Текст Закона 261-ФЗ и его подробный анализ
Изменения в КоАП, учёт потребления энергии и энергоресурсов, выпуск и применение энергоэффективных товаров, требования к энергоэффективности зданий, энергетические обследования (энергоаудит), информационная поддержка энергосбережения, энергосбережение в бюджетных учреждениях, госзаказы, господдержка энергосбережения…
Учёт потребления энергии и энергоресурсов
Без этого никакое энергосбережение невозможно.
Все производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному приборному учёту. Исключения сделаны для потребления аварийных и ветхих объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а так же объектов с мощностью потребления электроэнергии до 5 киловатт или тепловой энергии до 0,2 Гкал в час.
До 1 июля 2010 г. организации-поставщики газа, воды, тепла, электроэнергии должны предложить потребителям свои услуги по установке приборов учёта, а с 1 июля 2010 г. обязаны устанавливать приборы учёта своим потребителям по договорам и не в праве отказать в установке счетчиков по просьбе любого лица-потребителя.
В течение 2010 года органы государственной и муниципальной власти в зданиях и помещениях, где они размещаются, должны закончить установку приборов учета всех видов энергии и энергоносителей.
В течение 2010 года в сданных в эксплуатацию объектах собственники обязаны установить средства учета энергии и энергоносителей.
До 1 января 2012 года в жилых домах, квартирах в жилых домах, в садовых и дачных домах с централизованной подачей ресурсов собственники должны установить счётчики электроэнергии, воды, газа и коллективные теплосчётчики.
С 1 января 2012 года вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчётчиками в квартирах.
С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения приборами учёта энергии и энергоресурсов.
Если потребитель не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Дотирование этого механизма финансирования предполагается организовать из бюджетов регионов и местных бюджетов. Законом предусмотрен принудительный порядок установки приборов учёта с возмещением устанавливающей организации всех понесённых затрат. Поставщикам энергии и энергоресурсов предоставлено право заинтересовывать потребителей в установке счётчиков (сегодня это очень просто: нет счетчика, платишь круглосуточный расход «по сечению трубы, провода» и т.д.)
Внесены дополнения в КоАП:
- Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учёта (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на организацию от 500 до 600 тысяч рублей.
- Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учёта собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на юрлиц от 100 до 150 тысяч рублей.
- Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей; на ИП – от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей;
- Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учёта лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов – штраф на ответственное Лицо от 10 до 15 тысяч рублей, на юрлиц от 20 до 30 тысяч рублей.
- Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учёта лицами, ответственными за их содержание – штраф на должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей, на ИП от 25 до 35 тысяч рублей, на юрлиц от 100 до 150 тысяч рублей.
Выпуск и применение энергоэффективных товаров
Государство ставит под свой контроль выпуск, ввоз на территорию страны, реализацию товаров с установленными показателями энергоэффективности. Потребителю должно быть понятно с чем он имеет дело, поэтому все товары должны иметь соответствующую маркировку, отражающую класс энергоэффективности.
Под товарами понимается прежде всего бытовая техника, компьтеры, оргтехника. Отдельно Законом определяется порядок оценки и управления энергоэффективностью зданий, строений и сооружений. Дополнительный перечень товаров будет установлен Правительством РФ.
В настоящее время перечень товаров и оборудования, для которых рекомендовано установление показателей энергоэффективности приведен в ГОСТ Р 51380-99 и ГОСТ Р 51388-99.
С 1 января 2011 г. обязательное маркирование вводится для бытовой техники.
С 1 января 2012 г. обязательное маркирование вводится для компьютеров и оргтехники.
Отдельными постановлениями Правительства РФ будут определены даты и порядок маркирования классов энергоэффективности для зданий, строений, сооружений и иных товаров.
С 1 января 2011 года под фактический запрет ставятся лампы накаливания мощностью 100 Ватт и выше,с 1 января 2013 г. 75 Вт и выше, с 1 января 2014 г 25 Вт и выше.
Энергосберегающие лампы содержат ртуть, поэтому планируется к реализации с 1 января 2011 г. госпрограмма утилизации вредных отходов от таких ламп.
Вводимые изменения в КоАП предусматривают конфискацию товаров без информации о классе энергоэффективности и штрафы:
- За производство и ввоз в страну товаров без маркировки об энергоэффективности для должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей, для юрлиц от 100 до 150 тысяч рублей;
- За реализацию товаров без маркировки об энергоэффективности на ИП от 10 до 15 тысяч рублей, для юрлиц от 100 до 150 тысяч рублей.
Требования к энергоэффективности зданий, строений, сооружений
Порядок управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений выделен отдельной статьёй. В составе требований:
- показатели энергоэффективности для объекта в целом;
- показатели энергоэффективности для архитектурно-планировочных решений;
- показатели энергоэффективности для элементов объекта и конструкций, а так же материалов и технологий, применяемых при капремонте.
В состав проектной документации на строительство должен быть включен раздел энергоэффективности. Органы Госстройнадзора определяют класс энергоэффективности многоквартирного жилого дома, а застройщик и собственник дома обязаны разместить указатель класса энергоэффектиности на фасаде дома.
В состав гарантийных обязательств застройщика по ГК включено обеспечение показателей энергоэффективности в течение 5 лет от ввода в эксплуатацию.
Собственники зданий, строений, сооружений в течение всего срока их срока эксплуатации обязаны не только обеспечивать установленные показатели энергоэффективности, но и проводить мероприятия по их повышению. Это так же является обязанностью лица, ответственного за содержание жилого дома. Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения.
Организации – поставщики энергоресурсов обязаны ежегодно предлагать собственникам жилого дома, садовым товариществам, котеджным объединениям проведение мероприятий по энергосбережению, в том числе способы финансирования этих мероприятий.
Лицо, ответственное за содержание жилого дома обязано доводить до сведения собственников предложения по энергосбережению, разрабатывать соответствующие планы и мероприятия, в отопительный период регулировать подачу тепла в целях его сбережения.
Органы исполнительной власти обязаны ежегодно публиковать в СМИ сведения об административных наказаниях лиц, ответственных за содержание жилых домов, в связи с нарушениями требований по проведению мероприятий энергосбережения и обеспечения энергоэффективности.
Для дачных и садовых объединений так же должны разрабатываться, исполняться и контролироваться мероприятия энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Внесены дополнения в КоАП:
- Несоблюдение требований законодательства об энергетической эффективности (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на организацию от 500 до 600 тысяч рублей.
- Несоблюдение лицами ответственными за содержание многоквартирных жилых домов требований энергетической эффективности, об оснащении жилого дома приборами учёта потребления энергоресурсов, о проведении мероприятий энергосбережения и повышения энергоэффективности – штраф на ответственное лицо от 5 до 10 тысяч рублей, на ИП от 10 до 15 тысяч рублей, на юрлиц от 20 до 30 тысяч рублей.
- Несоблюдение ответственными лицами за содержание многоквартирных домов требований по разработке предложений по энергосбережению и повышению энергоэффективности – штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тысяч рублей, на юрлиц от 20 до 30 тысяч рублей.
Энергетические обследования (энергоаудит)
Основные цели энергоаудита – это объективные оценки и предложения по эффективному использованию энергии и энергоресурсов:
- реальный расход потребления энергии и энергоресурсов;
- определения показателей энергоэффективности;
- определение потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- составление перечня типовых мероприятий энергосбережения и их стоимостная оценка;
- составление энергетического паспорта объекта.
Копии энергетических паспортов один раз в три месяца организацией по энергоаудиту направляются в уполномоченный по энергоэффективности орган исполнительной власти.
Энергоаудит проводится в основном добровольно за исключением ряда организаций, для которых периодический энергоаудит обязателен:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
- организации с участием государства или муниципального образования;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (например для организаций с утверждаемыми ценами на предоставление социальных услуг);
- организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
- организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, мазута, печного топлива, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
- организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Эти организации обязаны провести первый энергоаудит до 31 декабря 2012 года, далее один раз в пять лет.
Энергоаудит могут проводить только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО). У юрлиц должно быть не менее 4 энергоаудиторов, у ИП не менее одного.
В состав членов СРО должно входить не менее 15 юридических лиц и 10 физических лиц-специалистов по энергетическим обследованиям или не менее 40 физических лиц – специалистов по энергетическим обследованиям.Сами энергоаудиторы должны иметь специальную подготовку и необходимые для энергетических обследований знания. В СРО должен быть создан компенсационный фонд для гарантирования удовлетворения возможных претензий Потребителя. Законом не оговорен отдельно взнос членов СРО в компенсационный фонд, поэтому в соответствии с базовым Законом о СРО этот взнос не менее 3 тысяч рублей и (или) страхование гражданской ответственности на общую сумму ущерба не менее 30 тысяч рублей.
Проверки СРО со стороны органов Госнадзора один раз в три года,
Внесены дополнения в КоАП:
- Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования – штраф на должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей; на ИП – от 10 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 250 тысяч рублей.
- Несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – штраф на должностных лиц 5 тысяч рублей; на юридических лиц – 10 тысяч рублей.
Информационная поддержка энергосбережения
Из мирового опыта организации энергосбережения понятно, что наладить само энергосбережение невозможно без широкой разъяснительной компании о необходимости и пользе энергосбережения и без представления во всей полноте информации о способах, формах энергосбережения и достигнутых результатов повышения энергоэффективности. Поскольку практически везде деятельность по энергосбережению заявлялась в качестве приоритета экономического развития, государство брало на себя роль консолидатора информации об энергосбережении и организатора продвижения социальной рекламы в этой сфере.
Законом об энергосбережении предусматриваются меры информационной поддержки со стороны государства:
В России создаётся государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергоэффективности с регулярным представлением следующих основных сведений:
- о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о ходе их реализации;
- об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, обобщенные относительно государственного, муниципального, частного жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- полученные в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, и данных, полученных по запросу о добровольных энергетических обследованиях, а также данных реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
- о количестве и об основных результатах обязательных энергетических обследований;
- о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации энергосервисных договоров (контрактов);
- о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов, имеющих высокую энергетическую эффективность, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- о нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Информация представляется на сайте уполномоченного федерального органа власти и официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов федерации. Обязанностью органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе органов исполнительной власти субъектов Федерации и органом местного самоуправления, является представление в информсистему необходимой информации. Обновление информации ежеквартально.
При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
- информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях законодательства об энегосбережении;
- социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, государственными программами поддерживаются:
- организация органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;
- информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров;
- распространение информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;
- организация выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность.
Организация энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях и организациях с участием государственных органов или муниципалитетов
Начиная с 1 января 2010 года планирование затрат на энергообеспечение организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней (федерального, регионального,местного) производится исходя из уровня затрат в 2009 году с ежегодным снижением на 3%. Экономия полученная сверх 3% остается в распоряжении организации и может быть направлена на увеличение фонда оплаты труда.
Организации с государственным или муниципальным участием должны реализовывать мероприятия повышения энергоэффективности, обеспечивать целевые показатели энергоэффективности, характеризующие исполнение программ, в том числе экономическую эффективность мероприятий.
Имеются особенности организации энергосбережения для организаций с государственным или муниципальным участием, осуществляющих регулируемые виды деятельности (энергоснабжающие, водо-,газо-,теплообеспечение, перевозки пассажиров и багажа, услуги связи, водоотведение и канализация, вывоз и утилизация бытовых отходов и т.д.) . Эти организации должны реализовывать мероприятия повышения энергоэффективности, обеспечивать целевые показатели энергоэффективности, характеризующие исполнение программ, в том числе экономическую эффективность мероприятий с выделением этих мероприятий применительно к объектам модернизации. Предусмотрена возможность учёта в тарифах и ценах затрат на проведение мероприятий повышения энергоэффективности и возможность планирования затрат и получения эффекта на долгосрочный период (от 3 до 5 лет). При этом предусмотрены условия:
- потребители в течение этого периода должны получать некоторое снижение тарифов;
- затраты на проведение мероприятий не финансируются из бюджета;
- экономия, полученная организацией сохраняется на период не менее 5 лет с момента получения экономического эффекта от энергосберегающих мероприятий;
- по истечении 5 лет после получения экономии тарифы регулируются от вновь сложившейся схемы затрат.
В законе «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» внесены соответствующие поправки в связи с регулированием тарифов на долгосрочный период в связи с проведением энергосберегающих мероприятий. На этот период для тепловой энергии тарифы определяются по долгосрочному соглашению. В этот период ежегодное государственное регулирование тарифов не проводится. Для электоэнергетики уровень тарифов поставлен в зависимость от качества отпускаемой электрической энергии.
Внесены дополнения в КоАП:
- Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности – штраф на должностных лиц от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Реализация требований энергоэффективности при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд
При формировании заказа обязательно указание требований энергоэффективности:
- составление перечня требований энергоэффективности, необходимых при формировании заказа;
- требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
- требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов.
Вводится прямой запрет на приобретение товаров и услуг, ведущее к непроизводительному расходу энергоресурсов. В результате закупок должна быть обеспечена максимальная энергоэффективность и реальная экономия энергоресурсов и денежных средств в связи с энергосбережением и повышением энергоэффективности.Сама экономия энергоресурсов и показатели энергоэффективности в натуральном и денежном выражении могут быть предметом котировок. Таким образом открывается возможность котировок не энергии, а её экономии.
Государственным и муниципальным органам разрешается заключение энергосервисных соглашений, направленных на энергосбережение и обеспечение энергоэффективности. Условием энергосервисного соглашения должно являться достижение экономии и, может быть, выплата части фактически полученной экономии победителю конкурса. Разрешено заключение энергосервисных соглашений на длительный срок (превышающий срок действия бюджетных обязательств).
В КоАП внесены изменения:
- Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 30тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Государственная поддержка обеспечения энергосбережения и энергоэффективности
Предусмотрен достаточно широкий спектр мер государственной поддержки.
- Содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
- погашение части кредитных ставок при финансировании инвестиционных программ;
- прямые инвестиции;
- софинансирование и субсидии из федерального бюджета региональным бюджетам на проведение программ повышения энергоэффективности;
- Пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов)
- Содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;В частности: внесены поправки в Налоговый Кодекс РФ, разрешающие отнесение на затраты по схеме ускоренной амортизации с коэффициентом 2 в отношении объектов высокой энергоэффективности;
- Содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности;
- Поддержка региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- Реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;
- Содействие в осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Меры поддержки будут реализованы через государственные программы.
Проект закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффектической эффективности» подписан Президентом. Закон содержит значительное количество отсылочных норм на Постановления Правительства РФ и решения уполномоченных органов по энергосбережению. Законом устанавливается принятие большинства этих норм до 1 января 2010 г. и окончательно до 1 мая 2010 г.
Автор: Коваль Сергей Петрович