Региональная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Свердловской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2010 г. N 472-ПП
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 – 2015 ГОДЫ И ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВКАХ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
В целях реализации на территории Свердловской области Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р, Закона Свердловской области от 25 декабря 2009 года N 117-ОЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области» (»Областная газета», 2009, 30 декабря, N 405-406), выполнения протокола совещания у Губернатора Свердловской области А.С. Мишарина от 15.12.2009 по вопросу энергоэффективности экономики Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Региональную программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Свердловской области на 2010 – 2015 годы и целевые установки на период до 2020 года (далее – Региональная программа) (прилагается).
2. Определить Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Шевелев Ю.П.) государственным координатором Региональной программы.
3. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Шевелев Ю.П.):
1) совместно с исполнительными органами государственной власти Свердловской области и заинтересованными организациями Свердловской области организовать исполнение Региональной программы;
2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации при предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджету Свердловской области на софинансирование расходных обязательств Свердловской области в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в случаях, когда предоставление таких субсидий предусмотрено федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
4. Министерству экономики Свердловской области (Максимов М.И.), начиная с 2010 года, учитывать необходимость реализации на территории Свердловской области государственной политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при оказании мер государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
5. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области ежегодно, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области информацию о выполнении Региональной программы.
6. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области разработать и принять муниципальные целевые программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетной сфере.
7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Шевелева Ю.П.
8. Настоящее Постановление опубликовать в «Областной газете».
И.о. председателя Правительства
Свердловской области
М.И.МАКСИМОВ
К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 24 марта 2010 г. N 472-ПП
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 – 2015 ГОДЫ
И ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Раздел 1. ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование Региональной программы
Региональная программа по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности Свердловской области
на 2010 – 2015 годы и целевые установки на период
до 2020 года (далее – Региональная программа)
Основание для разработки Региональной программы
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ
«Об энергосбережении и повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 4 июля 2008 года
N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и
экологической эффективности российской экономики»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 01.12.2009 N 1830-р;
Перечень поручений Президента Российской Федерации
по итогам расширенного заседания президиума
Государственного совета Российской Федерации
от 02.07.2009 N Пр-1802ГС;
Закон Свердловской области от 25 декабря 2009 года
N 117-ОЗ «Об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности на территории
Свердловской области» (»Областная газета», 2009,
30 декабря, N 405-406);
Распоряжение Правительства Свердловской области
от 02.09.2009 N 932-ПП «Об утверждении состава рабочей
группы по разработке программы повышения энергетической
эффективности экономики Свердловской области»
Государственный заказчик Региональной программы
Министерство энергетики и жилищно-коммунального
хозяйства Свердловской области
Разработчики Региональной программы
Государственное бюджетное учреждение
Свердловской области «Институт энергосбережения»
(далее – ГБУ СО «ИЭ»);
Свердловский областной Союз промышленников и
предпринимателей (работодателей);
отраслевые союзы промышленников и предпринимателей
Свердловской области
Сроки реализации Региональной программы
Программные мероприятия (I этап) – до 2015 года
Целевые установки – до 2020 года
Программные мероприятия (II этап) – 2016 – 2020 годы
(разработка в 2014 году)
Цель Региональной программы
Активизация в Свердловской области практических действий
и расширение набора инструментов реализации
государственной политики энергосбережения, способных
обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового
регионального продукта (далее – ВРП)
Свердловской области не менее чем на 40 процентов
по отношению к 2007 году
Основные задачи Региональной программы
1) обновление основных производственных фондов экономики
на базе новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и
оборудования, автоматизированных систем и информатики;
2) индикативное планирование показателей и формирование
заданий по энергосбережению и энергоэффективности
в бюджетной сфере, организациях других видов
экономической деятельности, с целевой установкой
снижение энергоемкости ВРП Свердловской области
к 2015 году на 12,0 процента, к 2020 году -
на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года;
3) сокращение бюджетных расходов на коммунальные услуги
с целевой установкой сокращения доли расходов
на коммунальные услуги в общих расходах бюджета области
к 2015 году в 1,3 раза, к 2020 году – в 1,5 раза
по отношению к уровню 2007 года;
4) снижение удельных показателей потребления топлива,
электрической и тепловой энергии при производстве
большинства энергоемких видов продукции, работ, услуг,
а также в общественных и жилых зданиях
Свердловской области;
5) государственная поддержка создания регионального
кластера по разработке и производству энергоэффективного
оборудования, приборов и материалов, средств контроля и
регулирования, программного, метрологического и
информационного обеспечения;
6) наращивание темпов комплексного оснащения средствами
инструментального учета, контроля и автоматического
регулирования энергоносителей, содействие формированию
разветвленной энергосервисной сети;
7) стимулирование энергосбережения в бюджетной сфере,
жилищно-коммунальном хозяйстве, на производстве и
в быту, повышение административной и экономической
ответственности за энергорасточительную деятельность и
поведение;
8) совершенствование и повышение достоверности
статистического учета и отчетности по производству и
потреблению топлива и энергии, особенно на муниципальном
уровне;
9) концентрация финансовых и временно не занятых
трудовых ресурсов на широкомасштабных работах
по капитальному и текущему ремонту коммунальной
инфраструктуры и жилищного фонда с целевой установкой
снижения удельного потребления тепловой энергии
в жилищно-коммунальной сфере к 2015 году в 1,3 раза,
а к 2020 году в 1,7 раза по отношению к уровню 2007 года
Важнейшие целевые показатели и индикаторы
Важнейшими целевыми показателями и индикаторами
являются:
1) снижение энергоемкости ВРП;
2) снижение электроемкости ВРП;
3) снижение теплоемкости ВРП;
4) снижение затрат областного бюджета на оплату
коммунальных услуг;
5) снижение удельной энергоемкости важнейших видов
продукции;
6) снижение удельной энергоемкости жилищного фонда;
7) снижение потерь энергоресурсов при производстве,
транспортировке и потреблении;
8) уровень инструментального учета потребления
энергетических ресурсов бюджетными организациями и
жилищным фондом
Перечень основных разделов Региональной программы
Основные разделы Региональной программы:
1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Региональная программа
2. Основные цели и задачи Региональной программы,
целевые показатели, сроки и этапы их реализации
3. Система программных мероприятий:
1) совершенствование энергоменеджмента;
2) повышение энергоэффективности в бюджетной сфере и
жилищном фонде;
3) повышение энергоэффективности в сфере производства и
распределения топливно-энергетических ресурсов;
4) повышение энергоэффективности в промышленности и
на транспорте;
5) повышение энергоэффективности в агропромышленном
секторе и потребительской сфере;
6) снижение энергетических издержек предприятий малого и
среднего бизнеса и формирование энергосервисной
инфраструктуры;
7) активизация научно-исследовательской и
проектно-конструкторской деятельности.
4. Целевые показатели повышения энергетической
эффективности и энергосбережения
5. Оценка социально-экономической эффективности
Региональной программы
Объемы и источники финансирования
Объемы и источники финансирования первого этапа
программы (2010 – 2015 годы) приведены в таблице 12.
Объемы и источники финансирования могут уточняться
при формировании областного бюджета на соответствующий
год
Ожидаемые конечные результаты реализации Региональной программы и ее социально-экономической эффективности
Обеспечение достижения основной цели региональной
программы – снижение к 2020 году снижение энергоемкости
ВРП Свердловской области на 40 процентов к уровню
2007 году за счет действия всех факторов
при инновационном сценарии развития экономики
Свердловской области и Российской Федерации в целом.
Обеспечение за счет реализации мероприятий Региональной
программы на первом этапе (к 2015 году) к уровню
2007 года:
1) снижения энергоемкости ВРП не менее чем на 9,5 – 10,0
процента;
2) снижения электроемкости ВРП не менее чем на 4,8 – 5,0
процента;
3) снижения теплоемкости ВРП не менее чем на 13,28
процента;
4) снижения затрат областного бюджета на оплату
коммунальных услуг в 1,3 раза;
5) снижения удельной энергоемкости важнейших видов
продукции;
6) снижения удельной энергоемкости жилищного фонда
на 10 – 12 процентов;
7) снижения потерь энергоресурсов при производстве,
транспортировке и потреблении;
8) увеличения уровня инструментального учета потребления
энергетических ресурсов бюджетными организациями
до 100 процентов, жилищного фонда до 70 процентов
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Региональная программа направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Свердловской области, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта Свердловской области не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. Реализация мероприятий Региональной программы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения области топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Свердловской области.
Основной проблемой, решению которой способствует Региональная программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Региональной программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Свердловской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года (далее – Схема-2015) и Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года (далее – Стратегия-2020).
Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
При этом надо иметь в виду, что наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе (далее – ТЭК) для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чреваты отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики.
Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергоэффективности.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который, по разным оценкам, составляет более 35 – 40 процентов от уровня потребления энергии. Поэтому повышение энергоэффективности следует рассматривать как основной энергетический ресурс будущего экономического роста.
Энергоемкость валового внутреннего продукта (далее – ВВП) Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 – 3,5 раза выше, чем в развитых странах. В свою очередь энергоемкость ВРП Свердловской области превышает энергоемкость ВВП Российской Федерации почти в 1,3 раза, а электроемкость, соответственно, почти в 1,7 раза.