РЖД будет создавать «умные вокзалы»
РЖД анонсировала планы по техническому переоснащению крупнейших вокзалов страны. До 2012 г. 8 московских и 73 региональных вокзалов будут оборудованы системами класса «умный» дом.
Дирекция железнодорожных вокзалов (ДВЖ) РЖД приступила к реконструкции и модернизации крупнейших вокзалов страны, сообщает «Гудок».
В первой очереди вокзалов, на которых будет осуществляться модернизация, находятся 8 вокзалов Московского узла и 73 региональных вокзала (всего 81 вокзал). Их модернизация запланирована до 2012 года. В настоящий момент осуществляется подготовка предложений по вокзалам Владивосток, Гродеково, Казань, Сочи, Туапсе, Лоо, Лазаревское, Хоста, Санкт-Петербург-Финляндский, Выборг, Нижний Новгород-Московский.
Как пояснил исполняющий обязанности главного инженера ДЖВ Алексей Шуганцев, планируется создать «умный вокзал» – комплекс систем, обеспечивающих комплексную безопасность, максимальное ресурсосбережение и экологичность как самого здания, так и территории вокруг него. При этом все технические, технологические и организационные процессы будут проходить при минимальном участии персонала.
Один из основных элементов «умного вокзала» – комплекс автоматизированных систем управления процессами жизнеобеспечения и инженерными системами, контроль за работой которых происходит с диспетчерского пункта центрального сервера вокзала. Всего таких систем пять. Первая объединяет в себе управление и диспетчеризацию инженерного оборудования, включая кондиционирование, вентиляцию, отопление, электроснабжение, водоснабжение и канализацию. Вторая – интеллектуальная интегрированная комплексная система безопасности. Она подразумевает сбор и обработку информации в ситуационном центре, видеонаблюдение, инженерно-техническую защиту вокзального комплекса, пожаротушение, экологический мониторинг и ряд других задач. Также в комплекс входят система, объединяющая в себе все виды связи, система мониторинга состояния зданий и сооружений и информационно-справочная система.
По словам Алексея Шуганцева, внедрение автоматизированной системы воздухоподготовки с функциями вентиляции, охлаждения, обогрева и рекуперации тепла в помещении позволит снизить энергозатраты, а создание автоматизированных тепловых пунктов поможет оптимизировать поступающую на вокзал тепловую энергию и снизить её потребление. Кроме того, в целях экономии электроэнергии привычные источники света будут постепенно заменяться светодиодными – в настоящее время эксперимент по их применению проводится на одной из платформ Ленинградского вокзала столицы.
На «умном вокзале» будут установлены системы солнечных модулей, которые снижают расходы на потребление электроэнергии и способствуют улучшению экологии, а также солнцезащитные плёнки – они помогут сохранности витражей на вокзалах. Геотермальные тепловые насосы будут способствовать снижению затрат, связанных с охлаждением или нагревом воздуха в помещениях вокзала. А автоматизированные комплексы учёта и обработки параметров водо- и теплопотребления позволят точно учитывать количество потребляемой воды. Обязательно для «умного вокзала» и применение технологий «зелёного здания», отвечающих европейскому стандарту Green Building Programme, – они позволят улучшить экологическую обстановку.
После реконструкции на вокзалах будет оптимизировано расположение объектов, связанных с обслуживанием пассажиров. Максимально удобен будет доступ к информации – голосовой, визуальной и тактильной, будут установлены автоматизированные камеры хранения нового поколения. Кстати, их уже можно увидеть на Рижском вокзале столицы.
Пилотный проект по созданию «умного вокзала» будет реализован в Анапе. В первую очередь там появится комплекс систем автоматизированного управления инфраструктурой и техническими средствами. На крыше вокзала установят тонкоплёночные солнечные модули для получения солнечной энергии, которая будет преобразовываться в электроэнергию. Особое внимание в проекте уделят экологически чистым технологиям и способам снижения техногенной нагрузки на окружающую среду. Система водоснабжения будет частично совмещена с устройством для сбора дождевой воды и использованием её в бытовых целях. На вокзале заработают автоматизированная справочная система, высокоскоростной интернет, автоматизированная система продажи проездных документов и прочих услуг. По итогам реализации проекта в Анапе будет разработана концепция, содержащая типовой реестр инноваций, которые целесообразно применять при создании «умного вокзала».
В настоящее время на семи вокзалах ДЖВ – Ладожском в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Оренбурге, Тюмени, Красноярске, Хабаровске и Челябинске – внедрена комплексная система инженерного обеспечения автоматизированного управления и связи. Эти вокзалы можно считать прототипами «умных вокзалов» в части автоматизированного управления системами жизнеобеспечения зданий.
Владимир Пасеков