Энергосбережение и инвестиционный аудит
По мнению инвесторов и энергосберегающих компаний, которые, в конечном счете, используют средства, полученные в результате экономии энергии и эксплуатационных расходов, для финансирования мер по модернизации, начиная с 70-х годов, энергетический аудит во все возрастающей степени перестает добиваться поставленных перед ним целей. Мы исторически уклонялись от темы влияния человеческого фактора при проведении энергетического аудита. Для некоторых многоцелевых мер устанавливались «периоды окупаемости», хотя мы прекрасно понимали, что в меняющихся условиях результаты применения этих мер не будут одинаковыми.
В основе традиционного подхода к энергетическому аудиту лежит стремление получить «моментальную фотографию» сложившейся ситуации. При этом обычно считается, что все нынешние условия будут статичными в течение всего прогнозируемого периода окупаемости принимаемых мер. Однако здания очень редко или совсем никогда не бывают статичными. Как правило, они представляют собой динамические объекты с меняющимися функциями. Более того, в них проживают люди, которые просто не будут вести себя последовательно и предсказуемо.
По мнению инвесторов и энергосберегающих компаний, которые, в конечном счете, используют средства, полученные в результате экономии энергии и эксплуатационных расходов, для финансирования мер по модернизации, начиная с 70-х годов, энергетический аудит во все возрастающей степени перестает добиваться поставленных перед ним целей. Мы исторически уклонялись от темы влияния человеческого фактора при проведении энергетического аудита. Для некоторых многоцелевых мер устанавливались «периоды окупаемости», хотя мы прекрасно понимали, что в меняющихся условиях результаты применения этих мер не будут одинаковыми.
Еще в 1983 году проведенная оценка первых восьми этапов Программы Министерства энергетики США по рациональному использованию энергии показала, что до 80% экономии, полученной в рамках программы эффективного управления, можно было отнести на счет эффективной работы эксплуатационного и ремонтного персонала. Другими словами, только 20% полученной экономии можно было отнести на счет самого оборудования, однако они продолжали делать расчеты, исходя из предпосылки, что оборудование всегда будет работать одинаково в различных условиях.
Очень часто не принималось во внимание влияние действующего старого энергетического оборудования на вновь установленное оборудование. С течением времени опыт научил людей, занимающихся перфоманс-контрактами, что, прежде чем предоставлять гарантии, необходимо более точно рассчитывать условия, в которых будет работать новое энергоэффективное оборудование, и оценивать элемент непредсказуемости, который люди привносят в данное уравнение. В настоящее время для того, чтобы с какой-либо степенью достоверности прогнозировать будущую экономию, необходимо обратиться к инвестиционному аудиту.
Подобно обычному аудиту, инвестиционный аудит включает в себя традиционный анализ паспортных данных, времени эксплуатации и т.д. Затем наступает черед оценки риска, которая применяется для оценки условия в конкретных зданиях и, что более важно, человеческого фактора. Трудность проблемы заключается в том, что необходимо определить, какой действительно результат дадут предлагаемые меры с течением времени на данном объекте в вероятных будущих условиях.
И здесь аудит выходит за рамки науки и превращается в искусство. Причем, сложившаяся практика привлечения организаций, занимающихся данным бизнесом в «большой» энергетике, здесь совершенно недопустима. Необходимо знать все сильные и слабые стороны конкретного объекта, конкретных людей, на конкретной территории. Причем, провести длительный мониторинг не только оборудования, но и квалификации управленческого и обслуживающего персонала.
В соответствии с предлагаемой Управляющей компанией «Жилэнергокомплекс» концепцией, за энергоаудитом в обязательном порядке должна последовать реконструкция и модернизация. УК «Жилэнергокомплекс» призвана зарабатывать не на энергоаудитах, а на фактической экономии от практической деятельности.
Необходимо не только оценить человеческий фактор, но и увязать его с потенциальными энергетическими мерами, чтобы правильно рассчитать влияние, которое окажут жители, управленческий персонал, эксплуатационный режим и техническое обслуживание, на меры по повышению энергоэффективности.
Например, к таким мерам, как теплоизоляция, т.е. мерам, которые практически не зависят от людей, можно относиться с большей благосклонностью, особенно на объектах, где человеческий фактор оказывает относительно небольшое влияние. А такие меры, как, например средства управления (особенно если имеются возможности вручную вмешиваться в их работу), связаны с более высоким риском (человеческий Фактор), поэтому в оценки периода окупаемости и прогнозируемую экономию необходимо вносить соответствующие корректировки.
Проводить инвестиционный аудит значительно сложнее, он требует более высокого мастерства и некоторой субъективной оценки. Аудитор обязан проанализировать множество ключевых факторов, включая: деятельность управленческого персонала в области энергоэффективности и его приверженность этому курсу; поведение жильцов, в значительной степени обусловленное четко видимым участием управленческого персонала в мерах по энергосбережению; эксплуатационный персонал, его квалификация и потребности в обучении; ремонтный персонал, его квалификация и потребности в обучении; степень сложности оборудования, возможность эксплуатационного и ремонтного персонала эффективно эксплуатировать данное оборудование; состояние энергомеханического оборудования; бюджет на проведение ремонтных работ и замену оборудования; отношение эксплуатационного и ремонтного персонала к энергетической программе.
После завершения анализа этих и других человеческих факторов в рамках инвестиционного аудита необходимо оценить степень риска каждого из этих факторов и соответствующие затраты. Все эти риски должны быть учтены в финансовой структуре любого энергетического проекта (особенно это касается проектов с гарантированной экономией).
Любая оценка технических и человеческих факторов имеет денежную составляющую. Определение затрат за весь срок службы оборудования в совокупности с расчетами чистой приведенной стоимости являются составной частью инвестиционного аудита.
Очень часто главной целью проекта является проведение общей модернизации объекта и замена оборудования. Выгода, получаемая в результате вносимых изменений, повышающих эффективное использование энергии, становится тщательно рассчитанной частью инвестиционного пакета. Принимаемые меры обязательно принесут рассчитанную выгоду, если инвестиционный пакет является экономически жизнеспособным. Предположения относительно того, что вещи будут оставаться неизменными, больше не имеют силы.
Инженеров, способных проводить инвестиционный аудита, не хватает, а спрос на них все увеличивается. Энергосберегающим компаниям всегда требуются аудиторы, способные проводить качественные инвестиционные аудиты, что помогает снизить риск таких компаний. Инвестиционный аудит – один из видов услуг УК «Жилэнергокомплекс», но он сопровождается обязательной дальнейшей реализацией проекта. В этом основное преимущество территориальной принадлежности наших компаний.
В среде энергосберегающих компаний не является секретом тот факт, что энергетические аудиты, позволяющие получить «моментальную фотографию» ситуации, недостаточно хороши. Однако те, кто в среде энергосберегающих компаний понимает ценность инвестиционных аудитов, не особенно громко заявляют об этом. Совершенно очевидно, что у них нет желания создавать дополнительный спрос на квалифицированных специалистов в этой области за пределами их отрасли, в то время как они сами испытывают нехватку таких специалистов.
Со временем спрос рождает предложение. Инженеры, которые постепенно изменили суть проводимых аудитов и включили в них анализ человеческого фактора, намерены предпринять еще более интенсивные усилия в этом направлении. Все большее число инженерных компаний включают оценку риска в свои аудиторские процедуры.
По мере того, как те, кто хочет иметь качественные перфоманс-контракты без гарантий энергосберегающих компаний и причитающегося им комиссионного вознаграждения, начинают понимать и ценить выгоду, которую им сулят инвестиционные аудиты, спрос будет расти.
Популярность инвестиционных аудитов в сфере энергоэффективности будет расти среди более информированной части заказчиков, однако потребуется некоторое время для того, чтобы проведение инвестиционного аудита стало требованием стандарта в этой отрасли промышленности. Владельцы, которые в настоящее время хотят, чтобы качественный инвестиционный аудит стал их руководством к действию в области инвестиций, испытывают трудности из-за нехватки специалистов за пределами энергосберегающих компаний, способных проводить инвестиционные аудиты.
Исторически роль аудитора заканчивалась сразу после вручения отчета владельцу и получения причитающегося вознаграждения. Вознаграждение инженера не было увязано с какими-либо требованиями к состоятельности прогнозов. С появлением инвестиционного аудита владелец должен настаивать на получении и получать прогнозы в отношении ожидаемой экономии средств и энергии, за которыми будет стоять конкретный аудитор. Владелец, которому необходимо провести качественный инвестиционный аудит, может оценить способности различных аналитиков, сравнив их прогнозы с результатами, полученными в рамках предыдущих проектов.
Когда все будет сказано и сделано, результаты качественного инвестиционного аудита должны быть предоставлены банкирам и инвесторам для проведения тщательного анализа. Инвестиционный аудит – это ядро проекта, который будет приемлем для банков. Поэтому и используется термин ИНВЕСТИЦИОННЫЙ аудит.
Любые иные меры, дающие менее значимый эффект, не будут вполне служить интересам владельца, подрядчика или инвестора.