Региональные программы в сфере обращения с отходами

Регулирование процессов обращения с отходами на территории Самарской области является одним из приоритетных направлений региональной и муниципальной экологической политики.

Среди основных направлений обеспечения экологической устойчивости региона в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года определены:

  • утилизация, обезвреживание, экологически безопасное захоронение и размещение отходов производства и потребления;

  • ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов отходов, несанкционированных свалок, отстойников, хранилищ химического оружия;

  • развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов путем строительства и модернизации заводов по переработке отходов, мусоросортировочных и перегрузочных станций, полигонов отходов.

Вместе с тем, оптимизация процессов обращения с отходами производства и потребления не может быть достаточно успешной без привлечения к этому процессу финансовых, технологических, технических и организационных возможностей экологически ориентированного бизнеса.

Для стимулирования этого процесса, а также в целях реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и увеличение их использования в качестве вторичных материальных ресурсов на территории области, разработана и утверждена областная целевая программа «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области на 2010 – 2012 годы и на период до 2020 года».

В основу программы заложен кластерный подход к построению единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, в наибольшей степени соответствующий  приоритетным направлением обеспечения реализации целей, определенных стратегическими документами Российской Федерации и Самарской области. По мнению разработчиков программы именно такой подход позволяет сконцентрировать для решения комплекса задач в сфере управления отходами необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций.

Программа реализуется в два этапа:

I этап: 2010-2012 годы -  планируется создание организационных механизмов реализации Программы, проведение эксперимента по раздельному сбору ТБО в населённых пунктах муниципальных районов Самарской области, создание генеральных схем очистки территорий городских округов, муниципальных районов и Самарской области в целом, а также начало проектирования и строительства первоочередных объектов обращения с отходами на территории муниципальных районов Самарской области

II этап: 2013-2020 годы – планируется реализация комплекса мер, направленных на создание производств по переработке вторичных ресурсов, и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов на территории городских округов и муниципальных районов Самарской  области. Кроме того, на втором этапе предполагается корректировка программных мероприятий с учётом итогов реализации первого этапа Программы.

Целевые индикаторы Программы

№ п/п

Наименование целевого индикатора (показателя)

Единица измерения

Значение целевого индикатора (показателя) по годам

2009 (оценка)

2010

2011

2012

2020

 

Цель: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления  и формирование кластера использования вторичных ресурсов в экономике Самарской области 

 

Задача: модернизация системы обращения с отходами производства и потребления на  территории Самарской области

 

1.

Количество населённых пунктов, охваченных системами сбора и удаления отходов, по отношению к общему количеству населенных пунктов Самарской области

Процентов

16,8

16,8

16,8

16,8

100

 

Задача: проектирование и строительство объектов обращения с отходами на территории муниципальных образований

2.

Доля коммунальных отходов, размещаемых в природной среде

Процентов

82,8

82,8

82,8

82,8

67,2

3.

Количество объектов размещения ТБО, соответствующих современным  требованиям природоохранного законодательства

Единиц

3

3

3

3

28

 

Задача: создание условий для развития производств по использованию вторичных ресурсов на территории Самарской области с использованием механизмов государственно-частного партнёрства

4.

Доля коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов

Процентов

17,2

17,2

17,2

17,2

32,8

 

Цель: улучшение санитарного и экологического состояния территории муниципальных образований Самарской области

 

Задача: ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов и рекультивация техногенных массивов

5.

Количество несанкционированных мест размещения ТБО

Единиц

503

503

503

503

0

6.

Объём нефтешламов, извлеченных из накопителей углеводородсодержащих отходов, не имеющих собственников, и переработанных в продукты

тыс. м 3

0

0

0

0

200

Механизм реализации программных мероприятий

 

Ориентировочные объемы финансирования Программы по этапам реализации

 

Источник

 финансирования

Объём финансирования Программы, тыс. рублей

Всего

в том числе

I этап

II этап

2013-2020 гг.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Бюджет Самарской области

4 022 773,4

24 264

24 900

375 974,1

3 597 635,3

Бюджеты муниципальных образований

197 333,2

14 236

0

41 449,3

141 647,9

Внебюджетные средства

4 044 641,8

20 000

35 000

212 084

3 777 557,8

Управление и контроль за реализацией Программы

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (государственный заказчик Программы). Государственный заказчик Программы осуществляет координацию деятельности основных исполнителей в ходе реализации Программы, а также ее правовое и методическое обеспечение.

Ожидаемые результаты Программы

В результате реализации отдельных мероприятий Программы будет:

  • к 2015 году 100% населённых пунктов Самарской области обеспечено системами сбора и удаления отходов, соответствующих  требованиям природоохранного законодательства;

  • сокращение доли коммунальных отходов, размещаемых в природной среде,  с 82,8 до 67,2%;

  • увеличение количества объектов размещения твёрдых бытовых отходов, соответствующих современным  требованиям, с 3 до 28;

  • увеличение доли коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов, с 17,2 до 32,8%;

  • ликвидация  несанкционированных мест размещения твёрдых бытовых отходов  к 2017 году;

  • доведение объёма нефтешламов, извлеченных из накопителей углеводородсодержащих отходов, не имеющих собственников, и переработанных в продукты, к 2020 году до 200 тыс. м3.

www.rosaro.ru