Подготовлено новое Постановление Правительства о порядке предоставления коммунальных услуг.
В Министерстве регионального развития подготовлен проект Постановления Правительства РФ, который вводит ряд существенных изменений в действующие Правила предоставления коммунальных услуг населению. Подготовленное Постановление Правительства отменяет принятое в 2006 г. Постановление Правительства № 307 «О предоставлении коммунальных услуг» и вводит новые Правила отношений потребителей и поставщиков услуг. Новое Постановление Правительства принято, в том числе, во исполнение требований ст. 157 Жилищного Кодекса и Закона «Об энергосбережении …».
В Министерстве регионального развития подготовлен проект Постановления Правительства РФ, который вводит ряд существенных изменений в действующие Правила предоставления коммунальных услуг населению. Тенденция перевода отношений по предоставлению жилищно –коммунальных услуг с управления государственными и муниципальными структурами на рыночные принципы, была положена в 1995 г. Указом Президента России № 425.
Уже тогда стало совершенно понятно, что деятельность естественных и противоестественных монополий в ЖКХ не в состоянии обеспечить качественное предоставление коммунальных услуг населению. Прошедшие 15 лет доказали, что в условиях рыночной экономики цена не является определяющим фактором в обеспечении качества услуги. Определяющий фактор конкуренция.
Постепенный перевод отрасли на рыночные отношения сопровождался появлением документов, которые так же постепенно приводили стоимость услуг ЖКХ к их реальной цене, но сам принцип монопольного предоставления услуг и обязательного учета предоставления этих услуг, до сих пор не затрагивался. Подготовленное Постановление Правительства отменяет принятое в 2006 г. Постановление Правительства № 307 «О предоставлении коммунальных услуг» и вводит новые Правила отношений потребителей и поставщиков услуг. Новое Постановление Правительства принято, в том числе, во исполнение требований ст. 157 Жилищного Кодекса и Закона «Об энергосбережении …».
Правилами предоставления коммунальных услуг населению предусматривается:
- Регулирование отношений, связанных с поставкой и потреблением тепла, горячей и холодной воды, электроэнергии, газа бытового магистрального и баллонного, твердого топлива.
- Установление особого порядка оплаты коммунальных услуг в связи с необходимостью установки приборов учета потребления коммунальных услуг в соответствии с требованиями Закона РФ «Об энергосбережении …».
- Введение ответственности поставщика услуг за качество, потребителя за условия их использования.
Оплата учитываемого и неучиваемого потребления коммунальных услуг
По новым Правилам потребления коммунальных услуг, потребитель мотивируется к скорейшей установке приборов коллективного и индивидуального учета потребления коммунальных услуг.
Устанавливается общий порядок оплаты неучитываемого потребления коммунальных услуг (отпуск по нормативам без приборов учета):
- С 1 января 2011 г, если потребитель не установил индивидуальный прибор учета в оговоренный Законом «Об энергосбережении …» срок, то при расчетах за услуги сумма платежей для него умножается на 2, если он пропустил еще год, отведенный для установки прибора учета, то сумма платежей умножается на 4.
- С 1 января 2012 г, если в многоквартирном доме не установлены коллективные приборы учета, то для жителей дома, стоимость коммунальных услуг, используемых на общедомовые нужды, при расчетах за услуги умножается на 2, если приборы учета не установлены еще год, то сумма платежей умножается на 4.
- Для дополнительной заинтересованности в установке приборов учета, поставщики коммунальных услуг могут (не обязаны!) снижать стоимость коммунальных услуг для домов, в которых установлены индивидуальные и коллективные приборы учета коммунальных услуг.
С 1 января 2013 г. планируется применение повышающего коэффициента 2,5 к нормативу потребления при расчетах за коммунальные услуги в случаях:
- Не установки прибора поквартирного (индивидуального)учета;
- В случае, если прибор учета не установлен более трех месяцев, после выхода действующего прибора из эксплуатации (в т.ч. отсутствие поверки);
- В случае, если прибор учета выводился из эксплуатации более, чем 1 раз в год;
- Если потребитель преднамеренно испортил прибор учета (факт порчи требуется доказать суду);
- При создании препятствий поставщику по съему показаний с действующих приборов учета (более 2 раз);
- При несанкционированном подключении к потреблению коммунальных услуг.
Обязанности потребителя коммунальных услуг
- Применять только те приборы учета, которые входят в Государственный Реестр средств измерений;
- Обеспечивать правила эксплуатации приборов и своевременность их поверок,
- Своевременно информировать поставщика коммунальных услуг о выходе из эксплуатации прибора учета;
- Обеспечивать доступ к прибору учета представителя поставщика для съема показаний и проверки работоспособности;
- Информировать поставщика коммунальных услуг (в частности воды) об их использовании для ведения личного подсобного хозяйства в индивидуальных жилых домах.
При этом потребителю запрещается:
- Использовать бытовые машины с мощности, превышающей допустимые нагрузки, предусмотренной проектом дома;
- Производить слив теплоносителя из радиаторов отопления;
- Самовольно демонтировать и заменять элементы системы отопления в доме;
- Нарушать пломбы приборов учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний;
- Осуществлять регулирование отопительных приборов, приводящее к снижению температуры воздуха в помещении ниже +12оС.
Ответственность поставщика услуг.
Поставщик услуг обязан обеспечить их поставку в соответствиями с требованиями ГОСТ Р 51617-2000. «Жилищно-коммунальные услуги. Технические требования» .
При отклонении показателей качества от показателей, изложенных в Правилах и ГОСТ Р 51617-2000, предусмотрены весьма существенные санкции к поставщику услуг. В ряде случаев, он вообще не сможет получить оплату за услугу, показатели качества которой ниже оговоренного минимума, хотя потребитель ею пользовался. В Правилах не указан подробно механизм реализации прав потребителя по контролю за качеством предоставляемых услуг, но описание санкций и показателей отклонения уже важно.
Энергоэффективность и содержание общедомового имущества.
Постановлением Правительства вносятся изменения в ранее принятое Постановление Правительства № 491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»
Внесенные изменения предусматривают:
- Обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме проводить мероприятия по энергосбережению и организации учета потребления коммунальных услуг;
- Обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме оплачивать потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды по нормативам потребления или на основании показаний приборов учета;
- Право собственников на заключение энергосервисного соглашения с управляющей жилищной организацией или иной энергосервисной организацией,на проведение работ по повышению энергоэффективности с отдельным учетом стоимости , эффекта, текущих платежей при реализации энергосервисного договора. Оплата энергосервисного договора на общие домовые нужды осуществляется отдельно от платы за коммунальные ресурсы и платы за содержание и ремонт жилого помещения;
Приведенный краткий обзор проекта документа не претендует на полноту анализа. В то же время, очевидно, что Правительство РФ намерено постепенно уходить от прямого администрирования органами власти предоставления коммунальных услуг, перенося основной упор на формирование прежде всего правил взаимоотношений поставщика и потребителя и на приведение арбитража их отношений в порядок, определенный общим законодательством.
Автор: Коваль Сергей Петрович