О Государственной программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года
Доклад Директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России С. Михайлова на конференции в рамках EMBIZ 2009 10 ноября 2009 г.
Уважаемые участники конференции!
Необходимыми условиями для укрепления энергетической безопасности России является обеспечение технической доступности энергии для развивающейся экономики, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. В абсолютных объемах это 403 млн т у.т., а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах – порядка 420 млн т у.т. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. прирост производства первичной энергии в России в 2008-2020 гг. в 244-270 млн. т у.т. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № Пр-1802ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г. и распоряжений Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р и от 25 декабря 2008 г. № 1996-р, Минэнерго России разработан проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 г.
В настоящее время проект Программы находится на согласовании федеральными органами исполнительной власти – государственными заказчиками программы. В их числе 15 федеральных органов исполнительной власти, все те, чья деятельность непосредственно влияет на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Основная цель Программы – рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах Российской Федерации и снижения энергоемкости ВВП по сравнению с 2007 г.
Основной задачей программы является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет:
- запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Российской Федерации;
- реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.
Наряду с этим, реализация программы должна способствовать сохранению и расширению потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке, а также снижение объемов выбросов парниковых газов.
Задача перевода экономики России на энергосберегающий путь развития и снижения энергоемкости ВВП к 2020 г. на 40% к уровню 2007 г. не может быть решена без широкого использования организационно-технического потенциала энергосбережения. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г., и расчетами экспертов, за счет структурных преобразований в экономике прогнозируется снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. на 26,5%. Поэтому, для выполнения заданного Президентом Российской Федерации целевого значения снижения энергоемкости ВВП на 40%, Программа составлена из необходимости достижения целевого показателя снижения энергоемкости ВВП за счет организационно-технических мероприятий на 13,5% к 2020 г., что в сумме с эффектом от структурных преобразований составит необходимые 40%.
Реализация программы предусматривается в два этапа: 2010-2015 гг. и 2016-2020 гг. На первом этапе целевым индикатором успешного выполнения программы является снижение энергоемкости ВВП за счет реализации программных мероприятий на 7,4% и годовая экономия энергоресурсов в 2015 г. в объеме 85 млн т у.т. На втором этапе соответственно 13,5% и 170-180 млнт у.т.
Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) предопределила необходимость выделения секторальных направлений по реализации программных мероприятий. В их числе:
- повышение энергоэффективности в электроэнергетике;
- повышение энергоэффективности в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры;
- повышение энергоэффективности в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
- повышение энергоэффективности в организациях федеральной бюджетной сферы;
- повышение энергоэффективности в жилищном секторе;
- стимулирование повышения энергоэффективности в субъектах Российской Федерации;
- расширение использования возобновляемых источников энергии;
- нормативно-законодательное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.
В плане реализации программа базируется на типовых мероприятиях, но при этом учитывает специфику отдельных отраслей экономики.
В программе не содержится сведений о конкретных проектах в разрезе субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий и организаций. После утверждения программы Правительством Российской Федерации проекты будут отбираться на конкурсной основе государственными заказчиками программы. В проекте программы по каждому направлению, программному мероприятию, на ближайшие 5 лет рассчитаны объемы экономии энергетических ресурсов по годам, и по ним же – объемы ресурсного обеспечения в виде бюджетных и внебюджетных средств.
Как было отмечено выше, по каждому направлению определены типовые программные мероприятия. Данные по ним представлены на рис. 1-5.
Результаты в части практического энергосбережения и повышения энергоэффективности во многом зависят от деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Общие проблемы реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности в регионах представлены в табл. 1.
В процессе реализации мероприятий программы предусмотрена организация взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. Формы этого взаимодействия учитывают:
- согласование и установление объема средств федерального бюджета и порядка их предоставления субъектам Российской Федерации для достижения установленных программных индикаторов и пороговых показателей;
- мониторинг исполнения установленных программных индикаторов и пороговых показателей на основании форм официальной статистической отчетности и деятельности в субъектах Российской Федерации уполномоченных представителей государственных заказчиков Программы.
Важно также обеспечить согласование показателей Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и региональных программ энергосбережения.
Проектом федерального закона предусмотрено, что в региональных программах должны быть отражены следующие целевые показатели и их значения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
- сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
- повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
- увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
- сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
- увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Эти показатели согласуются с типовыми мероприятиями Государственной программы.
Перевод экономики на энергоэффективный путь развития потребует серьезного ресурсного обеспечения.
Всего, на период до 2020 г., стоимость программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (без учета развития ВИЭ) оценивается почти в 10,5 трлн руб. в пересчете на цены соответствующих лет. По источникам финансирования предлагается задействовать около 850 млрд руб. из средств федерального бюджета, около 950 млрд руб. из региональных бюджетов, а остальное – из внебюджетных источников. Предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации составят около 633 млрд руб.
При этом ожидается и значительный социально-экономический эффект. При выполнении программы будет обеспечена суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в 2010-2015 гг. в объеме порядка 2,6 трлн руб., в 2010-2020 гг. – около 10 трлн руб. (в текущих ценах).
Уважаемые участники конференции!
Завершая свое выступление, хотел бы остановить Ваше внимание на следующем. Близится к завершению разработка и принятие законодательной и нормативной правовой базы энергоэффективности. Подготовлены предложения по формированию целостной системы управления процессом повышения энергетической эффективности российской экономики, обеспечивающей распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Формируется организационная структура управления энергоэффективностью в стране.
В данных условиях крайне необходимы и востребованы практические действия по переводу страны на энергосберегающий путь развития на основе современных технологий, нового энергосберегающего оборудования, инновационных проектов. Уверен, что государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности станет важным инструментом реализации этих действий.
Благодарю за внимание.
Табл. 1. Общие проблемы субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности
1 |
Значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной. |
2 |
Значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов. |
3 |
Повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов. |
4 |
Несоответствие оснащённости производства современному научно-техническому уровню. |
5 |
Низкая платежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения. |
6 |
Отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения. |
7 |
Нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии. |