Саморегулирование в энергоаудите – благо или зло?
Закон «Об энергосбережении» внес существенные коррективы в деятельность энергоаудиторов. И хотя сама идея саморегулирования не нова, ни рынок, ни законодатели оказались не готовы к оперативному решению вновь возникших проблем. Так чем же станет саморегулирование для рынка – тяжелым ударом или толчком к цивилизованному развитию?
За последние два десятилетия в нашей стране многое изменилось, в том числе быстро сформировался российский рынок аудиторских услуг. Профессиональное аудиторское сообщество пятнадцать лет назад первым подошло к саморегулированию, и это стало серьезным этапом развития новых профессиональных отношений во многих других отраслях предпринимательства. Федеральный закон 119 ФЗ «Об аудиторской деятельности», впервые появившийся в России, уже установил деятельность аудиторского сообщества на современных принципах саморегулирования. Сегодня эти принципы развиты в новом законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
На исходе прошлого столетия возникло ещё одно подобное сообщество – энергоаудиторов, деятельность которых ориентировалась на исполнение закона 28 ФЗ «Об энергосбережении». Сегодня, на фоне новой государственной политики в области энергосбережения принят и начал работать 261 Федеральный Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». В соответствии с требованиями данного Закона государственное лицензирование деятельности в области энергетического аудита отменяется, и для оказания услуг в этой области, нужно всего лишь членство в одной из саморегулируемых энергоаудиторских организаций (СРО), включенных в государственный реестр таких организаций. На СРО законом возложены функции ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы членов СРО.
Отношение к СРО
Многие участники аудиторского рынка пока не проявляют оптимизма по вопросу обязательного членства в СРО аудиторов
Сегодня понятно, что многие ныне существующие испытательные лаборатории, выполняя лишь часть сложного комплекса работ по энергоаудиту, проводя измерения или испытания, при этом, возможно добросовестно заблуждаясь, не осознают новых правил и процедур регулирования. Так, по нашей оценке около 60% участников рынка энергоаудиторских услуг – противники самой идеи саморегулирования.
Но жизнь заставляет обращаться к цивилизованным методам выполнения работ и предоставления услуг. Из практики известно, что получая от лабораторий услуги по измерениям и испытаниям, равно как и по самой оценке состояния оборудования, потребитель сталкивается с использованием так называемой презумпции, с фальсификациями истинной картины, якобы обусловленными естественным требованием сокращения затрат на полное и добросовестное исполнение порученных заданий. Присутствие качества в таком обслуживании часто сомнительно, и перепроверить такую работу очень сложно. Но это только в том случае, если данный субъект ваших правоотношений не находится под контролем и ответственностью СРО.
Конечно же, в основном, обеспокоенность требованиями нового закона и обязательностью членства в аудиторских СРО возникает у представителей малого бизнеса. Бытует мнение, что деятельность саморегулируемых аудиторских объединений будет направлена на устранение с рынка именно малых и средних аудиторских компаний. Опасаются лоббирования в СРО интересов узкой группы лиц, аффилированных с энергетическим и коммунальным комплексами. Такая нервозность вызвана, в том числе тем обстоятельством, что решение о вступление в СРО аудиторов необходимо принимать быстро (по 261 ФЗ – до начала 2010 года). И всё это происходит на фоне экономического спада и дефицита оборотных средств, и сопровождается обязательной перерегистрацией обществ с ограниченной ответственностью.
С другой стороны, цивилизованные участники рынка услуг по энергоаудиту, работающие по общепринятым процедурам аудиторской деятельности, сетуют на засилье «черных испытателей и обследователей», от которых сплошь да рядом демпинг, выдача заключений задним числом, низкое качество обследований, что дискредитирует молодую, но сложную и ответственную профессию.
Саморегулирование или его отсутствие?
Так что же лучше: саморегулирование аудиторского рынка или его ставшее обреченно привычным бесконтрольное существование?
Представляется, что от требований нового закона всё-таки следует ожидать скорее положительного эффекта, нежели новых затруднений. Преимущества самоорганизации очевидны: СРО, прежде всего, будут осуществлять контроль качества услуг сообщества, соблюдение в нём этического кодекса, что позволит «почистить» рынок. Система саморегулирования привязывает аудиторов к выполнению системы общих правил и обязывает выполнять стандарты аудиторской деятельности, принятые саморегулируемой организацией. Демпинговать и оказывать некачественный аудит уже будет сложно, потому как за «вход» в профессию необходимо платить, а свои услуги – страховать, в связи, с чем аудиторские организации будут вынуждены работать по среднерыночным ценам, а за нарушение организационных процедур и этики можно поплатиться членством (потеряв рынок).
Но независимо от того, как 261 ФЗ набирает обороты, на практике около половины участников аудиторского рынка пока не спешат вступать в профессиональные аудиторские объединения, а ждут «появления сверху» официального списка саморегулируемых организаций энергоаудиторов. Данное ожидание представляется бесперспективным, так как стоимость «вхождения» в аккредитованное объединение аудиторов, включенное в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, будет существенно отличаться от сегодняшних параметров.
Автор: Еремин Алексей Петрович