Нетленный Хамбо Лама Итигэлов

 

(Ваши версии и дополнительная информация по теме приветствуются)


 

В 2002 году в мировом сообществе вызвало необычайный интерес феноменальное явление, связанное с именем Хамбо Ламы Итигэлова. 10 сентября того года на поверхность земли было поднято нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири, который был похоронен 15 июня 1927 года. Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и составила заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производилось. Имеются многие признаки, говорящие, что клетки тела живые, но находящиеся в особом состоянии анабиоза (состояние сомати!?). Как тело Хамбо Ламы сохранилось в таком состоянии на протяжении 75 лет в закопанном в землю ящике – остается загадкой. А также, как он при жизни сумел сделать такое. Это явление широко обсуждалось в прессе, был создан фильм, собрано много информации о жизни и деятельности Итигэлова, проводились круглые столы, конференции, но ясного понимания этого феномена пока нет. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого явления. Ныне живущие ламы высказали мнение, что благодаря духовной практике и медитации он сумел сохранить тело, чтобы продемонстрировать силу учения Будды.

Это еще один пример того, как много имеется непознанного и недоступного современной науке и как на самом деле глубоки и загадочны жизнь, смерть и сознание. И современное понимание мироустройства требует переосмысления. А вот с позиций духовного знания и практики этот феномен может быть объяснен. Это тот случай, когда сознание сильнее материи и способно творить «чудеса» даже в этом материальном мире, в противовес известным нам физическим законам.

Материал о нетленном Ламе еще более выигрышный, чем об Эдгаре Кейси, так как здесь уже не спишешь на «не было» или «шарлатанство». Интересно, что сейчас скажут против этого материала мои оппоненты-скептики на форуме этого ЖЖ? Неужели опять «не верю»? :) Ведь уникальный феномен налицо!

P.S. Важные моменты в тексте выделены жирным текстом.

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


Нетленный Хамбо Лама Итигэлов

 

Даши Доржо Итигэлов — Пандита Хамбо Лама XII (то есть глава буддистов Бурятии, Пандито Хамбо Лама – это титул главы буддистов, который переводится примерно как «самый учёный лама», «пандит» на санскрите «учёный»). Имя этого незаурядного человека, крупного буддийского философа и священнослужителя широкой публике стало известно около десяти лет назад.

Примечаниe: В исторических и современных источниках и архивных документах существует различное написание фамилии XII Пандито Хамбо Ламы: Этигэлэй, Этигэлов, Итэгилов и др. Традиционной Буддийской Сангхой России принято написание фамилии в соответствии с сохранившейся его собственноручной подписью на русском языке.

Детство и юность

Даши Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия).

Рано лишившись родителей, оказался в местности Ошор Булак, где около пяти лет пас овец. С детства Итигэлов отличался целеустремленным и независимым характером. В 15 лет тайком добрался до Анинского дацана (буддийский монастырь) (Хоринский район Бурятии) и там учился 23 года: изучал санскрит, тибетский язык, логику, буддийские тексты. Чтобы не прерывать свое образование, местные жители на протяжении более полутора десятков лет по просьбе Хойто-ламахай вносили за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение его от военной службы.

Духовный путь

Постигая учение Будды, Итигэлов успешно защитил звание гэбши, затем габжи (ученые степени лам-философов) и прославился учёностью. В последующие годы он совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине. В 1898 году вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы Согшон-дугана.

 

В 1904 году Даши Доржо Итигэлов был назначен ширетуем (настоятелем) Янгажинского дацана. Находясь на этой должности, он стал инициатором постройки новых Чойра-дугана, Дэважин-дугана. Дуганы были возведены в целях совершения добродетели для многих тысяч воинов, погибших во время войны. Итигэлов пожертвовал на строительство все свое состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.

Весной 1911 года в Резиденции Хамбо Ламы (Тамчинский дацан) из числа десяти претендентов он был избран XII Пандита Хамбо Ламой буддийского духовенства Восточной Сибири.

После начала Первой мировой войны занимался сбором средств для помощи фронту. В 1915 году был награждён высшей государственной наградой Монголии — Орденом Драгоценного жезла, а в 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, был награждён российским орденом Святой Анны II степени.

К тому времени Забайкалье превратилось в один из крупнейших буддийских центров в мире – с десятками храмов, типографий, богатейшими библиотеками, в которых хранились как новейшие, так и древние раритетные книги, с центрами тибетской медицины.

До 1917 года Даши Доржо Итигэлов был главой буддистов в России. Затем он сложил с себя полномочия, по официальной версии, из-за болезни. Но некоторые современные исследователи его жизни и деятельности считают, что причина была в другом: он предвидел трагическую судьбу российского буддизма в ХХ веке при И.Сталине и его дальнейшее возрождение, поэтому последние десять лет жизни готовился к этому будущему. О чём и говорил в своём завещании ученикам.

XII Пандита Хамбо Лама Даши Доржо Итигэлов был практиком высочайшего уровня. На основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений. Он также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.

Добровольный уход из жизни

15 июня 1927 года XII Пандита Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «Нуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо Лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандита Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов ушел в нирвану, казалось бы, навсегда.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Вскоре после ухода Итигэлова началось массовое разграбление и разрушение дацанов и мест поклонения, прокатилась волна арестов буддистов. Священнослужители и верующие прятали священные реликвии, но большая часть их была безжалостно уничтожена большевиками. В Анинском дацане был взорван центральный храм; в дальнейшем в его развалинах устроили скотобойню.

Обретение нетленного тела

Согласно завещанию в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандита Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандита Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан (ящик). В 1973 году XIX Пандита Хамбо Лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами процедуру повторили и убедились в сохранности тела.

К концу прошлого века все ученики Итигэлова умерли. Но сам он стал приходить во сне нынешнему главе Буддийской Сангхи. 7 сентября 2002 года восьмидесятивосьмилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель села Гильбира, указал Хамбо Ламе Д. Аюшееву местонахождение Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. 10 сентября 2002 года XXIV Пандита Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам в присутствии представителей властей и экспертов-криминалистов подняли саркофаг с Итигэловым. Лама Итигэлов все еще сидел в той же самой «позе лотос», которую он принял 75 лет назад, прежде чем войти в свою последнюю медитацию. Выполнив необходимые ритуальные действия, его тело перенесли в Иволгинский дацан и поместили в стеклянный саркофаг, в котором не регулируются ни температура, ни влажность. Тело остается в сидячем положении без каких-либо приспособлений или поддержек.


 

 

Практически, постоянно около Учителя находится его главный смотритель Бимбо Лама. Через определенное время, по сезону, он меняет ему одежду, и к этому периоду суставы становятся более подвижными. Бимбо Лама отметил, что при переодевании «от тела Ламы исходит благоухание».

Даша Доржо Итигэлов, кстати, считается перерожденцем Первого Пандито Хамбо Ламы Заяева. Тот тоже умер в возрасте 75 лет и, уходя, сказал ученикам: «Я вернусь через 75 лет». И через три четверти века родился в 1852 году Итигэлов. Он тоже сказал, что вернётся через 75 лет, и в 2002 году подняли его саркофаг.

 

 

Научное изучение тела ламы

Тело Итигэлова оказалось нетленным, оно сейчас находится в Иволгинском дацане.

С естественнонаучной точки зрения феномен объяснению не поддается. Такой биологический объект, как тело Итигэлова, с которым никто ничего не делал – не мумифицировал, не бальзамировал, – существовать не может. Но оно существует.

Буддистские власти Бурятии позволили изучить светским учёным феномен нетленного тела Пандита Хамбо Ламы XII. Экспертиза Академии наук несколько раз свидетельствовала, что структура белка тела Итигэлова соответствует структуре белка живого человека. Оно потеет, набирает в весе, у него мягкая, упругая кожа, сохранена подвижность пальцев рук и локтевых суставов, присутствуют глазные яблоки, внутренние органы целы и т.д. Оно выглядит, как тело человека, умершего не более двенадцати часов назад. Во время последней конференции «Феномен Хамбо Ламы Итигэлова» в Буддийском университете в 2009 году три высших буддистских иерарха России, Монголии и Северной Индии измерили температуру тела Итигэлова. Она достигла 34 градусов, а в обычном состоянии колеблется от 18 до 23 градусов. Это не мумия и не мощи. Это – неординарное событие, которое наука пока не может объяснить.

По словам Виктора Звягина, зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы, были взяты образцы волос, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения брались аналогичные образцы у живых людей. Трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже — высушила» (по словам Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни. Затем избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5—10 кг и составил 41 кг.

С января 2005 года все биомедицинские исследования тела Итигэлова были закрыты указом главы Буддийской традиционной сангхи России.

Во время главных буддистских празднований, семь раз в году, религиозные паломники имеют возможность увидеть тело Хамбо Ламы Итигэлова. Во время торжественных служб его лицо покрывается каплями пота, которые вытирают хранители. Это подтвердила и Янжима Васильева, директор института Итигэлова: «Изменения происходят постоянно. Меняется цвет лица Ламы, а в 2005 году глава буддистов Монголии Хамбо Лама Чойжамц отметил, что у Хамбо Ламы Итигэлова подросли и почернели волосы».

На 1-й международной конференции «Глобальный Феномен XII Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия» в 2006 году профессор, академик РАЕН, доктор технических наук университета «Дубна» Борис Большаков сообщил о результатах последних научных исследований, проведенных с использованием методов инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса. Ученые вновь засвидетельствовали, что структура белка тела Итигэлова соответствовала структуре белка живого человека. Таким образом, было еще раз официально подтверждено, что спустя 80 лет после смерти Итигэлова, все жизненные функции клеток его тела оставались активными, а ядра клеток – живыми и неповрежденными.

Б.Большаков также отметил, что хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок в этом «примитивном саркофаге» нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. «Все посетители свидетельствуют, что они испытывают на себе мощный тепловой поток, исходящий от тела Итигэлова. Более того, его лицо покрывается потом, то есть идет потеря энергии. Но вес сохраняется,» – констатировал ученый.

Согласно сообщению академика РАН Сергея Курсакина, учеными была зафиксирована деятельность гипоталамуса Итигэлова, а также частоты электромагнитных колебаний, исходящих из тела Ламы. Курсакин добавил, что «в теле Хамбо Ламы также сохранилась кровь! Правда, она из жидкой стала желеобразной».

Профессор Б.Большаков признался, что он не знает «ни одного подобного, официально зарегистрированного судебно-медицинской экспертизой в государственном документе факта о жизни человека после его физической смерти. Не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще».

В 2009 году, на II международной конференции «Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова» И.В. Тихонов из Санкт-Петербурга в докладе «Философский аспект феномена Хамбо Ламы Итигэлова» отметил: » С точки зрения общепринятого представления об окружающем мире, такой биологический объект, как нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, существовать не может. Тем не менее, этот объект существует и постоянно присутствует в нашем мире. Этот факт означает только одно: наши представления о мире – несовершенны и требуют корректировки«.

Некоторые ученые называют такое состояние человеческого тела анабиозом. Однако, независимо от названия, современная наука бессильна объяснить этот феномен. »Общечеловеческая важность феномена Хамбо Ламы Итигэлова, «- сказал Тихонов, – состоит именно … в разрушении сложившихся представлений о мире и в осознании необходимости построения новой картины окружающего мира, учитывающей факт существования нетленного тела Хамбо Ламы Итигэлова. Оглядываясь в прошлое, следует отметить, что изменения представлений об окружающем мире в сознании людей происходили постоянно в связи с накоплением новых неизвестных ранее сведений о мире (великие географические открытия, выход человека в космическое пространство и т.д.). В противном случае, мы до сих пор считали бы, что Земля – плоская и покоится на трёх китах».

Александр Хачатуров, доктор экономических наук, профессор, на III-й Международной конференции «Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова» в июне 2011 г. сказал: «Впервые мы наблюдаем такой серьезный эксперимент, который поставил Итигэлов: он прожил 75 лет среди людей, 75 под землей и уже как 9 лет вернулся в наш мир и продолжает жить. Более того, все кто видит и наблюдает его тело, говорят, что тело ни только не меняется к худшему, оно становится лучше, и это тело фактически живого человека». А Геше Лхарамба Лобсанг Хайдуп, преподаватель Буддийского университета «Гоман дацана» (Индия) в приветственной речи на открытии конференции высказал предположение, что Хамбо Лама Итигэлов может встать (ожить), когда придет Будда Грядущего Майтрея и озарит его своим лучом.

Духовный лидер Тибета Далай Лама XIV сказал в связи с этим в интервью еженедельнику «Аргументы и факты» (№14, 2003 г.): «…многие буддийские монахи познают смерть, умирая во время медитации, таким образом освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет и их тела не разлагаются. Пример тому – медитирующий лама в Бурятии, тело которого нетленно вот уже 75 лет…»

По словам Ламы Аюшеева, возвращение Хамбо Ламы Итигэлова «верующих… укрепило в вере, сомневающихся избавило от сомнений, атеистов заставило задуматься…». Феномен обретения тела Учителя вызвал колоссальную активность российских, и не только российских, буддистов. Он сохранил нетленное тело в назидание потомкам и доказал, что вера не зависит от времени и власти.

 

В память о Даши Доржо Итигэлове

Внучатая племянница ламы, Янжима Васильева, в 2002 году создала информационный центр «Вместе с Итигэловым», а в 2004-м — Институт Итигэлова.


Ниже даны ссылки с более подробной информацией об Хамбо Ламе Итигэлове:

Фильмы:

  • Послание Хамбо Ламы

Отдельные интернет-сайты:

Публикации:


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/88122.html)

 

bp21.livejournal.com