Ждет ли Каспий судьба Мексиканского залива
Катастрофа в США заставляет по-иному подходить к добыче углеводородного сырья в Каспийском море
2010 год войдет в историю техногенных катастроф на морских платформах в Мировом океане гигантским масштабом нефтяного загрязнения, в несколько раз превышающего масштабы крупнейшей аварии танкера «Эксон Валдез» в 1989 году. Речь идет об утечке нефти из скважины «Макондо» в результате разрушения нефтяной платформы Deepwater Horizon, управляемой компанией British Petroleum (ВР), 20 апреля 2010 года.
Платформа находилась в северной части Мексиканского залива на расстоянии 210 км к юго-востоку от Нового Орлеана (штат Луизиана, США) и на расстоянии менее 100 км от дельты реки Миссисипи. Масштабность данной аварии и разлива нефти усугублялась непрерывным фонтанированием нефти из скважины (с расходом порядка 800 тонн нефти в сутки), расположенной на глубине полтора километра, в течение трех месяцев.
В Мексиканском заливе, площадь которого составляет 1543 тыс. кв. км, в эксплуатации находятся 634 платформы, а также 39 газовых вышек. Добычу нефти и природного газа здесь осуществляют более 30 компаний. Среднесуточный объем добычи нефти на шельфе составляет 1,6 млн. баррелей в день, а природного газа – 6,6 млрд. куб. футов в день.
Реформа нефтяной отрасли США
Крупнейшая техногенная катастрофа в истории США заставила американскую администрацию приступить к кардинальной реформе в нефтяной отрасли. В первую очередь это коснулось административных решений. Служба по управлению полезными ископаемыми будет разделена на три отдельных ведомства, каждое из которых будет нести ответственность за достаточно узкое направление работ, что повысит эффективность оценок относительно безопасности новых проектов, выдачи лицензий на разработку и проверку хода освоения месторождений. Это в определенной мере позволит снизить уровень коррупции. Усиление контроля за разработкой шельфовых месторождений может привести к резкому удорожанию добычи, поскольку потребует пересмотра и выработки усиленных стандартов безопасности и дополнительных мер по ее обеспечению.
За административными решениями последовали и технологические. Четыре мировые нефтяные компании – Exxon Mobil, ConocoPhillips, Chevron (США), а также британско-нидерландская Royal Dutch-Shell – создадут систему ликвидации утечек нефти при освоении глубоководных районов. На создание новейших технологий по борьбе с разливами нефти они готовы потратить 1 млрд. долл. Так компании пытаются предоставить дополнительные гарантии экологической безопасности правительству США. Новая система, по мнению ее создателей, будет способна функционировать на глубине до 3 тыс. метров, что в два раза превышает глубину, на которой случилась утечка нефти из скважины в результате аварии в Мексиканском заливе.
Хотелось бы напомнить, что в первые дни катастрофы танкера «Эксон Валдез» жертвами загрязнения стали 250 тыс. морских птиц, 2800 морских выдр, 300 тюленей. При этом следует отметить, что это случилось в условиях практически незаселенного побережья Аляски. Тогда на очистные работы компания «Эксон» потратила 2,2 млрд. долл., а очистку проводили до 1992 года. В 2003 году группа американских ученых под руководством специалистов из университета Северной Каролины обнаружила на ряде участков побережья Аляски остатки разлитой 14 лет назад нефти. Анализ токсичности этих осадков показал, что она может быть даже выше, чем у свежей разлитой нефти, которая оказывает негативное влияние на пищевые цепи биообъектов.
Реакция на аварию в Мексиканском заливе
Реакция российских властей на аварию в Мексиканском заливе не заставила себя долго ждать. Она во многом повторяет подходы американской стороны. Спустя месяц после катастрофы в Мексиканском заливе российский президент дал поручение правительству разработать законопроект «О защите морей России от нефтяного загрязнения», который урегулировал бы отношения в случае загрязнения нефтью российского шельфа. На саммите G20 в Торонто президент России Дмитрий Медведев внес предложение по созданию компенсационных фондов, из которых должны возмещаться затраты на ликвидацию разливов нефти. Создание фондов ляжет на плечи нефтяных компаний.
Апрельская авария на буровой платформе BP заставляет по-новому взглянуть на планы прикаспийских государств увеличить добычу на месторождениях Каспийского моря, а также на транспортировку углеводородных ресурсов на внешние рынки танкерными флотами, а в перспективе – по трубопроводам, которые, возможно, пройдут по дну Каспия.
Но не только прикаспийские страны озаботились случившимся. Первым государством, кто обратил внимание на данную проблему, была Турция. Министр энергетики Турции Танер Иылдыз отметил необходимость принятия экстренных мер, направленных на защиту черноморских проливов, особенно с учетом прогнозируемого роста судоходства. Более того, турецкие власти, обеспокоенные аварией в Мексиканском заливе, рассматривают различные механизмы снижения угрозы повторения подобных событий. Турция заявила о намерении создать фонд для защиты черноморских проливов от катастроф и аварий. Участвовать в нем должны иностранные компании. Объем вложений в фонд может превысить 30 млрд. долл. Данный вопрос обсуждался на международной конференции в Стамбуле с представителями двадцати ведущих мировых компаний, в том числе из России и Казахстана. К этому следует добавить возможный приход компании Exxon Mobil для поиска углеводородного сырья на Черном море.
Следует отметить, что лидер российских нефтяных компаний «ЛУКОЙЛ» уже отработал технологию нулевого сброса на ранее пробуренных скважинах в российской акватории Каспийского моря с учетом высоких природоохранных стандартов, утвержденных международным аудитом. Но после аварии в США российским нефтедобывающим компаниям скорее всего придется пересмотреть вопросы раннего предупреждения подобных аварий и уделить особое внимание созданию подводной робототехники.
Каспий как «зеркало» Мексиканского залива
Каспийское море, по словам заместителя директора Института геологии, члена-корреспондента НАНА Ибрагима Гулиева, «по степени изученности и особенно освоения – это Мексиканский залив 40 лет тому назад». Конечно, здесь нет таких глубин, таких давлений и такого обилия нефтедобывающих платформ. Однако беда и счастье Каспия – в наличии запасов углеводородного сырья. Это – активно работающая углеводородная система. Каспий – это два моря – море воды и море нефти, а потому важно с учетом аварии в Мексиканском заливе еще раз серьезно посмотреть на угрозу возможного нефтяного загрязнения на Каспии. Его замкнутость и расширяющиеся объемы промышленной добычи нефти и газа при крупномасштабной аварии могут надолго, если не навсегда, уничтожить уникальную экосистему моря. Любую аварию на нефтегазовых месторождениях следует рассматривать как «спусковой механизм» техногенной экологической катастрофы.
Можно напомнить о том, что в 1983 году самопогружающаяся буровая установка (СПБ) «60 лет Азербайджану» затонула в 23 км от мыса Ракушечный на восточном побережье Каспия. По информации казахстанской стороны, в емкостях вышки до сих пор находится 187 тонн дизельного топлива и 29 тонн машинного масла. Этого количества горюче-смазочных материалов (ГСМ) вполне достаточно, чтобы отравить воду на всем восточном побережье моря. К этому можно добавить еще и токсичные химреагенты, которые на момент аварии вполне могли находиться на буровой. Периодически скважина начинает «действовать», что хорошо заметно при проведении экологического мониторинга.
Другим примером служит затонувший в 2004 году на глубине 300 м азербайджанский паром «Меркурий-2» с шестнадцатью 60-тонными цистернами сырой нефти. Коррозия металла в морской воде имеет скорость до 0,3 мм в год. Нетрудно рассчитать, за какой период будут «разъедены» стенки цистерн. Это – экологическая бомба замедленного действия, удар которой из глубины может стать аналогом катастрофы в Мексиканском заливе.
«Нам сверху видно все»
Практически сразу после катастрофы руководство Геологической службы США (USGS) от имени Береговой охраны США обратилось в Международную хартию «Космос и крупные бедствия» (Space and Major Disasters) с просьбой о космическом мониторинге района бедствия всеми возможными средствами. Начиная с 22 апреля 2010 года практически все космические сенсоры были переориентированы на съемку Мексиканского залива. С 20 апреля и по настоящее время российскими специалистами Института космических исследований РАН и Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН (ИОРАН) в области спутникового мониторинга нефтяного загрязнения морей и океанов ведется работа по комплексному анализу мультисенсорных спутниковых и метеорологических данных района аварии в Мексиканском заливе. Этот коллектив под руководством профессора А.Г.Костяного (ИОРАН) в 2004 году разработал, осуществил в 2004–2005 годах и внедрил в практику производственного экологического мониторинга первый в РФ комплексный оперативный спутниковый мониторинг нефтяного загрязнения вод юго-восточной Балтики (Кравцовское нефтяное месторождение, платформа «ЛУКОЙЛА» Д-6). Впоследствии разработанные принципы, схемы и методологии мониторинга были применены в Черном, Каспийском, Средиземном морях и на всей акватории Балтийского моря. Однако для большинства шельфовых районов РФ постоянный и оперативный спутниковый мониторинг не проводится. Хотя в случае аварийной ситуации важно иметь оперативную и разностороннюю спутниковую информацию, и прежде всего оперативную радиолокационную съемку, которая становится доступной только в случае, если страна подписала Хартию «Космос и крупные бедствия». Россия данный документ не подписала. В итоге, как в случае недавней катастрофы в Керченском проливе в ноябре 2007 года, целенаправленная постоянная радиолокационная съемка не проводилась, а в условиях облачности оптическая съемка была абсолютно бесполезна.
Если бы в Мексиканском заливе осуществлялся постоянный оперативный комплексный и полномасштабный спутниковый мониторинг экологического состояния вод в районах нефтедобычи по аналогии с тем, который велся в 2004–2005 годах по району нефтедобывающей платформы Д-6 «ЛУКОЙЛА» в Балтийском море, то борьба с последствиями аварии велась бы гораздо эффективнее, чем это делалось в первые недели после катастрофы. В этой связи создание комплексной системы мониторинга районов разработки и транспортировки углеводородных ресурсов на шельфе морей России является первоочередной задачей.
США потребовалось три месяца на закрытие скважины в Мексиканском заливе при колоссальном напряжении интеллекта, технических и организационных возможностей с привлечением достижений подводной робототехники. В операции в общей сложности участвовало 5 тыс. судов и 40 тыс. человек. Было начато бурение двух разгрузочных скважин.
Закрытие скважины не снимает с повестки дня проблему борьбы с загрязнениями прибрежной зоны и акватории залива, которая растянется на многие годы и потребует огромных финансовых расходов.
Авария в Мексиканском заливе должна стать предостережением для прибрежных стран, которые в погоне за прибылью готовы идти на значительный риск, осуществляя добычу на шельфе. Повторение подобной аварии в Каспийском, Черном, Охотском или Балтийском морях, а в перспективе и Арктических морях может превратить их в масштабные зоны экологического бедствия у берегов России.