Организация финансирования проектов повышения энергоэффективности. Мнение банков
В настоящее время наиболее распространено предложение по традиционному кредитованию проектов энергосбережения в промышленности и сфере энергоэффективноой модернизации элементов коммунальной инфраструктуры. В то же время, в российских банках и в российских представительствах зарубежных банков идет интенсивная работа по формированию кредитного предложения органам местного самоуправления , ТСЖ, энергосервисным компаниям. В статье приведены сведения из презентаций зарубежных и российских банков по проблематике повышения энергоэффективности.
Формируемая в России политика повышения энергоэффективности заставляет финансовые структуры планировать рынок предоставления финансовых услуг применительно к потребностям нового весьма объемного рынка модернизации и инноваций, связанных с энергоэффективностью. Россия – страна с развивающейся рыночной экономикой, и многие финансовые институты находятся в стадии становления. Так же на стадии формирования и развития находится законодательство в сфере регулирования финансового оборота и банковской деятельности. В этих условиях достаточно сложно прогнозировать применение многочисленных финансовых инструментов в сфере повышения энергоэффективности, которые используются в странах с развитой рыночной экономикой. Тем не менее, ряд крупных российских банков ввели в свой состав подразделения, специализирующиеся на финансировании проектов энергоэффективности. В ходе этой работы постепенно формируются финансовые инструменты, учитывающие специфику деятельности с гарантированной экономией у заемщика.
Потенциальный объем финансирования проектов энергосбережения
Планируемый объем финансирования Государственной программы энергосбережения за весь срок ее реализации должен составить 9 532 млрд рублей, в том числе:
- 760 млрд рублей из средств бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (8% от общего объема финансирования)
- 8772 млрд рублей из внебюджетных источников финансирования (92% от общего объема финансирования).
При этом, средства бюджетов субъектов Российской Федерации составляют 625 млрд руб.,
включая I этап (2011-2015 годы) – 208 млрд руб.
и II этап (2016-2020 годы) – 417 млрд руб.
Планируемые средства федерального бюджета составляют 135 млрд руб., включая:
I этап (2011-2015 годы) – 43 млрд руб;
II этап (2016-2020 годы) – 92 млрд руб;
На 2011 год в бюджете заложено 7 миллиардов рублей для оказания поддержки в реализации наиболее качественно подготовленных программ энергосбережения.
Объёмы финансирования программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счёт средств федерального бюджета составляют 1,4% от суммарных расходов за период реализации Программы.
Планируемый объем государственных гарантий по кредитам и займам в связи с реализацией программ энергосбережения 303 миллиарда рублей.
По прогнозам Сбербанка России, дополнительным источником инвестиций может быть реализация квот выброса углекислого газа по принципам Киотского соглашения. Предполагаемый объем поступления денежных средств по этой программе может составить около 25 миллиардов рублей.
Общий прогноз экономии в результате проводимых мероприятий по реализации Госпрограммы энергосбережения должен составить 12 600 миллиардов рублей
По оценкам Газпромбанка, проводимые мероприятия позволят сэкономить 294 млн. т.у.т. При этом экономия потребителей должна составить 2,4 триллиона рублей в год, общий эффект для экономики страны от 3,6 до 4,5 триллионов рублей в год.
По оценке Сбербанка сумма экономии должна составить примерно 250 млн. т.у.т в год.
Направления финансирования мероприятий энергосбережения
- электроэнергетика;
- промышленность;
- теплоснабжение и системы коммунальной инфраструктуры;
- сельское хозяйство;
- транспорт;
- организации федеральной бюджетной сферы и сферы услуг;
- жилищный сектор;
- стимулирование повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации;
- подпрограмма методического, информационного и кадрового обеспечения мероприятий.
По оценкам специалистов Газпромбанка, потребность в прямых инвестициях в меры по повышению энергоэффективности российской экономики должна составить около 10 триллионов рублей, примерно 3 триллиона рублей должны составить долговые заимствования.
По оценкам специалистов Сбербанка России, потребность в инвестициях и долговых заимствованиях при реализации региональных программ энергосбережения, должна составить около 6 триллионов рублей с течение ближайших 10 лет. Из этой суммы более 3 триллионов рублей должно быть использовано в сфере ЖКХ и жилом фонде, 1,4 триллиона рублей в региональной энергетике, 800 миллиардов рублей на объектах бюджетной сферы.
По оценке Сбербанка, общий объем финансирования проектов энергосбережения в течение ближайших 5 лет должен составить 3,5 триллиона рублей. Из них 1,5 миллиарда кредитные заимствования, 500 миллиардов рублей долговые заимствования.
Распределение затрат :
- замена светильников на энергосберегающие – 70 миллиардов рублей;
- повышение энергоэффективности систем теплоснабжения – 120 миллиардов рублей;
- энергосбережение в промышленности (генерация, теплоснабжение) – 650 миллиардов рублей;
- повышение энергоэффективности жилых и общественных зданий – 900 миллиардов рублей;
- повышение энергоэффективности электрогенерации и сетей – 1,8 триллиона рублей.
Средства федерального бюджета будут направлены на реализацию инфраструктурных проектов энергосбережения и софинансирование лучших региональных и муниципальных программ энергосбережения:
- 124,4 млрд руб. – софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на конкурсной основе для реализации лучших региональных программ);
- 2,5 млрд руб. – финансирование создания и обеспечения работы государственной информационной системы (ГИС) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- 2,3 млрд руб. – образовательная деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- 4,1 млрд руб. – пропагандисткий проект «формирование бережливой модели поведения населения»;
- 1,6 млрд руб. – финансирование НИОКР в сфере повышения энергоэффективности;
- 0,4 млрд. руб. – общепрограммные расходы (управление программой).
Предлагаемые банками услуги по финансированию проектов повышения энергоэффективности
В настоящее время наиболее распространено предложение по традиционному кредитованию проектов энергосбережения в промышленности и сфере энергоэффективноой модернизации элементов коммунальной инфраструктуры. В то же время, в российских банках идет интенсивная работа по формированию кредитного предложения по финансированию мероприятий повышения энергоэффективности органам местного самоуправления , ТСЖ, энергосервисным компаниям. Весьма интенсивную практическую деятельность по финансированию проектов энергосбережения ведут международные финансовые структуры, имеющие значительный опыт этой деятельности .
Европейский Банк реконструкции и развития (ЕБРР)
С 1991 года профинансировал в России проекты более чем на 12,2 миллиардов Евро. Энергоэффективность – один из важнейших приоритетов ЕБРР. Имея в своем активе богатый опыт финансирования проектов энергосбережения, ЕБРР ориентирует свою деятельность на широкий круг заемщиков от крупнейших холдингов и предприятий до индивидуального кредитования населения.
К сожалению, действующее российское законодательство не отражает всех особенностей кредитования проектов энергосбережения. Поэтому специалисты ЕБРР принимают участие в разработке нормативных актов Российской Федерации, которые адаптируют опыт финансирования проектов повышения энергоэффективности к росиийским условиям. В частности, совместная группа специалистов ЕБРР и IFC (инвестиционное подразделение Всемирного банка) разрабатывают пакет подзаконных нормативных актов для Минрегионразвития в сфере организации финансирования энергосбережения. Речь идет о разработке условий предоставления кредитных линий для частных лиц, ТСЖ, управляющих жилищных компаний.
В настоящее время ЕБРР предлагает финансирование в сфере повышения энергоэффективности:
- Государственных (региональных) и муниципальных унитарных предприятий;
- Участие в капитале частных операторов, предоставляющих коммунальные услуги;.
- Финансирование частной стороны-участника в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) в секторе ЖКХ, включая концессии.
- Со-финансирование крупных проектов со стороны коммерческих банков, а также привлечение фондов технического содействия для подготовки и реализации проектов и развития институционального потенциала компаний операторов и органов власти в области планирования и реализации комплексных инвестиционных проектов.
При этом условия финансирования:
- Минимальный объем финансирования ЕБРР – 350 млн рублей (~ € 8.75 млн)
- Кредитование: до 70-80% от проектных расходов по проектам в государственном / муниципальном секторе
- Участие в акционерном капитале
- Наличие гарантий и/или другого приемлемого обеспечения
- Сроки погашения до 10 – 15 лет
- Льготный период до 3-х лет, предоставляемый для реализации проекта, в течение которого осуществляется только выплата процентов
- Базовая процентная ставка определяется в соответствии с межбанковской ставкой:
по кредитам в рублях MOSPRIME3M, публикуемой ежедневно на сайте национальной валютной ассоциации. Ставка кредитования может устанавливаться индивидуально по признакам экономической состоятельности и надежности клиента.
Для снижения уровней рисков реализации проектов ЕБРР предлагает бесплатное энергетическое обследование компаний, находящихся в финансируемом проекте и консультационную поддержку в ходе реализации проектов.
Со стороны муниципалитетов и региональных органов власти требуются гарантии или договор о поддержке проекта со стороны муниципалитета.
Позиция IFC (инвестиционное подразделение Всемирного банка)
IFC – это 17 лет финансирования частных проектов в Российской Федерации . C 2007 года IFC осуществляет финансирование проектов в государственном и муниципальном секторе в регионах
Инвестиционный портфель IFC в России – 2.4 млрд.$ . Более 300 млн.$ инвестиций направлено в энергоэффективность . Своей задачей IFC считает установление долгосрочных партнерских отношений. В настоящее время IFC придерживается традиционной схемы финансирования проектов энергосбережения. Но при этом специалистами IFC проводится детальная оценка финансовых, юридических, экономических, экологических и социальных аспектов проекта. Кроме того, оценивается готовность клиента следовать требованиям и рекомендациям по соблюдению лучших международных практик при проведении закупок по проекту, а также по соблюдению экологических и социальных стандартов.
Учитывая специфические требования к качеству проводимых работ по энергоэффективной модернизации, условием финансирования является не распространение действия федерального закона о закупках на привлечение кредитных ресурсов IFC .
В ходе подготовки проекта совместной группой специалистов IFC и Заказчика производится:
• Технический аудит/оценка проектов
• План повышения эффективности
• Поддержка при внедрении
• Оценка результатов проекта по истечении 12-18 месяцев после его начала.
• Срок и график погашения адаптируются к потребностям проекта
Сбербанк России
По информации, представленной в презентациях, Сбербанк ориентирует свою деятельность по финансированию энергосбережения прежде всего на реализацию энергосервисных соглашений.
В настоящее время специалисты Сбербанка формируют общие принципы финансирования энергосервисных компаний. По их мнению, для обеспечения надежного исполнения энергосервисных контрактов и уверенности банка в исполнении заемщиками обязательств по кредитам, в сфере энергосервисной деятельности должны быть созданы паевые гарантийные фонды. Участниками таких фондов должны становиться поставщики оборудования для реализации энергосервисных соглашений, энергосервисные компании, бюджет. Ориентировочный объем фонда 30% от объема реализуемых энергосервисных соглашений. Гарантии фонда должны обеспечивать не менее 70% объема заимствований и инвестиций.
В настоящее время Сбербанк обеспечивает финансирование ряда проектов энергосбережения в Тюменской области. На базе этих проектов отрабатываются механизмы кредитования.
Газпромбанк
Деятельность Газпромбанка, так же как и Сбербанка, ориентирована на финансирование деятельности энергосервисных компаний. При этом, Газпромбанк взаимодействует с международными финансовыми структурами в создании инфраструктуры уверенной реализации энергосервисных соглашений. Речь идет об адаптации к российским условиям опыта зарубежных банков в сфере финансирования проектов повышения энергоэффективности. Именно на этой основе Газпромбанк планирует создание специального финансового инструмента в сфере энергосбережения. В настоящее время Газпромбанк финансирует проекты энергосбережения ряда крупных российских предприятий.
Риски финансирования проектов энергосбережения
Осторожность российских банков в предложении специальных кредитных решений обусловлена высокими финансовыми рисками, которые возникают в связи с неразвитостью российского законодательства в сфере энергоэффективности.
- Основная проблема в становлении энергосервисной деятельности – низкий уровень капитализации создающихся энергосервисных и инжиниринговых компаний;
- Проблемы «фиксации» – обособления финансовых потоков, порождаемых «перформанс» эффектом (достаточно сложно зафиксировать экономический эффект в условиях постоянно изменяющихся цен, тарифов, отсутствия четких регламентов установления тарифов регулирующими органами);
- Практически нет регламента организации доступа инвесторов к финансовым потокам при реализации проектов энергосбережения, нет гарантий по защите прав инвестора и клиента (энергопотребителя);
- Слабо развита бизнес-среда инжиниринга, который должен создать эффект от предоставления энергосервисных услуг и обеспечить его наличие на продолжительный период (окупаемости проекта и получения прибыли)
Энергосервисный контракт рассчитан на длительный период. В то же время, существует ряд проблем по энергосервису в жилищной сфере:
- Проблема энергосервисных отношений с жильцами, поскольку отсутствует законодательство в этой сфере;
- ТСЖ может быть легко расформировано, члены ТСЖ имеют право свободного выхода из ТСЖ;
- Нет долгосрочных контрактов управляющих компаний с жильцами (по закону не более 5 лет);
- Контракт с управляющей компанией может прекращаться ежегодно;
- Обязательства жильцов перед управляющими компаниями не закрепляются в договорах;
- Отсутствие активов и залогов у ТСЖ и управляющих компаний
- Имеется необходимость адресного субсидирования малообеспеченных жильцов. Эта проблема пока не решена;
- На настоящее время имеется необходимость поддержки со стороны власти (например, софинансирование, субсидирование % ставок и т.д.), особенно при производстве комплексных капитальных ремонтов с длинными сроками окупаемости. Этот вопрос так же пока не отработан;
- Высокая стоимость комплексного капитального ремонта при ограниченной платежеспособности собственников. По оценкам специалистов ЕБРР социально приемлемая сумма ~ 20 руб. на кв.м. в месяц, среняя стоимость комплексного ремонта 5-7 тыс. руб. на м.кв., стоимость мероприятий энергоэффективности 827 руб. на м. кв.
Прогноз
При всей кажущейся сложности проблем организации энергосбережения, альтернативы коренному повышению энергоэффективности нет. Ценовой и административный фактор будут оказывать давление на действующее законодательство и приводить к его доработке. Имеется самая главная компонента в этом процессе – политическая воля руководства страны. Именно это обстоятельство порождает оптимизм и интерес к российскому рынку энергосбережения со стороны международных корпораций и их настойчивое предложение по трансферту достигнутого опыта обеспечения энергоэффективности и технологий в российскую экономику.
Автор: Коваль Сергей Петрович