Причины техногенных катастроф в России: Виновата не старая техника, а люди?

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС заставила в очередной раз задуматься о модернизации всей российской инфраструктуры

Евгений БЕЛЯКОВ, Нигина БЕРОЕВА 

Гидроагрегат №2 на злополучной станции вышел из строя аккурат в год своего 30-летия. Это был предельный срок эксплуатации. Обычно его без проблем продлевали, и техника работала по полвека. Но на этот раз не прокатило. Как не прокатило и в других местах – на шахтах Кузбасса в 2007 году, когда погибли 150 горняков, и в Москве в мае 2005-го – из-за перенагрузок в российской столице полностью отключилось электричество, а четыре года спустя из-за ошибок при ремонте взорвался газопровод. А сколько было более мелких техногенных аварий, когда падали башенные краны, лифты, взрывался в домах бытовой газ? И не сосчитать! Но только ли в изношенной технике проблема? «Комсомолка» решила выяснить, наступил ли предел прочности советской инфраструктуры и где ждать следующего удара.

 
ПРОБЛЕМА-2010?
 
В начале века российские эксперты заговорили о «проблеме-2003». Это вроде технического конца света для России. Ведь все – от труб канализации до нефтяных вышек – было построено в советские годы. Так вот, именно в 2003 году, по опасениям правительства, должен был произойти максимальный износ всей инфраструктуры, и как результат – многочисленные катастрофы с человеческими жертвами. Но 2003-й прошел более-менее спокойно. «Черное золото» стало дорожать, и в страну рекой потекли нефтедоллары, но на модернизацию российской инфраструктуры они не пошли. Конечно, если не считать таковой дома нефтяников на Рублевке.
 
Как только грянуло на Саяно-Шушенской, все сразу заговорили о том, что вот он, обещанный развал советского задела. ГЭС – первая ласточка, а скоро все посыпется.
 
- А чего тут удивляться, когда основная работа у нашего правительства – не допустить инфляции?! – сетует научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов. – Когда все развалится и будет лежать ровным тонким слоем, никакой инфляции не будет – будет ноль. Если у правительства есть желание не допустить деградации технологического потенциала страны, то в это надо вкладываться. Должна быть стратегия развития по каждой отрасли.
 
Большинство экспертов говорили об этом еще несколько лет назад, но вместо этого Минфин копил деньги в Стабфонде.
 
РЕФОРМА ЭНЕРГЕТИКИ ТАК И НЕ НАЧАЛАСЬ
 
Сразу после аварии на ГЭС Ростехнадзор бросился проверять все гидроэлектростанции в стране. Мол, сейчас найдем еще больше нарушений и предотвратим будущие аварии. Хотя и так всем известно: ситуация в электроэнергетике аховая – до 80% основных фондов станций изношены.
Сегодня Ростехнадзор объявит, почему эта турбина погубила 75 человек.
Фото: АП

- На каждом энергообъекте происходит до 100 страховых случаев в год, – пояснил «КП» представитель одной из крупных страховых компаний. – Там постоянно что-то ломается.
 
Фактически первый шаг к модернизации электроэнергетики уже сделан. Почти у всех электростанций в результате реформы РАО «ЕЭС России» появились частные собственники. Они обязались до 2020 года вложить в обновление станций до $400 млрд. Но планам помешал кризис…
 
Тесно связана с энергетикой и угольная промышленность. Все мы помним взрывы метана на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная», унесшие в 2007 году жизни 150 шахтеров. Тогда причиной аварии стала пресловутая погоня за деньгами. Операторы, которые следили за системой безопасности, закрывали глаза на технические неисправности. Они просто не хотели останавливать работу шахты, ведь от этого зависит их зарплата. Да и собственникам куда важнее деньги, чем жизни людей. Но система безопасности была новейшая. А толку-то?!
 
ПОЛОВИНА ЖИЛЫХ ДОМОВ В РОССИИ – ПОД СНОС
 
Ну и, конечно, лидер по износу – это ЖКХ. Причем любой из россиян знает это на собственной шкуре. Каждый год коммунальщики отключают нам воду, чинят текущие краны и латают трубы. Среди них гуляет чудесная история: однажды в одном из областных центров меняли трубы, но оказалось, что труб на одном из участков как таковых уже нет. Они почти полностью сгнили, а земля в том месте была спрессована, поэтому вода по-прежнему поступала в квартиры. Правда, грязноватая. Когда же достали оставшийся кусок трубы, на нем оказался штамп: труба отлита в 1915 году…
 
По данным Минрегиона, в России более 2,6 млн. жилых домов. При этом капитальный ремонт нужно срочно делать в половине всех домов. У другой половины износ от 30 до 65%. По сути, это тысячи км проржавевших труб, сотни ветхих строений и аварийных очистных коллекторов.
 
В Фонде содействия реформированию ЖКХ советуют всем жильцам многоквартирных домов создавать товарищества собственников (ТСЖ) и самостоятельно управлять своим домом.
 
- Это логичный ход, – уверены в госкорпорации. – Дом целиком принадлежит не государству, а собственникам. В квартирах ведь принято регулярно делать ремонт и вовремя подметать. Дом – точно такая же собственность, только коллективная.
 
По сути, россияне остались один на один с разрушающимся жилищным фондом.
 
ЖИЗНЬ ЗАСТАВИТ
 
Одна из самых старых отраслей в России – это металлургия. Износ ее фондов – около 80%. Но ситуация стала кардинально меняться в последние годы. Выросли цены на металлы. Кроме того, в самой России появились западные автозаводы. А у них уже совсем другие требования к качеству сталей. Вот металлургам и пришлось срочно вкладывать в новые технологии, чтобы не потерять заказчиков. Тем не менее кардинально проблема отрасли все равно не решена.
 
Такая же история и в авиации. Старушки-«тушки» до сих пор верой и правдой служат россиянам. Но высокая цена на нефть (а значит, и дорогой авиакеросин) сделала их невыгодными.
 
- Разница в потреблении топлива между Ту-154 и «Боингом» или «Эйрбасом» – почти в два раза, – говорит Олег Пантелеев, глава аналитического отдела агентства «АвиаПорт». – Многие авиакомпании уже не могли эксплуатировать самолеты, построенные в 1970 – 1980-е годы. В середине 2000-х годов наши авиакомпании стали закупать сначала подержанные «иномарки», а теперь и новенькие зарубежные самолеты.
 
Теперь, по признанию эксперта, наш авиапарк по износу сравним с американским, хотя и отстает от европейского. Да и возраст сам по себе на безопасность полетов напрямую не влияет.

 
- Гораздо важнее то, как отстроена система его эксплуатации, – говорит Пантелеев. – Есть четкие процедуры – что, в какие сроки и в какой последовательности нужно делать. Как только где-то начинают экономить или проявлять самодеятельность, жди беды. Были случаи, когда трещины в корпусе не заваривались, а просто закрашивались.
 
Увы, опять всюду наше русское разгильдяйство.
 
ЭХ, ДОРОГИ!
 
Общая протяженность российских дорог – 746 тысяч км. Но дело даже не в количестве, а в качестве. По данным МВД, 35% ДТП происходит именно из-за плохих дорог.
 
Основная проблема – властям невыгодно строить дороги на века.
 
- Современные технологии никому не нужны, потому что ремонт приносит чиновникам гораздо больше денег, чем само строительство, – говорит Владислав Иноземцев, директор Центра постиндустриального общества. – И дело не только во взятках. На каждом этапе работ идут огромные откаты. Это сложившаяся практика, которая парализовала не только государственную систему, но и бизнес.
 
По мнению экономиста, рыночные технологии в дорожном хозяйстве у нас не сработают. Поэтому надо пойти административным путем: поставить чиновников в жесткие условия как по цене, так и по качеству строящихся дорог, чтобы они не требовали ремонта хотя бы лет 10, а не 1 – 2, как сейчас.
 
ЧТО В ИТОГЕ
 
По статистике, в 80% аварий причиной признают человеческий фактор. Неужели во всем виноват русский авось? Ведь именно им, по всей видимости, руководствовались и те, кто эксплуатировал турбину на Саяно-Шушенской ГЭС, и те, кто следил за содержанием метана в шахте, и те, кто проверял перед вылетом самолет, и даже те, кто, заметив нарушения на объекте, предпочел разойтись с руководством компании миром и на взаимовыгодных условиях. Взбесившийся пылесос или неуправляемая газонокосилка могут появиться лишь во второсортной голливудской страшилке. Самолеты падают, заводы горят, а станции взрываются в основном из-за тех людей, которые их обслуживают и контролируют. То есть, помимо модернизации техники, нам, по всей видимости, нужна и модернизация сознания, а вот это обойдется дороже…
 
ЦЕНА ВОПРОСА
 
$1 – 2 трлн. – в эту сумму обойдется маcштабная модернизация России.
 
По оценкам Минэкономразвития и независимых экспертов.
 
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
  
Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН: «Нам осталось 7 лет»
 
- По нашим приблизительным расчетам, наш технологический запас (в тех отраслях, где мы еще конкурентоспособны в мире) кончится через 7 лет. И эта проблема требует немедленного решения. Нужна комплексная научно-техническая программа реконструкции и модернизации экономики. Государство должно финансировать те отрасли, которые еще можно спасти: самолетостроение, кораблестроение, станкостроение и даже химпром. В противном случае мы приговорены к примитивной экономике, зависящей от 10 – 12 топливно-сырьевых товаров.


kp.ru