Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ
С. В. Антонычев, генеральный директор ООО «Энергопромсервис»
С. Н. Финик, генеральный директор ООО «Центральная энергосервисная компания»
В. В. Котов, член экспертного совета по государственно-частному партнерству комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству
Основным механизмом реализации программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, в соответствии с законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являются инвестиционные программы.
Стратегическим направлением ре-формирования ЖКХ является привлечение заемных средств (кредитов) на цели модернизации, поскольку обновление основных фондов предприятий данной сферы невозможно провести только за счет целевого бюджетного финансирования. Таким образом, механизм государственно-частного партнерства является наиболее приемлемым форматом при решении вопросов энергосбережения.
Разработка инвестиционной программы модернизации объектов ЖКХ является необходимым условием получения кредитных ресурсов и сегодня представляет, пожалуй, единственный инструмент реализации программы комплексного развития.
В сфере коммунального теплоснабжения действует большое количество мелких и средних теплоснабжающих предприятий, каждое из которых для своих потребителей является монополистом. Финансовое состояние этих предприятий, за редким исключением, неудовлетворительно. Собственными ресурсами для модернизации систем коммунального теплоснабжения предприятия и муниципальные образования, как правило, не располагают. Основная задача, которая комплексно решается при разработке инвестиционного проекта, заключается в подготовке необходимой информации для принятия рационального решения относительно осуществления инвестиций.
Опыт успешной реализации банками инвестиционных проектов, направленных на экономическое развитие энергетической, транспортной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, уже имеется. Как правило предполагается кредитование дорогостоящих проектов, например, уполномоченный Правительством РФ ГК «Внешэкономбанк» принимает участие в реализации долгосрочных (от 5 до 30 лет) проектов стоимостью не менее 2 млрд руб., при собственном вкладе не менее 1 млрд руб.
Поскольку стоимость инвестиционных проектов модернизации систем теплоснабжения одного или нескольких районов составляет значительно меньшую сумму (стоимость мероприятий по модернизации в Курганской (рис. 1) и Костромской областях составила от 10 до 150 млн руб.), то необходима разработка комплексного общего инвестиционного проекта для области. Преимуществом такого подхода является возможность финансирования проектов с большими сроками окупаемости (например, вовлечение местных топливных ресурсов), финансирование которых частными инвесторами невозможно.
Как правило, муниципальные предприятия теплоснабжения (МУП, МП) и предприятия других форм собственности, созданные с участием муниципальных органов власти, убыточны, основное имущество сильно изношено и имеет низкую остаточную стоимость. Поэтому еще одним условием привлечения кредитных ресурсов является наличие крупного регионального оператора, обладающего ресурсами для предоставления залога. Для реализации программы необходима разработка организационно-правовой модели с учетом ситуации во всех муниципальных образованиях области. При этом муниципальное имущество может быть передано в управление частному оператору на различных условиях (долгосрочная аренда, концессия, выкуп и т. д.).
Основными этапами разработки инвестиционной программы является проведение энергоаудита муниципальных систем теплоснабжения и разработка оптимальных схем теплоснабжения населенных пунктов. На основе данной работы идет подготовка комплекта документов проекта «Развитие систем теплоснабжения муниципального образования» для последующего обращения в банк (рис. 2).
Остановимся на основных моментах, позволяющих составить общее представление о механизме финансирования проектов модернизации ЖКХ за счет заемных средств.
Проведение энергоаудита и формирование пакета документов для привлечения инвестиций
Для того чтобы получить заемные средства, необходимо провести энергетическое обследование объектов и подготовить пакет документов для банка. Выбирая для этих целей организацию, лучше (дешевле) обратиться к компании, выполняющей энергоаудит и способной обеспечить правовую, экономическую и инженерно-техническую поддержку. Эта же компания должна сопровождать подготовленный комплект документов в процессе принятия решения о заключении кредитного соглашения с банком. Поэтому проще, если выбранная компания будет сотрудничать с предоставляющим кредит банком в формате государственно-частного партнерства.
Механизм возврата средств, привлеченных на модернизацию объектов ЖКХ
Потенциал энергосбережения обеспечит погашение кредита. Возвратность кредитных средств обеспечивается благодаря снижению:
- себестоимости единицы полезного отпуска тепловой энергии за счет замены существующих основных фондов на более эффективные;
- совокупного объема операционных затрат энергоснабжающей организации и повышению уровня его операционной рентабельности.
Данные результаты будут достигнуты за счет изменения следующих показателей технико-экономической эффективности производственного оборудования и сооружений:
- увеличения коэффициента полезного действия котельного и вспомогательного оборудования, снижения нормативов потребления топливо-энергетических ресурсов в расчете на единицу выработанной тепловой энергии;
- уменьшения потерь тепловой энергии в трубопроводах теплотрасс;
- снижения уровня затрат на ремонты оборудования и сооружений систем коммунального теплоснабжения.
Возврат привлекаемых на модернизацию средств возможен несколькими способами
1. Через тариф на тепловую энергию.
Если расходы на модернизацию не относятся к капитальным вложениям, а будут проведены в бухгалтерском учете как затраты на ремонт или расходы на эксплуатацию, то в данной ситуации возврат средств возможен только через тариф на тепловую энергию.
Если затраты на модернизацию в полном объеме проводятся как инвестиции, то данные затраты включаются как инвестиционная составляющая тарифа. Регулируемой организации в этом случае следует предварительно проанализировать использование амортизации прошлых периодов.
Наиболее приемлемым вариантом для теплоснабжающей организации является утверждение в составе необходимой валовой выручки средств на модернизацию из прибыли.
2. Через инвестиционную программу:
- надбавка к тарифу. Преимущество данного способа возврата средств заключается в том, что размер надбавки определяется региональными властями сверх предельных уровней тарифов, утвержденных Федеральной службы по тарифам (ФСТ);
- плата за подключение. Использовать данный источник возможно, если проведенные мероприятия позволят привлечь новых потребителей, с которыми будет заключен договор на подключение тепловой мощности;
- бюджетные средства, если программа модернизации попадает в программу энергоэффективности региона и в качестве источника финансирования указываются средства бюджета, либо долевое финансирование за счет собственных средств организации и средств бюджета.
Удлинение срока возврата кредита позволит снизить текущую нагрузку на тариф. При этом календарный график модернизации будет разработан таким образом, чтобы при первоначальном инвестировании части требуемых средств внедрение следующих мероприятий можно было производить за счет реинвестирования средств, полученных в качестве экономического эффекта от внедрения мероприятий первой очереди.
Статья в структуре тарифа, по которой проходят затраты на модернизацию
Если затраты списываются сразу (расходы из себестоимости), то проходят по статьям: затраты на ремонт, затраты на эксплуатацию (материалы и услуги), амортизация.
Если затраты относятся к капитальным вложениям (08 счет), то по статьям: прибыли на инвестиции, проценты по кредиту.
Обращаем внимание, что затраты на модернизацию могут быть отнесены одновременно к нескольким статьям затрат, если этого требует программа модернизации.
Долгосрочный тарифный сценарий разрабатывается в постоянных ценах, действующих на момент начала эксплуатации объекта, на основе согласованного и утвержденного технико-экономического обоснования (проекта).
Расчет инвестиционного проекта должен быть произведен в текущих ценах прогнозных лет, т. е. с учетом инфляционных явлений.
Взаимосвязь и обязательства всех участников проектов модернизации
Взаимоотношения и обязательства участников проекта определяются после разработки организационно-правовой формы проекта. В основу механизма реализации программы модернизации положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса модернизации систем теплоснабжения.
Влияние закона «О теплоснабжении»
Так как Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении» еще требует принятия ряда поправок в законодательные акты, то Постановление Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» будет пересмотрено. Ранее параметры ресурсов сохранялись в течение нескольких лет, а теперь удельные значения утверждаются ежегодно.
Что касается утверждения норматива удельного расхода топлива, то, скорее всего, он также будет утверждаться ежегодно, т. к. расход топлива напрямую зависит от режима работы оборудования, которое может быть изменено в связи с ростом / снижением тепловой нагрузки и другими факторами.
В законе о теплоснабжении приводится перечень тарифов, подлежащих регулированию. К ним относится и плата за подключение. Поскольку при наличии потенциальных потребителей использование данного источника возможно, то закон № 190-ФЗ ухудшает положение теплоснабжающей организации, т. к. до его принятия плата за подключение к системе теплоснабжения определялась договором.
Решение об установлении для теплоснабжающих или теплосетевых организаций тарифов выше уровня, установленного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, обусловленное необходимостью возмещения затрат на реализацию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, самостоятельно принимается органом исполнительной власти субъекта РФ и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти.
Согласование проектов модернизации
Предлагаемая схема реализации инвестиционных проектов и организации долгосрочных отношений органов государственной власти, органов тарифного регулирования и инвестора построена на основе согласованного всеми сторонами долгосрочного тарифного соглашения, поэтому обязательно согласование инвестиционной программы с региональной службой по тарифам.
При этом проекты по модернизации должны соответствовать требованиям ФСТ (в настоящее время ФСТ издаются Приказы об утверждении требований к программам энергоэффективности для регулируемых организаций). По состоянию на 31 августа 2010 года для теплоснабжающих организаций такого приказа издано не было. Кроме того, программы энергоэффективности должны соответствовать требованиям региональных органов власти. Как правило, программа энергоэффективности по региону утверждается на три года и, если мероприятия теплоснабжающей организации включаются в него, то это также является весомым обоснованием для включения затрат на программу в тариф. Также проекты должны быть включены в областную программу энергосбережения и могут быть в какой-то части претендовать на средства Инвестиционного фонда РФ при наличии разработанной проектно-сметной документации.
Участие муниципальных образований в проектах модернизации
Проект модернизации системы теплоснабжения МО может быть реализован по одной из следующих схем.
1. Аренда с инвестиционными условиями в порядке, определенном Приказом ФАС от 10.02.2010 года «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров».
Все улучшения муниципального имущества, в том числе произведенные за счет привлеченных инвестиций, как отделимые, так и неотделимые, в конечном итоге должны перейти в собственность муниципального образования и не подлежать изъятию по окончании срока аренды такого имущества.
2. Концессия в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. ФЗ от 02.07.2010 № 152-ФЗ).
При разработке инвестиционной программы модернизации ЖКХ решаются две основные проблемы использования заемных средств на условиях государственно-частного партнерства:
- со стороны инвесторов (коммерческих банков) – снижение рисков инвестирования в проекты по модернизации ЖКХ (получение гарантийного обеспечения инвестиционных проектов со стороны бюджета области);
- со стороны инициаторов проектов (предприятий ЖКХ и муниципальных администраций) – формирование механизма возврата заемных средств за счет уменьшения бюджетных расходов (за счет уменьшения выплат населению жилищных субсидий и т. д.) либо за счет формирующихся сумм экономии.
Система финансирования инвестиционных проектов на цели энергосбережения и технического перевооружения объектов ЖКХ должна определять для владельцев проектов четкие и понятные процедуры получения финансирования и возврата заемных средств. Инициатор проекта должен знать, какой перечень мероприятий ему необходимо осуществить для получения финансирования под свой проект. Поэтому нами разработана единая методология получения финансирования для инвестиционных проектов по модернизации ЖКХ (формирование правовых, экономических, финансовых и инженерно-технических аспектов в отношении реализации проекта).
Опубликовано в журнале Энергосбережение №7/2010