Зарубежный опыт – интересно и полезно!
В серии публикуемых ГУ СО ИнЭС разработок выходит цикл работ по обобщению зарубежного опыта по энергосбережению.
Предлагаем ознакомиться с опытом Германии – государством с которым в последнее время по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности установились продуктивные контакты.
Федеративная Республика Германия по праву считается одним из мировых лидеров политики энергосбережения и энергоэффективности.
Такое признание лидерства обусловлено не только активной публичной позицией руководства страны в этих вопросах, но и целым комплексом практических мер, применяемых в Германии на протяжении последних лет и приносящих ощутимые результаты.
Целенаправленно энергосбережением в Германии занимаются с семидесятых годов прошлого столетия, и первопричиной этого как во всей Европе, так и в Германии, стали экологические проблемы, связанные с выработкой углекислоты в результате традиционного энергопотребления, и возникающий парниковый эффект, угрожающий глобальной катастрофой.
Другой предпосылкой энергосбережения в Германии стала сохраняющаяся зависимость страны от стран-экспортеров энергетических ресурсов. Доля экспортируемых Германией энергоносителей составляет около 80%, наиболее велика зависимость по газу – 84% его поставляются из России, Норвегии, Голландии. При этом наблюдается постоянный рост цен на газ и другие энергоносители – цены на газ для конечного потребителя выросли за несколько лет почти вдвое (Рис. 1).
Средний темп снижения энергоемкости ВВП в ФРГ сложился в последние два десятка лет на уровне 1,5% в год, и по общему мнению, это не предел – стоит задача повышать энергоэффективность национальной экономики на 3% ежегодно.
Энергетический сектор является сегодня одной из наиболее важных отраслей германской экономики. Занятые в нем 350 тыс. человек вносят существенный вклад не только в эффективное энергоснабжение, но и укрепляют имидж Германии как привлекательного места для ведения бизнеса в целом. Объем вкладываемых в энергетику средств составлял в среднем в последние годы около 30 млрд. немецких марок ежегодно, что ставит отрасль в один ряд с наиболее инвестиционноемкими сферами.
Рисунок 1. Затраты на энергию в евро, за год
Можно выделить несколько основных направлений энергетической политики в ФРГ:
- экономия энергии;
- повышение эффективности использования энергии;
- использование возобновляемых видов энергии.
В свою очередь, основными средствами стали:
- создание законодательной базы;
- формирование институциональной среды;
- инновационная и технологическая политика;
- энергетический контроль и другие.
Среди причин успеха германской энергетической политики можно выделить несколько:
- активная позиция государства в вопросах энергосбережения;
- создание государством национальных стандартов в этой области;
- создание государством понятных условий, реально стимулирующих практику энергосбережения и энергоэффективности во всех секторах экономики, законодательное их закрепление;
- создание соответствующей институциональной инфраструктуры обращенной ко всем субъектам, от которых зависит успех энергетической политики – предприятиям, гражданам, инвесторам, заказчикам работ, общественным объединениям;
- общественное согласие по вопросам энергоэффективности;
- слаженное использование и удачное комбинирование экономических рычагов и методов финансовой политики – от изменения структуры цен на энергоносители, экологической налоговой реформы, до значительных государственных инвестиций. Эффективное использование средств (целевые программы на федеральном, региональном и местном уровнях; финансовые механизмы стимулирования – субсидии, кредиты и льготы в случае проведения энергосберегающих мер);
- союз бизнеса с государством в решении вопросов энергоэффективности, в первую очередь по причине инвестиционной привлекательности соответствующих проектов.
Опыт ФРГ ясно показывает – только когда бизнес и граждане заинтересованы в экономии энергии, сработает законодательство, применятся технологии, появятся инновации. Особое внимание следует обратить на изучение успешной реализации реформы ЖКХ и механизма санации жилищного фонда, где потенциал энергосбережения огромен. Так при новом строительстве используется стандарт энергопотребления в 80 кВт.ч на кв. м в год, что достигается внедрением повсеместного инструментального учета и грамотной регулировки энергопотребления за счет систем автоматизации.
После объединения Германия проводила в Восточных землях реформы ЖКХ и жилищного сектора в условиях сходных со сложившимися в России. Поэтому для нас опыт ФРГ по восстановлению работоспособности жилищно-коммунального хозяйства очень привлекателен. Стоит помнить, что как и в других отраслях, в ЖКХ Германии основной принцип энергетической политики – эффективность и экономия.