Энергоэффективность в контексте экономического развития и модернизации

В России проводится активная работа по реализации инициатив Президента России Д. А. Медведева в сфере модернизации российской экономики. Отправной точкой для развития новых идей должно стать выявление общих законов, по которым развивается мировое сообщество в области энергетики, а также анализ условий поддержания экономического роста и российской специфики при снижении энергоемкости ВВП.

 

Энергоемкость цивилизации

Рост производительности энергии – такое же условие развития человеческой цивилизации, как рост производительности труда. Существуют три закона трансформации энергетической базы цивилизации.

 

1. Закон относительной стабильности доли расходов на энергоснабжение всех потребителей к валовому продукту или к ВВП (рис. 1). В долгосрочном плане отношение расходов на энергоснабжение к ВВП или валовому выпуску относительно постоянно (изменяется в очень узких пределах). При «перешагивании» верхнего порога (10–11 % от ВВП или 5–6 % от валового выпуска) экономический рост резко замедляется (рис. 2).

 

Рисунок 1.

Эволюция отношения суммарных расходов на покупку энергии всеми потребителями в ВВП стран ОЭСР и США

Рисунок 2.

Связь темпов экономического роста (трехлетняя скользящая средняя) и отношения суммарных расходов на покупку энергии всеми потребителями к ВВП стран ОЭСР

 

2. Закон роста качества используемых энергоносителей. При устойчивом росте цен на энергоносители только повышение эффективности их использования может удержать отношение расходов на энергию к ВВП в пределах, обеспечивающих устойчивый рост ВВП.

 

3. Вытекает из двух первых – закон повышения энергоэффективности или повышения производительности энергии. То есть развитие человеческой цивилизации на протяжении веков сопровождается тенденцией повышения производительности энергии. В последние полтора века она повышалась в среднем на 1 % в год1. Только в последние годы эти темпы несколько ускорились (рис. 3). Тенденция к снижению энергоемкости становится более выраженной при включении в расчет биомассы и мускульной силы скота. Последний фактор удалось оценить только для США.

 

Рисунок 3.

Динамика энергоемкости ВВП ведущих стран мира

 

Энергоемкость ВВП России в 2000–2008 годах снижалась почти на 5 % в год, что существенно выше, чем во многих странах мира. Однако, несмотря на быстрое снижение, она все еще в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем в развитых странах. По оценке ЦЭНЭФ, энергоемкость российского ВВП в 2008 году снизилась на 4,5 %. Во время кризиса 2009 года энергоемкость ВВП выросла на 3,3 %.

 

Высокая энергоемкость российского ВВП – это не «цена холода», а наследство плановой экономики, от которого за 17 лет так и не удалось избавиться. В царской России эффективность использования энергии была в 3,5 раза выше, чем в Германии, в 3 раза выше, чем во Франции и Японии, в 4,4 раза выше, чем в Великобритании и США, и в 3,5 раза выше среднемировой. В середине XIX века Россия была одной из самых энергоэффективных стран в мире.

 

В 2000–2008 годах в России 4/5 прироста потребностей экономики в энергетических услугах покрывалось за счет повышения энергоэффективности, но она снижалась в основном за счет структурных факторов. Существенно сократить технологический разрыв с развитыми странами после 1990 года так и не удалось.

 

Энергетическая безопасность

В декабре 2010 года Правительству Российской Федерации было дано поручение разработать проект Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации с учетом положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

 

Проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года оценивает возможность снижения добычи к 2030 году до траектории естественной убыли добычи нефти на действующих месторождениях. Существуют разные прогнозы добычи сырой нефти, но во всех прогнозах она достигает пика на горизонте до 2040 года и затем снижается (рис. 4а). Снижение уровня добычи нефти – не уникальная черта России. МЭА прогнозирует спад добычи сырой нефти в целом для стран, не входящих в ОПЕК2.

 

Новые прогнозы оставляют мало места для оптимизма в секторе нефтедобычи. В 2050 году почти вся российская нефть должна быть добыта на открытых, но еще не освоенных сегодня или на неразведанных месторождениях. А значит, уровни перспективной добычи очень неопределенны, а риски снижения объемов добычи велики. Государство пытается их снизить за счет усиления своей роли в управлении недрами. Это происходит на фоне нежелания частных компаний вести разведку при большом риске изъятия обнаруженных месторождений. Они считают, что для удержания добычи нефти и замедления ее падения необходимо создание равных и прозрачных условий доступа к недрам и устойчивой системы правил ведения бизнеса3.

 

Уровень добычи газа на ближайшие годы будет определяться наличием значительного избытка предложения на международных рынках, который, по оценкам МЭА, в 2011 году может составить 200 млрд м3. К этому следует добавить возможность стабилизации или очень медленного роста внутреннего потребления природного газа до 2015 года. В отношении долгосрочных прогнозов добычи природного газа имеются заметные расхождения (рис. 4б).

Рисунок 4.

Прогнозы добычи нефти (а) и природного газа (б)

Доля нефтегазового сектора в экономике России будет снижаться, а роль драйвера экономического роста должна перейти к не-нефтегазовому ВВП. Для этого нужно его кардинально модернизировать и повысить его конкурентоспособность. При приближении внутренних цен к мировым (в сфере электроэнергии это уже произошло) без повышения энергоэффективности эту задачу не решить. Сегодня удельные расходы энергии при производстве многих видов промышленной продукции у нас в 1,5–4 раза выше лучших западных технологий.

 

Капиталоемкость в добывающей промышленности в два раза выше, чем в обрабатывающей. В целом, отрасли ТЭК имеют высокий уровень капиталоемкости. Она будет расти по мере возникновения необходимости тратить значительные капитальные средства на компенсацию снижения добычи. Высокая доля инвестиций в ТЭК ведет к росту общей капиталоемкости и замедлению экономического роста. Капитальные вложения, необходимые для полной реализации технического потенциала повышения энергоэффективности, составляют 324–357 млрд долл. США. А капитальные вложения, необходимые для развития ТЭК до 2020 года, оцениваются в «Энергетической стратегии» в сумму более 1 трлн долл. США.

 

При снижении добычи нефти в 1930-х или 1940-х годах Россия должна будет начать импортировать нефть и нефтепродукты. С этого момента высокие цены на нефть перестают быть однозначным благом для России. При сохранении привязки цен газа к ценам нефти рост последних позволяет увеличивать доходы от экспорта газа, но ведет к росту расходов на импорт нефти и нефтепродуктов. Доходы от экспорта природного газа и прочих товаров и услуг не покрывают потребности в валюте для импорта, рубль обесценивается, а часть производственных мощностей простаивает по причине дороговизны комплектующих для сборочных производств, сырья и материалов. Чтобы этого не произошло и тенденция падения темпов роста ВВП была менее выражена, необходимо повышать энергоэффективность и замещать жидкое топливо другими видами энергоносителей.

 

Как показали макроэкономические расчеты автора, ускоренное снижение энергоемкости российского ВВП позволяет повысить среднегодовые темпы роста ВВП по меньшей мере на 0,2 %. Возможно, сегодня это кому-то покажется небольшой величиной, но нужно иметь в виду, что в 2010-х годах темпы роста ВВП составят в среднем не более 3–4 % в год, и каждое последующее десятилетие будут снижаться. На фоне темпов роста середины ХХI века повышение энергоэффективности обеспечит более чем пятилетний дополнительный рост ВВП.

 

Государство осознало необходимость повышения энергоэффективности. В конце 2010 года правительство утвердило «Государственную программу Российской Федерации энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года». Данная программа нацелена на обеспечение за счет реализации включенных в нее мероприятий снижения энергоемкости ВВП на 13,5 % к 2021 году и на обеспечение годовой экономии первичной энергии в объеме не менее 100 млн т у. т. к 2016 году и 195 млн т у. т. к 2021 году. Из федерального бюджета на ее реализацию выделяются беспрецедентные средства. Разработчики Программы, среди которых одним из основных был ЦЭНЭФ, ушли от концепции прямого финансирования проектов. Главная задача расходования средств федерального бюджета в 2011 году – стимулировать через софинансирование:

 

  • реализацию региональных программ – 5 271 млн руб. (рычаг стимулирующего эффекта);
  • реализацию проектов в энергоемких видах деятельности за счет предоставления государственных гарантии по кредитам – 10 000 млн руб.;
  • обеспечение информационной поддержки процесса повышения энергетической эффективности через создание ГИС – 680 млн руб.;
  • софинансирование подготовки кадров и образовательной деятельности – 255 млн руб., а также финансирование НИОКР, связанных с реализацией программы.

Львиная доля расходов при реализации Программы приходится на внебюджетные источники. Поэтому важная задача бюджетных расходов – стимулировать их мобилизацию. Для этого необходимо отладить технологии привлечения внебюджетных источников.

 

Важным аспектом модернизации российской экономики является переключение внимания с внешних на внутренние факторы роста, на формирование основ самоподдерживающего роста; коренная модернизация технологической основы производства и существенное повышение на этой базе производительности труда, капиталоотдачи и энергоэффективности.

 

1 Так, в США и Великобритании в 1850–2005 годах энергоемкость ВВП снижалась примерно на 1 % в год, во Франции– на 0,5 % в год, а в Канаде в 1920–2005 годах – на 0,7 % в год. За 155 лет производительность энергии выросла в 5 раз в США и в 4,6 раза в Великобритании.

2 World Energy Outlook 2010. OECD/IEA. 2010.

3 Как отмечает К. Соборнов, менеджер по геологоразведке Shell в России и на Украине, цикл от начала разведки до промышленной эксплуатации достаточно длителен, а в России в таких временных рамках условия очень нестабильны и инвестировать в долгосрочные проекты мало кто решится. КоммерсантЪ. Business Guide. 2010. № 47.

www.abok.ru