Региональные программы в сфере обращения с отходами
Регулирование процессов обращения с отходами на территории Самарской области является одним из приоритетных направлений региональной и муниципальной экологической политики.
Среди основных направлений обеспечения экологической устойчивости региона в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года определены:
- утилизация, обезвреживание, экологически безопасное захоронение и размещение отходов производства и потребления;
- ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов отходов, несанкционированных свалок, отстойников, хранилищ химического оружия;
- развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов путем строительства и модернизации заводов по переработке отходов, мусоросортировочных и перегрузочных станций, полигонов отходов.
Вместе с тем, оптимизация процессов обращения с отходами производства и потребления не может быть достаточно успешной без привлечения к этому процессу финансовых, технологических, технических и организационных возможностей экологически ориентированного бизнеса.
Для стимулирования этого процесса, а также в целях реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и увеличение их использования в качестве вторичных материальных ресурсов на территории области, разработана и утверждена областная целевая программа «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области на 2010 – 2012 годы и на период до 2020 года».
В основу программы заложен кластерный подход к построению единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, в наибольшей степени соответствующий приоритетным направлением обеспечения реализации целей, определенных стратегическими документами Российской Федерации и Самарской области. По мнению разработчиков программы именно такой подход позволяет сконцентрировать для решения комплекса задач в сфере управления отходами необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций.
Программа реализуется в два этапа:
I этап: 2010-2012 годы - планируется создание организационных механизмов реализации Программы, проведение эксперимента по раздельному сбору ТБО в населённых пунктах муниципальных районов Самарской области, создание генеральных схем очистки территорий городских округов, муниципальных районов и Самарской области в целом, а также начало проектирования и строительства первоочередных объектов обращения с отходами на территории муниципальных районов Самарской области
II этап: 2013-2020 годы – планируется реализация комплекса мер, направленных на создание производств по переработке вторичных ресурсов, и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов на территории городских округов и муниципальных районов Самарской области. Кроме того, на втором этапе предполагается корректировка программных мероприятий с учётом итогов реализации первого этапа Программы.
Целевые индикаторы Программы
№ п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора (показателя) по годам |
||||
2009 (оценка) |
2010 |
2011 |
2012 |
2020 |
|||
|
Цель: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов в экономике Самарской области |
||||||
|
Задача: модернизация системы обращения с отходами производства и потребления на территории Самарской области
|
||||||
1. |
Количество населённых пунктов, охваченных системами сбора и удаления отходов, по отношению к общему количеству населенных пунктов Самарской области |
Процентов |
16,8 |
16,8 |
16,8 |
16,8 |
100 |
|
Задача: проектирование и строительство объектов обращения с отходами на территории муниципальных образований |
||||||
2. |
Доля коммунальных отходов, размещаемых в природной среде |
Процентов |
82,8 |
82,8 |
82,8 |
82,8 |
67,2 |
3. |
Количество объектов размещения ТБО, соответствующих современным требованиям природоохранного законодательства |
Единиц |
3 |
3 |
3 |
3 |
28 |
|
Задача: создание условий для развития производств по использованию вторичных ресурсов на территории Самарской области с использованием механизмов государственно-частного партнёрства |
||||||
4. |
Доля коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов |
Процентов |
17,2 |
17,2 |
17,2 |
17,2 |
32,8 |
|
Цель: улучшение санитарного и экологического состояния территории муниципальных образований Самарской области |
||||||
|
Задача: ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов и рекультивация техногенных массивов |
||||||
5. |
Количество несанкционированных мест размещения ТБО |
Единиц |
503 |
503 |
503 |
503 |
0 |
6. |
Объём нефтешламов, извлеченных из накопителей углеводородсодержащих отходов, не имеющих собственников, и переработанных в продукты |
тыс. м 3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
200 |
Механизм реализации программных мероприятий
Ориентировочные объемы финансирования Программы по этапам реализации
Источник финансирования |
Объём финансирования Программы, тыс. рублей |
||||
Всего |
в том числе |
||||
I этап |
II этап 2013-2020 гг. |
||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||
Бюджет Самарской области |
4 022 773,4 |
24 264 |
24 900 |
375 974,1 |
3 597 635,3 |
Бюджеты муниципальных образований |
197 333,2 |
14 236 |
0 |
41 449,3 |
141 647,9 |
Внебюджетные средства |
4 044 641,8 |
20 000 |
35 000 |
212 084 |
3 777 557,8 |
Управление и контроль за реализацией Программы
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (государственный заказчик Программы). Государственный заказчик Программы осуществляет координацию деятельности основных исполнителей в ходе реализации Программы, а также ее правовое и методическое обеспечение.
Ожидаемые результаты Программы
В результате реализации отдельных мероприятий Программы будет:
- к 2015 году 100% населённых пунктов Самарской области обеспечено системами сбора и удаления отходов, соответствующих требованиям природоохранного законодательства;
- сокращение доли коммунальных отходов, размещаемых в природной среде, с 82,8 до 67,2%;
- увеличение количества объектов размещения твёрдых бытовых отходов, соответствующих современным требованиям, с 3 до 28;
- увеличение доли коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов, с 17,2 до 32,8%;
- ликвидация несанкционированных мест размещения твёрдых бытовых отходов к 2017 году;
- доведение объёма нефтешламов, извлеченных из накопителей углеводородсодержащих отходов, не имеющих собственников, и переработанных в продукты, к 2020 году до 200 тыс. м3.