основ для их деятельности в общественном секторе.

Рекомендации:

Следует восстановить планомерную ликвидацию перекрестного субсидирования в ЖКХ (в 2008-2010 годах наметилась тенденция к усилению перекрестного субсидирования). Повысить потенциал знаний собственников жилья и руководства кондоминиумов в области энергосбережения, автоматизированного учета и контроля над потреблением энергии и тепла, принципов энергоаудита, возможных схем финансирования (например, льготное кредитование) и взаимодействия с ЭСКО.

Барьер 6:

Мотивация предприятий (особенно бюджетной сферы) к привлечению дополнительных инвестиций в мероприятия по повышению энергоэффективности практически отсутствует в условиях предоставления бюджетных средств на безвозвратной основе. Кроме того, многие предприятия предпочитают вкладывать в энергоэффективные проекты скорее собственные средства, чем заемные. Одна из причин – непонимание преимуществ собственного капитала при инвестировании в расширение производства, актуальности привлечения заемных средств на цели энергосбережения, отсутствие опыта подготовки соответствующих документов и непонимание рисков инвестора, высокие процентные ставки. Также не до конца разработаны юридические и налоговые механизмы по превращению экономии, полученной в рамках проектов по энергосбережению в государственном секторе, в доход, который может быть использован для погашения займов.

Рекомендации:

Предоставление предприятиям большей самостоятельности в принятии финансовых решений с одновременным поднятием уровня знаний в сфере бизнес-планирования и подготовки банковских предложений. При этом ощущается необходимость в значительной мере обновить Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении».

Необходимо принять меры по дальнейшему снижению ставки рефинансирования и сформировать устойчивые рыночные механизмы кредитования энергоэффективных инвестиций. Для этого необходимо:

  • развивать ЭСКО, формы простых товариществ, совместных предприятий, другие организационно-правовые формы для стимулирования участия третьей стороны в финансировании;
  • осуществлять регулирование стимулов, включая надбавку к тарифам, соотносящуюся с затратами на энергосбережение;
  • создать простую систему условного депонирования денежных средств, полученных за счет энергосбережения;
  • развивать специальные оборотные фонды с доступными и недорогими кредитами на цели повышения энергоэффективности, а также для предоставления частичных кредитных гарантий для других финансовых инструментов.

 

Барьер 7: 

Сложнее ситуация с прямыми иностранными или частными инвестициями. Инвестирование в уставной капитал государственных или муниципальных компаний затруднено. Инвестирование в уставной капитал отдельного проекта, в рамках которого создан специальный целевой механизм и государство является одним из держателей акций, возможно.

Рекомендации:

Необходимо проведение дополнительного анализа по данному вопросу с выяснением конкретных деталей. Инвестирование в проекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (а в Беларуси таких проектов превалирующее большинство), всегда связано с вопросами обеспечения гарантий и предмета залога: можно ли получить правительственные гарантии для конкретного проекта (обычно очень долгий и сложный процесс), какова стоимость гарантий, может ли государственная или муниципальная собственность выступать в качестве залога, и рядом других схожих юридических и финансовых вопросов.

 

В отчете представлены графики, таблицы, весьма информативные приложения. Многие проблемы, с которыми столкнулись в республике Беларусь, весьма актуальны для России и сегодня и в будущем. Рекомендуем ознакомиться с представленными материалами.

 

Материал представлен компанием «Экологические системы», Украина.

 

Автор: Коваль Сергей Петрович

portal-energo.ru