История расизма
Антропология — это не наука, а политика, пишет блогер shlyahtich. Поэтому антропологи все время вынуждены подстраиваться под ситуацию и все время выдумывать новые способы угодить властям предержащим. Сюда же относится и политкорректность.
Какова история науки о происхождении человека, расах, национальностях и наследственности? Если загибать пальцы, то в мире существует семь основных гипотез происхождения человека:
1. Индия. Теория об индоевропейцах.
2. Кавказ. Кавказцами на западе называют всех белых.
3. Иран. Всем известные арийцы.
4. Полигенизм — утверждает, что все расы произошли независимо.
5. Европа. Самая неполиткорректная и малоизвестная теория.
6. Африка. Сейчас самая известная теория.
7. Отсутствие рас — самая молодая и политкорректная теория.
Как видите, антропологи даже не считают нужным как-то сопоставлять свои теории, и все семь молодцов существуют в научном обществе одновременно. Причем каждая из семи считает себя единственно верными, а другие даже не рассматривает. Чтобы понять, как этот салат а ля рюсс получился, придется изучить историю каждой из них.
Заранее раскрою карты — так получилось, потому что антропологам вообще плевать на истину. Все, что касается людей, рас, народов и т.п. — это чистая политика, и ничего другого тут и быть не может. Поэтому каждый гнет свою линию. Я ведь взял только семь основных теорий, в реальности их десятки и сотни, фактически, в каждой стране своя. Грузины считают родиной человечества Грузию, но на это заявление армяне только махнут рукой — что это за детский лепет по сравнению с величественной «Армянской гипотезой». Ну, я думаю, вы поняли.
Чтобы было легче придумывать, антропологи вообще не изучают этносы и народы, им по барабану археологические раскопки, или биологические факторы. Им вообще не интересен предмет исследования. Что же они изучают? Литературу! Основа антропологии это т.н. «Сравнительно-историческое языкознание» оно же «лингвистическая компаративистика» — то есть народы изучают по языкам, на которых они говорят. Точнее по книгам, которые эти народы оставили. Получается примерно так — читает человек в Москве «Москоу Таймс» — следовательно, русские и англичане это один народ. Буквально так и работает антропология. Естественно, что при таких раскладах можно считать как угодно.
А угодно сильным мира сего было по-разному.
1. Португалия
Изначально, до XVIII века существовала единственная, природная точка зрения — человеческие расы произошли независимо, и ничего общего между ними нет. Португальцы, открывшие эпоху великих географических открытий, плавали по всему свету, колонизировали всех аборигенов подряд и не брезговали торговать рабами всех цветов радуги, включая и белых.
Но португальцев было мало, и действовали они на новенького — обрисовали карту мира, основали первые колониальные города в Америке, Африке, Индии, Индокитае, Китае и Японии. Они же начали цивилизовать местных через смешанные браки. Португальцы брали в жены местных женщин, а детей от этих браков назначали местными царьками для управления аборигенами.
2. Испания
Первые серьезные колонии были созданы испанцами — они не просто строили портовые города, но шли вглубь континентов и фактически создавали новые страны. Но и тут речи о расизме не шло — аборигены не считались людьми.
3. Франция
Первыми взялись за дело французы. Потребность в расистских теориях появилась достаточно быстро — как только французы решили весь мир подчинить себе.
В 1766 известный путешественник Бугенвиль отбывает в кругосветное путешествие, результатом которого стало рождение нового жанра в публицистике — романтический сентиментализм. Оказывается, европейские державы (Англия, Испания, Нидерланды и т.д.) угнетают прекрасных дикарей, нужно им помочь освободиться от ужасного гнета, протянуть руку помощи, подставить дружеское плечо… ну вы поняли.
В середине XVIII века французы стали разрабатывать тему освобождения колоний. Именно они начали. Аборигены тоже люди, им больно, как вам не стыдно. Мина подводилась под Испанию. Французы хотели латиноамериканизацию, но под эгидой Франции (а не Англии, как получилось позднее). Католическая Франция латиносов уработала бы заподлицо. Бугенвиль делал заходы: «очутившись на Таити, я побывал в раю, добрые, милые поселяне, у них учиться». Собственно демагогию начали сами испанцы, но у них это шло под знаком «они тоже люди». А французы — не-е-е-ет. «Мы приехали учиться у великого африканского народа». Поставили на лыжи американцев, те выдвинули доктрину Монро. Обычно глубже Монро не копают, да и всей глубины тезиса не понимают, того, что это программа на 200 лет вперед. Однако «Монро» возникло через два поколения после Бугенвиля. Пальпировать темку начали французы. С чего они про козочек и пастушков заныли под свистульку, К ЧЕМУ ЭТО? В XVIII веке в Европе дураков не было.
4. Англия
Однако французы ограничились романтикой. Всерьез, с научным аппаратом к делу подошли англичане. Именно они создали всю современную антропологию и языкознание. К 1773 году англичане окончательно захватили Индию, убрав с дороги всех конкурентов. Индия получала официальный статус колонии и к этому событию англичане подготовились как следует — десятью годами позже, в 1783-м состоялось грандиозное открытие древней и загадочной индийской культуры, обнаружен санскрит и впервые напечатаны все основные литературные произведения индусов.
Сделал все эти приятные открытия один человек — основатель современной филологии сэр Уильям Джонс. Уже в детстве он обнаружил необычные способности к языкам, достаточно рано выучив греческий, латынь, персидский и арабский, а также основы китайского. К концу жизни он в совершенстве владел тринадцатью языками и неплохо — еще двадцатью восемью.
А сочинять историческую фантастику он начал еще в Оксфорде, написав вымышленную историю создания шахмат в стихотворной поэме «Каисса» (1763), стилизованной под античный текст. Затем талантливый студент вынужден был браться за любую халтуру из-за бедности — подрабатывал репетиторством, литературной работой, и постепенно приобретал известность в области филологии, стал членом Королевского научного общества. Где ему и выпал счастливый случай. В 1768 году Джонсу перепадает халтура от короля Дании по написанию «Истории персидского царя Надир-шаха, покорившего Индию» — работа делалась на французском, но с маскировкой под перевод с персидского.
Сказки про царя-шаха получили высочайшее одобрение, и Джонса заметили. В 1771 году он уже задорно критикует попытки французов писать об Индии. К этому времени главным специалистом по Индии считался Анкетиль-Дюперрон, привезший из Индии сотню таинственных манускриптов и втайне переводящий их на французский с неведомого языка древние философские трактаты.
Глядя на это, Джонс сходу объявляет Дюперрона фальсификатором, который не просто выдумывает все свои произведения на пустом место, но специально пишет «чепуху и околесицу», недостойную тысячелетней индийской цивилизации. То есть мерзкие французы подло пишут идиотские стишки от лица индусов, чтобы выставить тех варварами, а они не такие, это великий и самобытный народ, готовый воспрянуть под английским крылом. Здесь, наверное, стоит упомянуть, что все это было дружеским приколом, т.к. Дюпперрон и Джонс были в дружеских отношениях еще по Оксфорду.
В 1774 году Джонс решает помочь индийскому народу собственноручно. Но начинает почему-то с написания книги «Poeseos Asiaticae Commentariorum libri sex», где содержалось описание арабской, персидской и отчасти тюркской метрики и поэтики и сопоставление арабских и античных стихотворных размеров — из чего делался убедительный вывод что арабы, персы и древние греки суть одно и то же. Это была, так сказать, проба пера.
Наконец в 1783 году он получил назначение в Калькутту, в верховный суд Бенгалии. Джонс был просто-таки очарован культурой Индии, до тех пор почти не известной европейской науке. Он основал Бенгальское азиатское общество, организацию, поощрявшую изучение всех аспектов индийской жизни, возглавлял общество лично генерал-губернатор индии Уоррен Гастингс. В течение следующих десяти лет Джонс и его последователи создали огромное количество трудов по истории, музыке, литературе, ботанике и географии, а также перевели на английский язык многие важнейшие документы и памятники индийской истории.
Вскоре после прибытия Джонс составил «Очерк литературы индусов» (Easy on the Literature of the Hindus). В нём он писал следующее:
Поскольку европейцы обязаны голландцам почти всем, что они знают об арабском, а французам — всем, что им известно о китайском, пусть они получат от нашей нации первые точные знания о санскрите и о ценных трудах, что на нем написаны.
И получили!
По легенде, Джонс не считал необходимым выучить санскрит, так как он видел своей задачей распространение результатов чужих исследований. Однако позже он все же занялся им: в марте 1785 года он якобы получил в подарок рукопись свода индийских законов «Манудхармашастра», и этого искушения он выдержать не смог. В сентябре того же года в одном из писем он признается, что занялся санскритом и нашел его удивительно похожим на уже известные ему языки, если бы санскрит не существовал тысячи и тысячи лет, можно было бы предположить, будто он создан талантливым филологом на основе этих европейских языков! Джонс пишет:
«Независимо от того, насколько древен санскрит, он обладает удивительной структурой. Он более совершенен, чем греческий язык, более богат, чем латинский, и более изыскан, чем каждый из них, и в то же время он носит столь близкое сходство с этими двумя языками, как в корнях глаголов, так и в грамматических формах, что оно вряд ли может быть случайностью; это сходство так велико, что ни один филолог, который занялся бы исследованием этих языков, не смог бы не поверить тому, что они произошли из общего источника, которого уже не существует».
И пошло-поехало, вслед за открытием никому не известного санскрита пошла лавина удивительных открытий, были обнаружены массы древнейших текстов, передававшихся индусами из уст в уста тысячелетиями и только среди избранных — никому больше они были не известны ни в Индии, ни тем более в Европе. Работала в конторе Джонса огромная команда ведущих филологов и писателей Англии под личным руководством генерал-губернатора, поэтому перевести удалось массу удивительных текстов.
Особенно выделяется санскритская серия «Bibliotheca Indica», основанная в 1848 году и выходящая по сей день. Так Чарльз Уилкинс перевел «Бхагавад-гиту» (1785), «Хитопадешу» (1787) и издал «Грамматику санскритского языка». Уильям Джонс перевел «Шакунталу» Калидасы (1789), «Гитаговинду» Джаядевы (1792) и «Законы Ману», издал «Ритусамхару» в 1792 году. Сэр Джон Шор, возглавивший общество после смерти Джонса, перевел с персидской версии краткий вариант «Йога-Васиштхи». Г.Т. Колбрук, президент общества в 1806—1815 гг., выпустил критическое издание санскритского словаря «Амаракоша». Г. Г. Уилсон, секретарь общества в 1811—1832 гг., опубликовал «Мегхадуту» Калидасы (1813) и «Раджатарангини» Кальханы (1825), перевел 18 пуран на английский язык и в 1827 году издал в трех томах исследование театрального искусства индусов.
Когда подлые французы попытались возражать, что все это подделки команды проходимцев Джонса (какой абсурд!), тот ничего не стал отвечать, скромно дав слово великому гуру Вивекананде.
По мнению Свами Вивекананды, датировка текста и исторических событий вовсе не существенна для изучения и понимания «Бхагавад-гиты»:
«Одну вещь нужно всегда помнить, что между подобными историческими исследованиями и нашей реальной целью, которой является знание, ведущее к постижению дхармы — нет никакой связи. Даже если сегодня будет доказано, что историчность «Бхагавад-гиты» является ложной, для нас это не будет ни малейшей потерей».
На основе полученного материала, этих сотен томов уникальных текстов и был сделан вывод об Индии — прародине человечества. Оказалось, что структура индийских текстов, строение языка и сами слова очень и очень похожи на английские. Джонсом было сделано удивительное открытие, англичане и индусы — ближайшие родственники. Да и если говорить прямо, индийцы — это те же англичане, хотя, конечно, похуже. Так что Англия владеет Индией по праву, и нечего всяким жабоедам разевать роток на чужой вершок.
5. Германия
Мировая антропология так и осталась бы индийской, если бы Англия была единственной империей на планете. К счастью, немцы тоже имели свои сферы интересов на Ближнем Востоке, поэтому успешно разработали свою теорию. Дело доверили немецкому анатому, прошедшему стажировку в Лондоне Иоганну Фридриху Блуменбаху, который первым в мире сосчитал количество рас.
На основе замеров черепа Блуменбах разделил человеческие разновидности на пять рас:
Кавказская — белая раса.
Монголоидная — желтая раса.
Малайская — коричневая раса.
Негроидная — черная раса.
Американоидная — красная раса.
В его классификации монголоидная раса включала всю Восточную Азию и некоторую часть Средней Азии. Блуменбах исключил народы Юго-восточных азиатских островов и тихоокеанских островитян из своего определения, так как он полагал, что они являются частью малайской расы. Он полагал, что индейцы являются частью американской расы.
Фридрих Блуменбах доказал, что физические характеристики, подобно цвету кожи, черепному профилю и т.п. скоррелированы с определенными группами и способностями. Он интерпретировал обмер черепов и френологию (алхимическое учение о связи психики человека и строения поверхности его черепа.), чтобы доказать, что физические данные имеют связь с расовыми признаками.
Германия всегда рассматривала зоной своих интересов Турцию, Ирак и Иран, и о, чудо! Идеальный череп найден был именно там! Причем не в Тегеране или Багдаде, а с немецкой основательностью — на только что захваченной иранцами окраине. Я, пожалуй, процитирую самого Блуменбаха 1795 года:
«Кавказский тип — для изучения я взял именно этот тип, горский тип Кавказа, потому как его южный склон производит самую красивую расу людей, под этой расой я в первую очередь подразумеваю грузин. Все физиологические признаки сводятся к этому. Таким образом, мы должны с большой уверенностью утверждать, что Кавказ — это место рождения человечества».
No comments. Естественно, кавказская теория хорошо перекликается с Библией — ведь именно там нашел пристанище ковчег Ноя. Но тут и англичане не отставали — не случайно Индия считается местом, где находился райский сад.
Но Кавказ маленький, настоящая цель — Иран. И в 1816-м немецкий лингвист Франц Гопп выяснил, что основные индийские произведения были изначально написаны на персидском языке (нашел в Париже) и следовательно, родина человечества — в Иране (арии)! Оттуда люди пошли в Индию и Европу. Для таких веских заявлений Гопп побывал на стажировке в Лондоне и подробно изучил технологию работы английских филологов.
В 1823 году немцы даже ввели термин «индогерманцы» (отсюда и Заратустра у Ницше), и вы удивитесь, но англичане единодушно поддержали это немецкое начинание и… полностью поставили Иран под свой контроль, посадив на трон своего ставленника Фетх Али-шаха. Иранцев они в основном использовали как дешевую людскую силу в войне с Россией. Раз англичане — это те же иранцы, то арийцы должны помогать друг другу, не так ли?
6. Французская империя наносит ответный удар
Переживая собственное поражение, французы идут ва-банк и в 1853 году рождается теория полгенизма – мол, все расы произошли самобегло и нужно полностью освободить колонии, а англичане вообще ни причем. Рождает новую теорию Жозеф Артюр де Гобино — глава дипломатических миссий в Берне, Ганновере, Франкфурте-на-Майне, Тегеране, Афинах, Рио-де-Жанейро и Стокгольме. Однако послом он так и не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку.
Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романа, поэмы, драмы. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Его основное сочинение, четырехтомный «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855).
Однако англичане лишь посмеялись над французскими заходами и никакого признания теории не досталось.
7. Немецкое контрнаступление на Балканах
Та же судьба постигла и шовинистическую попытку немцев объявить Европу родиной слонов. В 1870-м немецкий путешественник Мориц Вагнер выдал общественности «внетропическую теорию происхождения человека». Однако слабым местом теории была ее логичность – мол, человек мог обрести разум только в сложных условиях северных широт. Пока обезьяны живут в джунглях, им не требуются сверхспособности для выживания, но когда они проникли в нордические регионы — выжить смогли только умнейшие.
Если внимательно присмотреться — то наибольшее культурное разнообразие мы можем наблюдать на Балканах — тут вам и Древняя Греция, и все религии мира, и десятки разных этносов, там же находят останки человекообразных обезьян и т.д.
Поскольку в этой теории не было ни слова о санскрите и индоарийских языках ,ее никто не стал рассматривать всерьез. Какое отношение Дарвин может иметь к происхождению человека? Это абсурд.
8. Африка
Судьбу расовых теорий в первой половине XX века я пропущу — немцы пытались утверждать, что родиной человечества является север Европы, где обитали сильные и умные сверхлюди, от которых и произошел человек, так же как собака произошла от волка и свинья имеет предком вепря. Именно европейцы являются первыми людьми, а все остальные расы — вырожденцы вроде разучившихся летать птиц.
К счастью, этот абсурд смогла развенчать английская наука, просто сравняв всю Европу с землей.
На волне деколонизации и предоставления человеческих прав азиатам и африканцам аккурат в 1959 году семья английских миссионеров Лики откопала в Кении останки предшественника современного человека — австралопитека. Благодаря этому черепу англичане стали твердо уверены, что теперь прародина человека — восточная Африка. В этот раз не потребовалось никакого санскрита — основной аргумент африканской теории — огромное разнообразие видов в Африке, одних только негров насчитывается двести видов отличающихся между собой больше, чем англичанин и китаец.
Но есть у этой теории и серьезные проблемы, главная заключается в изолированности континента — как из Африки люди попали в другие части света? Или почему между человеческими расами различия больше, чем между лошадью и зеброй, но ученые продолжают твердить, что это один вид? Почему европейцы так доминируют в плане интеллекта? Почему Африка еще в начале XIX века стояла пустой? И главное — если все расы имеют общего предка, то почему они так обособлены и любой контакт вызывает непреодолимое отторжение?
9. Окончательное решение вопроса
Поскольку ответов на неудобные вопросы не было, а общая запутанность картины начинала вызывать смех в зале, было решено пойти на мировую и объявить о ничейном результате. Вторая половина XX века ознаменовалась деколонизацией, но и одновременно — неоколониализмом и возвращением белого человека в страны третьего мира. Особенно в этом преуспели европейцы — французы взяли курс на полное присоединение северной Африки к Франции, немцы — на присоединение Турции, и Европа в целом — подгрести под себя Ближний Восток с его нефтяными ресурсами.
Поэтому европейские мыслители плавно завернули такую мысль: «Никаких рас нет, все люди братья, это же очевидно!» Следовательно, арабам и туркам не нужны собственные государства, это те же европейцы и они должны жить в Европе. Начал Сартр, по постмодернистской теории которого “другие” (негры, евреи, женщины и т.д.) существуют только в воображении воспринимающего их субъекта. Более разумно считать, что расизм начинается с оценок, т. е. с момента перехода от описания к оценкам. Жан Ростан отличает “расовые истины” от “расистской лжи”: Быть антирасистом не значит отрицать существование расовых различий — это было бы научной наивностью. Антирасизм отрицает то, что в человечестве есть расы, которые выше других, расы, которые могут присвоить себе право смотреть на другие расы сверху вниз”. Того же мнения Мемми: “Расизм начинается только с интерпретации различий”.
Ну а точку в размышлениях поставил профессор парижского института антропологии Жак Йерно: «Раса это не факт, а понятие», — заявил он. Так вопрос рас был снят окончательно, за несуществованием оных.
Что, собственно, возвело расизм в абсолют, ведь теперь, благодаря толерантности, не нужно даже сообщать губастой негритянской (европейской, азиатской, индейской) харе, что она недочеловек — теперь мы избавлены от этого унижения. Даже больше — арабским гастарбайтерам в Европе говорят, что они борцы за идею, а не просто детали конвейера на заводе «Рено».
Позволю себе подвести некоторый итог.
Антропология, как и экономика, это не наука, а политика. Поэтому антропологи все время вынуждены подстраиваться под ситуацию и все время выдумывать новые и новые способы угодить властям предержащим. Сюда же относится и политкорректность, не дающая признать самоочевидного — если все расы и имеют общего предка, то произошли они независимо друг от друга в своих исконных местах обитания. И отстоят друг от друга так далеко, что это очевидно разные виды. Причем возраст этих видов разный — европейцы самые старые, что видно по их культуре и способности к диалектическому мышлению, а Африка покрылась городами лишь в XX веке — поэтому с культурой у африканцев туго.
Но каждый человек представляет собой личность и обладает свободой воли — поэтому заслуживает все человеческие права. Но только раса и национальность не такая вещь, чтобы про нее можно было забыть — она неизбежно оказывает влияние на человека, поэтому ее всегда следует брать в расчет при общении с человеком и, внимание, относиться к человеку следует с учетом его этнического и социального происхождения. Тогда он вас не разочарует.
Прочитать оригинал поста блогера shlyahtich с комментариями читателей блога anthropology_ru можно здесь.