Проект «Энергоэффективный квартал». Начало большого пути.

В г. Апатиты Мурманской области и г.г. Тюмень, Пермь, Казань реализуются пилотные проекты «Энергоэффективный квартал». Цель пилотных проектов «Энергоэффективный квартал» – отработать организационные, юридические и финансово-экономические мероприятия в сфере сбережения энергоресурсов в жилом фонде и на объектах социальной сферы города. Администрации г. Тюмень и г. Апатиты представили свое видение того, каким образом и за счет каких средств планируется реализовать проекты «Энергоэффективный квартал».

 

В г. Апатиты Мурманской области и г.г. Тюмень, Пермь, Казань реализуются пилотные проекты «Энергоэффективный квартал». В перечне приоритетов, которые намечены Государственной программой энергосбережения и повышения энергоэффективности – организация учета энергоресурсов, замена ламп накаливания на энергоэффективные светильники, развитие малой и альтернативной энергетики. Реализация проекта «Энергоэффективный квартал» входит в перечень приоритетных направлений повышения энергоэффективности.

 

Цель пилотных проектов «Энергоэффективный квартал» – отработать организационные, юридические и финансово-экономические мероприятия в сфере сбережения энергоресурсов в жилом фонде и на объектах социальной сферы города.

 

Администрации г. Тюмень и г. Апатиты представили свое видение того, каким образом и за счет каких средств планируется реализовать проекты «Энергоэффективный квартал».

 

Основные принципы реализации проекта

 

Комплексный подход:

  • Проведение предварительного и текущего энергоаудита в многоквартирных жилых домах и на социальных объектах;
  • повышение энергоэффективности источников тепла;
  • реконструкция сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • комплекс работ по повышению энергоэффективности и по проведению капитально-восстановительного ремонта в многоквартирных домах при реализации проекта;
  • комплекс работ по повышению энергоэффективностив зданиях социальной сферы;
  • проведение работ по совершенствованию освещения на улицах, придомовых территориях, во дворах с внедрением светодиодных светильников и элементов автоматизированного управления освещением;
  • установка приборов учета с внедрением систем передачи данных.

 

Софинансирование проводимых мероприятий:

  • Средства местного бюджета-10%
  • Средства регионального бюджета -15%
  • Средства федерального бюджета (в т.ч.Фонд реформирования ЖКХ) – 20%;
  • Кредитные средства банков, направляемые на реализацию энергосервисных соглашений -55%.

 

Оплата заемных средств от получаемой экономии:

  • Привлечение энергосервисных компаний для реализации проекта;
  • Согласованные с собственниками квартир условия выплат по заемным средствам.

 

Общее описание проектов

 

Для проведения работ в г. Апатиты и г. Тюмень выбраны кварталы в центре города.

 

В г. Апатиты на территории модернизируемого квартала проживает 11,5 тыс человек, общая площадь жилой застройки 321 тыс. кв. м., количество объектов на территории квартала 143, протяженность тепловых сетей 15 км., потребности в финансировании мероприятий повышения энергоэффективности и частичной модернизации 2 миллиарда 352 миллиона рублей. Основа проводимых мероприятий – деятельность энергосервисных компаний для достижения запланированных программой показателей.

 

Для реализации запланированы мероприятия:

  • Энергетическое обследование зданий жилого фонда и бюджетной сферы
  • Оснащение зданий жилого фонда и бюджетной сферы приборами учета ресурсов
  • Капитальный ремонт жилых зданий

 

В результате проведенных мероприятий ожидается суммарное сокращение энергопотребления квартала на 15% к 2015 г.

 

В г. Тюмень на территории модернизирумого квартала проживает около 13 тысяч человек, общая площадь жилой застройки 356 тысяч кВ. м., 45 многоквартирных жилых домов, 5 объектов социальной инфраструктуры, тепловых сетей 6,6 км, электрических сетей 13,8 км.,сетей водоснабжения 9,4 км, канализации 7,4 км. Потери в электрических сетях примерно 12%, тепловых сетях – 14%, в системе водоснабжения- 33,4%. На территории квартала 224 опоры освещения.

 

Коллективными теплосчетчиками оснащено 7% домов, счетчиками горячей воды – 4%. Уровень энергоэффективности зданий, после проведения энергоаудита на 41 многоквартирном доме, оценивается между категориями D и Е (низкий и очень низкий). Дома постройки после 2000 года, оцениваются категорией энергоэффективности С – нормальный.

 

Планируемые затраты на проведение энергосберегающих мероприятий не приводятся.

 

В Администрацией Тюмени заявлено о создании рабочей группы по сопровождению проекта в составе 45 человек. Основа деятельности по реализации проекта «Энергоэффективный квартал» – деятельность энергосервисных компаний, планирование работ которых осуществляется после проведения энергоаудита.

 

При проведении работ по повышению энергоэффективности жилых домов запланировано:

  • Составление дефектных ведомостей;
  • Разработка проектно-сметной документации;
  • Проведение экспертизы проектно-сметной документации;
  • Заключение энергосервисных контрактов

 

Предварительно для энергосервисных компаний запланировано:

  • Подготовка инженерных сетей отопления, ХГВС, канализации и электричества к установке энергоэффективного оборудования ;
  • Установка приборов учета воды, тепла и электроэнергии, систем регулирования, автоматики и телеметрии;
  • Замена приборов освещения по местам общего пользования на светодиодные светильники;
  • Остекление мест общего пользования и балконов;
  • Окраска фасадов энергосберегающей краской.

 

При проведении работ по повышению энергоэффективности объектов социальной сферы запланировано:

  • Установка приборов учета воды, тепла и электричества.
  • Монтаж системы телеметрии
  • Замена приборов освещения мест общего пользования на светодиодные

 

При модернизации и повышении энергоэффективности системы наружного (уличного) освещения запланировано:

  • Освещение улично-дорожной сети.
  • Освещение дворов, которые раньше не были освещены.
  • Освещение проложенных в связи с благоустройством тротуаров и междворовых проездов.
  • Установка новых и замена старых опор (159 на 316).
  • Увеличение числа светильников (со 159 до 459).
  • Установка системы ТЕЛУР.
  • Установка шкафов управления.
  • Монтаж системы телеметрии квартала.
  • Прокладка подземных линий вместо воздушных (11 км вместо 9 км).
  • Волоконно-оптическая линия связи (5,4 км)

 

Кроме того, запланирована установка в каждом дворе отдельных контейнеров для сбора ртутьсодержащих ламп для их последующей утилизации.

 

Организация финансирования

 

Администрация г. Тюмени организует кредитование деятельности энергосервисных компаний. В качестве энергосервисных компаний могут выступать управляющие жилищные компании, ТСЖ, непосредственно энергосервисные организации. Кредит предоставляется на 10 лет с возможностью дополнительной пролонгации на 1 год, процентная ставка 11-14% годовых с погашением процентов по кредиту из бюджета. Погашение кредита из средств экономии, получаемой при сокращении энергопотребления. Риски утраты дорогостоящего энергосберегающего оборудования планируется снизить за счет страхования.

 

Взаимодействие с собственниками квартир

 

Поскольку для проведения работ по модернизации общедолевой собственности и придомовой территории требуется согласие собственников, в ходе реализации проекта «Энергоэффективный квартал» муниципалитетом организуются собрания владельцев квартир многоквартирных жилых домов. В Тюмени, из 44 многоквартирных домов, общие собрания были проведены в 41 доме. Жителями приняты положительные решения об участии в проекте. При этом, организаторы собраний отметили ряд проблемных вопросов, которые возникают в связи с организацией проекта:

  • Необходимость установки энергосервисными компаниями оборудования на ветхие сети;
  • Контроль качества энергосервисных мероприятий;
  • Обеспокоенность собственников квартир по поводу возможного увеличения тарифов на сумму экономии;
  • Неактивность собственников. Отсутствие кворума при проведении собраний в новых домах;
  • Наличие собственных программ по энергосбережению у ТСЖ и управляющих компаний.

 

Для того, чтобы частично снять проблемы, организаторы проекта предпринимают следующие меры:

  • Подписание энергосервисного контракта со стороны Заказчика осуществляется не всеми собственниками помещений многоквартирного дома, а уполномоченным выборным представителем от собственников дома;
  • В юридический оборот введены такие понятия как опытно-эксплуатационный период, уполномоченные выборные представители Заказчиков;
  • План мероприятий повышения энергоэффективности является неотъемлемым приложением к энергосервисному контракту.

 

Данные по эффективности энергосберегающих мероприятий

 

Экономия в многоквартирных жилых домах

  • Электроэнергия -20%
  • Тепловая энергия 28-30%
  • Вода-45%
  • Срок окупаемости затрат – 3-4 года

 

Экономия в административном здании

  • Электроэнергия – 18%
  • Тепловая энергия – 28%
  • Расход воды – 50-56%

 

Экономия в системе наружного освещения

  • Экономия электроэнергии около 29%
  • Экономия на техническом обслуживании около 26%
  • Срок окупаемости затрат 11 лет

 

В целом, ставится задача снижения затрат жителей на жилищно-коммунальные услуги на 15-25%, снижение энергопотребления на 1 кв. м. жилой площади на 20-30%, снижение затрат муниципалитета на энергоснабжение на 15-25%.

 

Итоговые показатели энергоэффективности в виде нормативов или стандартов энергопотребления в представленных описаниях проектов не приводятся. В настоящее время не существует признанных критериев, по которым можно утверждать, что квартал или населенный пункт действительно энергоэффективны. Возможно, в ходе проводимого мониторинга индикаторов энергоэффективности, установленных Постановлением Правительства № 1225 от 31.12.2009, и реализации проектов «Энергоэффективный квартал» появится возможность выработки стандартов энергоэффективности отдельных территорий, на которые можно будет ориентировать работу муниципалитетов.

 

Автор: Коваль Сергей Петрович

portal-energo.ru