Энергосбережение как результат взаимодействия государства и бизнеса

Если до кризиса задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности подразумевали необходимые бюджетные ассигнования и целевое финансирование на различных уровнях, то теперь их существенное сокращение является основным за последний год аргументом для оправдания неудач в области энергосбережения. Но возможно внедрение таких энергоэффективных мероприятий, которые не требуют выделения бюджетных денег и позволяют быстро получить ощутимые энергетический и экономический эффекты

По своей сути энергосбережение является обычным бизнесом, обладающим определенной спецификой. Однако такой подход не означает, что возможно дистанцироваться от государства и все отдать на откуп частному капиталу. Роль государства очень велика – оно должно быть регулятором, создающим правила деятельности и оказывающим поддержку, гарантом стабильных условий вложения и возврата инвестиционных ресурсов и т. д.

Предлагаем несколько бизнес-моделей и отдельных мероприятий в сфере энергосбережения, которые при некоторых усилиях, инициативе и поддержке органов власти на местном уровне можно внедрять уже сегодня, не дожидаясь выделения специальных бюджетных средств на данное направление, и которые способны дать заметный эффект в кратчайшей перспективе. В основе каждой представленной ниже модели лежит оптимальное соотношение затрат и выгод. Под выгодами в данном случае понимаются не только прямые материальные доходы, но и получаемая бюджетом экономия.


Бизнес-модель «Энергосервисные контракты»

 

Даже в условиях кризиса оплата коммунальных услуг практически во всех муниципальных образованиях является предметом безусловного исполнения бюджетных обязательств (наряду с выплатой зарплат и социальной поддержкой). В то же время большинство бюджетных учреждений в подавляющем большинстве городов и поселений (исключения немногочисленны) далеки от понятия «энергоэффективное здание». Таким образом, из месяца в месяц бюджет города оплачивает нерациональное потребление энергоресурсов. И как показывает опыт, непроизводительная доля в коммунальных платежах может достигать 30 %.

В данном случае оправдано применение модели «Энергосервисные контракты»: органами исполнительной власти создаются условия, когда частные инвесторы за свой счет проводят энергосберегающие мероприятия, в результате чего снижается потребление энергоресурсов. При этом город принимает на себя обязательство тем или иным способом зафиксировать на определенный период уровень коммунальных платежей (которые и так останутся без изменения, если ничего не делать). А образуемая экономия будет направляться на возврат вложенных средств в течение установленного срока окупаемости.

Уже сегодня для реализации такой бизнес-модели имеются все необходимые правовые условия. Возможность внедрения такого рода финансовой схемы повышения энергоэффективности бюджетного сектора базируется на нескольких основных механизмах бюджетного законодательства.

Согласно разъяснениям Министерства финансов РФ, предоставленным по запросу Министерства экономического развития РФ в 2008 году, выполнение перепрофилирования средств с оплаты коммунальных услуг на оплату мероприятий по энергосбережению основано на возможности укрупнения статей бюджетной росписи и закреплено положениями ст. 6 и 219.1 Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, п. 3 ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ установлены случаи, позволяющие в ходе исполнения бюджета вносить изменения в показатели сводной бюджетной росписи в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Из этих положений следует, что в случае, если главному распорядителю бюджетных средств соответствующим финансовым органом не будет вменено в обязанность детализировать бюджетную роспись до подстатей классификации операций сектора государственного управления, то главные распорядители и/или подведомственные им бюджетные учреждения часть расходов, предусмотренных по подстатье «Коммунальные услуги» (ст. 220 КОСГУ «Оплата работ, услуг»), вправе перенаправить на подстатью «Работы, услуги по содержанию имущества» или подстатью «Прочие работы, услуги» в рамках этой же статьи, т. е. на финансирование проведения энергосберегающих мероприятий своими силами или оплаты услуг по их проведению.

Таким образом, с 2008 года появилась возможность использования бюджетных средств, выделяемых на оплату коммунальных услуг бюджетным учреждениям, для финансирования расходов по контрактам на повышение энергоэффективности.

Для реализации бизнес-модели достаточно полномочий региональных или местных органов исполнительной власти и необходимо принятие ряда организационных решений, устанавливающих:

  • порядок реализации проектов энергосбережения в бюджетных учреждениях;
  • процедуру оценки потенциала энергосбережения в бюджетных учреждениях;
  • нормативную базу для заключения государственных (муниципальных) контрактов по повышению энергоэффективности на срок свыше бюджетного цикла;
  • типовые формы государственных (муниципальных) контрактов на повышение энергоэффективности.
  • Бизнес-модель на базе частно-государственного партнерства

 

Данная модель уже достаточно давно и многократно обсуждалась в специальной прессе, имеются некоторые практические наработки, но пока не нашла массового применения. Механизм модели следующий: муниципальные активы в системах коммунальной инфраструктуры передаются в управление частному бизнесу на заранее оговоренных условиях и с четкими понятными критериями достижения заданных целей. Одной из таких целей может быть повышение энергоэффективности при условии сохранения установленного уровня тарифов. При этом особое значение приобретает мониторинг текущей энергоэффективности бюджетных объектов и качество подготовки договорной базы.

Нельзя не упомянуть о важности организации и поддержки процесса системного планирования развития систем коммунальной инфраструктуры и энергетической загрузки источников. Данному направлению мало уделяется внимания на уровне муниципалитета, но оно при правильной организации может создать условия для возникновения целого ряда бизнес-моделей и снижения текущих затрат на эксплуатацию систем коммунальных инфраструктур. В большинстве городов России системы теплоснабжения состоят из многочисленных источников энергии разной эффективности. Грамотный технико-экономический расчет может помочь выявить возможности по оптимизации существующей системы, например, по переброске нагрузок между источниками, по переводу неэффективных источников в пиковый режим и т. д. При этом такие утверждения, как «Это будет дорогой проект», нельзя принимать на веру без должного расчета. Реальный опыт свидетельствует, что простое сокращение издержек на эксплуатацию неэффективного источника позволяет окупить проект перевода нагрузок в перспективе до 7 лет. А это уже совершенно реальный проект, под который можно брать кредит в финансовых организациях. Таким образом, правильная организация процесса планирования развития коммунальных систем при сравнительно малых затратах может дать большой эффект в виде набора эффективных коммерческих проектов.

Муниципалитетам давно следует принять на вооружение тактику эффективных коммерческих предприятий, создающих специальные службы энергетиков, которые занимаются вопросами энергосбережения и при сравнительно небольшой зарплате получают долю от снижения затрат предприятия на энергоносители. Это является материальным стимулом к активному поиску возможностей снижения потребления энергоресурсов. В муниципалитетах такой вопрос не ставится, видимо, потому, что деньги «общественные».


Введение двухставочного тарифа

 

Тема двухставочного тарифа на тепловую энергию (мощность) обсуждается уже давно. Преимущества от его введения очевидны. Это выравнивание финансовых потоков (сглаживание сезонных факторов), повышение заинтересованности потребителей и поставщиков энергоресурсов в энергосбережении, оптимизация топливно-энергетического баланса, условия для перераспределения нагрузок и загрузки более эффективных источников, повышение прозрачности и обоснованности принимаемых тарифных решений и т. д. До недавнего времени вопрос установления двухставочного тарифа упирался в неурегулированность на федеральном уровне. Однако в первой половине текущего года были внесены необходимые изменения в государственное законодательство (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 121 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»). Остаются отдельные неурегулированные вопросы на уровне методических документов, однако они уже не являются препятствием для установления регионами двухставочных тарифов. Необходимо, прежде всего, административное решение в регионах.


Перераспределение энергомощностей

 

Не везде, но во многих населенных пунктах и городах можно наблюдать ситуацию «бумажного дефицита» энергомощностей. Это когда по заключенным договорам присоединенная нагрузка существенно выше фактической. В результате потребители получают отказы или ограничения (обременения) при осуществлении процесса подключения / техприсоединения, закладываются дополнительные издержки в городские инвестиционные программы и т. д. Организация инвентаризации и пересмотра нагрузок, приведение договорных значений к фактическим могут дать ощутимый эффект для некоторых муниципальных образований. Следствием данного направления может стать бизнес-модель высвобождения и перераспределения присоединенной мощности.

Сегодня в условиях высокой платы за технологическое присоединение к электрическим сетям становится совершенно реально и экономически оправданно разрабатывать и реализовывать проекты по высвобождению электрической мощности и ее перераспределению в целях нового технологического присоединения. То есть одновременно достигаются три цели:

  • повышается энергоэффективность существующих потребителей (высвобождение мощности в результате энергосбережения);
  • обеспечивается новое технологическое присоединение даже в условиях отсутствия технической возможности или наличия существенных ограничений;
  • возникает мультипликативный экономический эффект: с одной стороны, экономятся затраты на развитие мощностей (сетей и генерации), с другой – снижаются издержки конечного потребителя на технологическое присоединение.

 

Правовой базой для данной бизнес-модели являются последние изменения в федеральных правилах технологического присоединения к электрическим сетям (Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2009 года № 334, вносящее поправки в Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг…»). Необходимы осознанные усилия местных органов власти на запуск данных проектов и ряд организационных решений.


Надбавки в тарифы и целевое финансирование

 

Сегодня в нескольких регионах страны действует система установления в составе тарифов энергоснабжающих организаций небольшой целевой надбавки. Собираемые деньги определенным образом аккумулируются и являются целевым источником финансирования энергосберегающих проектов и мероприятий. Такой подход не является бизнес-моделью или направлением экономии, но упоминание о нем показывает, что сущестуют и другие источники финансирования мероприятий по энергосбережению.


Пропаганда энергосбережения

 

В течение всего 2007 года и первой половины 2008 года в Москве реализовывался проект по пропаганде энергосбережения. В его рамках было установлено на улицах города более 10 тыс. рекламных плакатов с постоянно меняющейся тематикой, в Интернете была размещена информация о необходимости экономии энергии: созданы специализированные сайты, баннерная реклама, на радио и телевидении транслировались рекламные ролики, в прессе публиковались информационные блоки. Необходимо отметить, что на этот проект не было потрачено ни копейки бюджетных средств – креативные материалы были получены в результате конкурсов и инициативных наработок, размещение рекламных материалов осуществлялось в рамках обязательной доли социальной рекламы, а их изготовление – за счет спонсоров, которые получали право ставить свой логотип.

Оценить эффект от подобной рекламной кампании трудно, но то, что часть населения осознала значение и важность энергосбережения, было подтверждено различными социологическими опросами, проведенными после реализации проекта, и повышением спроса на отдельные виды энергоэффективной продукции.

Перечисленные выше бизнес-модели и направления не являются исчерпывающими. Например, в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС губернатор Кемеровской области Аман Тулеев призвал к режиму жесткой экономии и сокращению потребления электроэнергии на 30 % на промышленных, коммерческих предприятиях, в бюджетных организациях и ЖКХ, предупредив, что не выполнившие указание могут быть подвергнуты принудительному сокращению подачи электроэнергии. Это пример еще одной бизнес-модели в энергосбережении под названием «Административный ресурс», абсолютно оправданной в некоторых случаях. Подводя итог, можно сделать вывод, что, опираясь на здравый смысл и применяя нормальные экономически ориентированные подходы, возможно выстраивать бизнес и на многих других направлениях в сфере энергосбережения.

В. В. Ковальчук, начальник департамента энергоэффективности казенного предприятия «Московская энергетическая дирекция»,
П. В. Свистунов, генеральный директор ООО «Институт мониторинга энергоэффективности и бюджетных технологий»

Энергосбережение №7/2009.

Источник www.abok.ru