Экономия энергии – рентабельный бизнес

Самым большим препятствием энергосбережения является не столько отсутствие знаний, сколько денег. Предприятия стремятся вложить свой капитал в основную сферу своей деятельности. «Потенциал энергосбережения не учитывается, хотя c уменьшением оплаты счетов за энергию затраты полностью окупились бы за 2-3 года»

Йоонас Пёрсти

Перевод: Марьют Аалто

Финляндия является одним из мировых лидеров по показателям энергоэффективности. Из-за холодного климата показатель экономии энергии уже учитывается при строительстве многих зданий. Простора для экономии все же хватает. Дипломированный инженер Харри Лаппалайнен напоминает, например, о том, что путем улучшения систем кондиционирования воздуха, освещения, конструкции окон и охлаждающих приборов больших предприятий возможно сэкономить ещё 10-20 % всего расхода энергии страны.

Хотя и эти проценты прямо не подвергаются сравнению с показателями производства самой энергии, такая экономия, однако, значительно уменьшила бы нагрузку на окружающую среду. Домашние хозяйства, предприятия коммунального обслуживания, а также промышленные предприятия могли бы значительно сэкономить на оплате своих счетов за энергию. Кроме того, вокруг услуг в области экономии энергии могла бы возникнуть деловая активность совершенно нового типа и новые рабочие места. По оценке Лаппалайнена, развитие в этой области в ближайшие годы значило бы для предприятий, предлагающих услуги в области экономии энергии, рынок в размере 200-300 миллионов финских марок (около 850-1300 миллионов рублей).

В США и в Канаде таких предприятий в области энергосберегающих услуг уже много (так называемые предприятия ESCO – Energy Service Companies). Зато в Финляндии и в других странах Европы эта отрасль развивается медленно. Причиной тому является местная культура бизнеса. «Для нас традиционны большие государственные предприятия, которые не привыкли пользоваться услугами других фирм», – говорит Лаппалайнен и добавляет: «Энергосбережение также не считается особенно привлекательной отраслью. Многим представляется это как либо дрожать от холода, либо экономить воду в душе.»

Финансирование экологических замыслов

По своей гражданской профессии Лаппалайнен является исследователем нейронных сетей, но различные увлечения привели его к передовым проектам в области энергетики. В 1998 году он был одним из основателей первого в Финляндии акционерного общества по производству ветровой энергии под названием Лумитуули. Акции этой фирмы хорошо продавались. Свою первую ветросиловую станцию фирма построила прошлой весной на западном побережье, в городе Лумийоки, Похьянма. Теперь молодые основатели фирмы Лумитуули начинают новое предприятие, сосредотачивающееся на услугах энергосбережения. Их намерением является инвестиция денег, поступающих от продажи ветросилового электричества, на экологически и экономически ориентированную деятельность.

Самым большим препятствием энергосбережения является не столько отсутствие знаний, сколько денег. Предприятия стремятся вложить свой капитал в основную сферу своей деятельности. «Потенциал энергосбережения не учитывается, хотя c уменьшением оплаты счетов за энергию затраты полностью окупились бы за 2-3 года», – поясняет Лаппалайнен.

Предприятие, занимающееся услугами энергосбережения, предлагает решение этой проблемы. На многих предприятиях при поддержке Государственного центра обслуживаний в области энергосбережения – MOTIVA – уже делается осмотр возможных объектов энергосбережения. Наша задача состоит в продолжении этой работы: мы инвестируем либо свой капитал, либо привлекаем средства вкладчиков, вносим технические улучшения и организуем необходимое обучение для предприятия.

Счёта за энергию уменьшаются – прибыль растет

В сферу деятельности предприятия по энергосбережению одинаково хорошо вписываются как установка тепловых насосов зданий, так и дорогой ремонт больших промышленных помещений. По словам Лаппалайнена, начинающему свою деятельность в сфере энергосбережения предприятию стоит в первую очередь сосредоточиться на замыслах малой либо средней величины, которые быстро окупаются. Самыми хорошими областями являются различные бюро и пункты обслуживания. Они приступают к промышленному ремонту помещений легче, чем производственные предприятия, которые скорее всего оберегают свое производство от лишних изменений.

Особенность экономической деятельности состоит в том, что предприятие получает прибыль лишь многие годы спустя. Доход предприятия, занимающегося услугами экономии энергии, зависит от того, насколько произведенные усовершенствования уменьшают затраты на энергию у клиента. Хотя договора тщательно подготовляются, воплощение на практике такого типа вознаграждения является и немного рискованным.

Размер сэкономленной энергии и сумма возврата могут стать спорными вопросами. Однако самым плохим, что может произойти, является банкротство клиента. «В таком случае из залогового имущества банкрота нам остаются только различное малоценное оборудование, такое, как, например, холодильники, которые невозможно использовать ни в каком другом месте. Чтобы довести до минимума риск такого типа, важно иметь достаточно много разнообразных проектов, находящихся в стадии подготовки», – констатирует Лаппалайнен.

Финляндия извлекает пользу из своего местоположения

Лаппалайнен не боится того, что кто-нибудь отберет у него хорошую бизнес-идею перед тем, как он сам успеет приступить к работе в этой сфере. Его мотивы являются прежде всего экологическими: чем быстрее появятся энергосберегающие фирмы, и возрастет деятельность в области экономии энергии, тем лучше. Пока в Финляндии имеется только два пробных замысла. Однако, Лаппалайнен, будучи молодым инженером, верит в будущее этой отрасли.

«У нас в Финляндии имеются отличные условия для развития всей промышленности, связанной с энергетикой. Климат у нас такой холодный, что экономия энергии здесь более выгодное дело, чем, например, в Центральной Европе. По этой причине идеи здесь легче запустить на рынок. Рынки также найдутся и в других местах. Например, в Великобритании, несмотря на более мягкий климат, расход энергии находится на таком же уровне, как и в Финляндии. Теплоизoляция зданий там оставляет желать лучшего», – говорит Лаппалайнен.

Йоонас Пёрсти – работает экологическим журналистом в Хельсинки. Он является членом организации «Додо – Живая природа для будущего».

portal-energo.ru