Энергоэкологический аудит и Закон об энергосбережении

С начала 2010 г. действует Федеральный Закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но заработает ли этот закон в полную силу?

Не вызывает сомнения тот факт, что экономический и энергетический кризис взаимосвязаны. По данным Всемирного банка, в 2009 г. экономический спад затронул практически все страны, за исключением Индии и Китая.
В 2009 г. показатель ВВП России на душу населения обрушился до $8,5 тыс. против $12 тыс. в 2008 г.; в 2010 г. прогнозируется рост до $9 тыс., т.е. можно говорить о стагнации экономики.

Эти прогнозные данные хорошо коррелируют с нашими утверждениями, что незначительный рост экономики и, соответственно, энергетики начнется со II полугодия 2011 г., а уровня 2008 г. экономика достигнет в 2012 г. Впрочем, в проекте «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.» началом посткризисного периода назван 2013 г.
Сказанное подчеркивает своевременность появления Закона №261-ФЗ.
Как и всякий Закон, этот имеет как достоинства, так и существенные недочеты. Мы отмечаем следующие основные недостатки ФЗ-261:
- в Законе не отражены требования Указа Президента РФ от 04.06.2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», в котором предписано к 2020 г. снизить энергоемкость ВВП России не менее, чем на 40% по сравнению с 2007 г., обеспечить рациональное и экологически ответственное использование энергетических ресурсов;
- в Законе отсутствуют требования к энергосбережению с точки зрения экологической безопасности;
- в Законе имеется явный перекос в сторону энергетических обследований (что, безусловно, очень важно) в ущерб другим направлениям энергосбережения, в частности вопросам стимулирования повышения энергетической эффективности.
Задача энергосбережения и экологические проблемы многоаспектны и требуют совместного решения. Современное энергосбережение – это не только уменьшение энергетических потерь, но и снижение вредных выбросов в окружающую среду, использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. В этой связи весьма показательны диаграммы, приведенные уральским ученым В.П.Ануфриевым в статье Энергоэффективность – проблема комплексная (Академия Энергетики, 2009, № 5, с.36-40) – см. рис. 1 и 2.

Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности может обеспечиваться только комплексным подходом, включающим: проведение энергообследования для определения эффективности энергоиспользования и потенциала энергосбережения, внедрение системы энергетического менеджмента, разработку программы мер по повышению эффективности энергоиспользования, реализацию программы, мониторинг и подтверждение эффекта от реализованного энергосбережения (рис. 3).
В соответствии со статьей 15 Закона, основными целями энергетического обследования являются:
- получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
- определение показателей энергетической эффективности;
- определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Энергетическое обследование и реализация сформированной на основе энергоаудита Программы повышения энергетической эффективности объекта позволит:
- повысить надежность энергоснабжения;
- повысить надежность и пожаробезопасность энергоустановок;
- повысить эффективность энергоиспользования;
- оптимизировать организационно-экономические аспекты деятельности объекта (энергоменеджмент);
- выявить некоторые экологические моменты, связанные с энергообеспечением.
На основе нашего, почти пятнадцатилетнего, опыта энергоаудиторской компании можно рекомендовать следующий состав работ при выполнении энергетических обследований:
- оценка технического состояния энергетических систем предприятия (электроснабжения, теплоснабжения, водообеспечения, компрессорного хозяйства и т.п.);
- определение состояния систем и средств учета энергоносителей и их соответствие требованиям НТД;
- определение эффективности использования энергоносителей (выявление необоснованных потерь, оценка состояния системы нормирования энергопотребления и др.);
- расчет энергетических балансов предприятия;
- определение удельных расходов энергоносителей на выпускаемую продукцию (или виды работ);
- выявление основных энергосберегающих мероприятий и технико-экономическая оценка целесообразности их реализации;
- составление и согласование в установленном порядке Энергетического паспорта предприятия;
- при необходимости, расчет или экспертиза тарифов на производство и передачу электрической и тепловой энергии.

В соответствии со статьей 15, деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования.
СРО формируются на основе некоммерческих энергоаудиторских партнерств, при условии их соответствия следующим требованиям:
- объединение в качестве членов не менее чем двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности;
- наличие утвержденных документов: порядка приема в члены СРО и прекращения членства, стандартов и правил, регламентирующих порядок проведения энергетических обследований, перечня мер дисциплинарного воздействия, стандартов раскрытия информации о деятельности СРО и о деятельности ее членов;
- наличие компенсационного фонда, образованного за счет взносов членов СРО в области энергетического обследования.
По результатам обязательного обследования (статья 16 ФЗ) или добровольного энергетического обследования составляется Энергетический паспорт, требования к которому устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Следует отметить, что действующий в настоящее время Энергетический паспорт потребителя энергетических ресурсов по ГОСТ Р 51379 достаточно адекватно отражает требования Федерального закона №261-ФЗ и требует только незначительной корректировки.
Особое внимание в ФЗ уделено бюджетным учреждениям, которые, начиная с 1 января 2010 г., обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленных ими в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.
Типовые технические мероприятия в организациях бюджетной сферы:
- проведение энергетического аудита 1 раз в 5 лет;
- оснащение приборами учета тепловой энергии, природного газа и электроэнергии;
- повышение эффективности систем освещения;
- закупка энергопотребляещего оборудования высоких классов эффективности;
- утепление зданий;
- строительство всех новых зданий в соответствии с Федеральным Законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Как уже было сказано, современное экономическое устройство развитого мирового сообщества формирует противоборствующие взаимоотношения энергетики и экологии. Энергопредприятиям необходима максимально быстрая экономическая выгода, для чего экологические соображения часто остаются на втором плане. Но государство, общественность все более накладывают ограничения на антиэкологические последствия работы энергетиков, все активнее заставляя их «заботиться» и об охране Природы. Экономический конфликт «эко-энерго» в современной реальности пока еще значителен.
Практически всегда энергетика выступала разрушителем экологического равновесия (сразу или через много лет), создавала экологические проблемы, которые не разрешены до сих пор или не будут решены уже никогда.

Необходимо совместно решать энерго- и экопроблемы, исключать противоречия между ними, не допуская случаев, когда каждая сторона, справедливо осознавая свою архиважность, в конечном счете борется с другой.
Принципиальное направление для движения вперед – это становление и развитие энергоресурсосберегающего подхода ко многим вопросам современной действительности, внедрение этого подхода в экономику, технику, культуру.
В 2008 г. авторским коллективом в рамках Государственного контракта №338/07-ГК от 09.08.2007 г. по заданию Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета разработана «Методика проведения энергоэкологических обследований».
Энергоэкологическое обследование (аудит) предприятия объединяет две важнейшие проблемы – экологию и энергетику – и имеет целью содействие промышленным предприятиям и предприятиям ТЭК РФ в повышении эффективности своей хозяйственной деятельности за счет:
- совершенствования энергетической и экологической политики;
- формирования приоритетов по осуществлению мероприятий (в том числе предупредительных), направленных на повышение энергетической эффективности и на соблюдение установленных экологических требований;
- создания механизма реализации эффективного энергообеспечения и регулирования природопользования.
Общей целью энергоэкологического аудита является повышение энергетической и экологической эффективности и безопасности объекта, а также:
1. Оценка эффективности использования на предприятии ТЭР, снижение затрат на энергообеспечение, сохранение природных невозобновляемых ресурсов, предупреждение отрицательных антропогенных воздействий на окружающую среду и экологических рисков.
2. Анализ надежности и пожаробезопасности энергетического оборудования объекта.
3. Проверка соблюдения предприятием законодательных и нормативных требований в области энергопотребления и энергоэффективности, охраны окружающей среды, охраны труда, энергетической и экологической безопасности (в частности выполнение требований ГОСТ Р ИСО 14001-2007).
4. Оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности предприятия в связи с использованием ТЭР (расчет вероятной эмиссии СО2 и других парниковых газов по Киотскому протоколу).
5. Определение возможностей повышения энергоэффективности и экологической безопасности предприятия.

Необходимо отметить еще один весьма важный аспект. Не следует отождествлять энергосбережение с тотальным сокращением расхода всех энергоресурсов. Главной целью энергосберегающей политики должно являться обеспечение в нужный момент и в необходимой мере замедления роста потребления энергоресурсов без ущерба развитию экономики и окружающей среде. Энергоэффективность – комплексная проблема, охватывающая помимо организационно-правовых и технических аспектов мировоззренческие, методологические аспекты и требующая понимания региональной специфики.

Наум Дзекцер, ООО «Системы энергоэкологической безопасности»
По материалам доклада на конференции «Энеркон-2010» (Москва)

www.energyland.info