Утверждена Методика расчета показателей энергоэффективности для регионов и муниципалитетов. Применение Методики обязательно
Министерство регионального развития выпустило приказ № 273 от 07.06.2010, которым утверждается методика расчета целевых показателей энергоэффективности, которые должны применяться при разработке и реализации программ энергосбережения в регионах и муниципалитетах. Приказ зарегистрирован в Минюсте и поэтому применение Методики, в принятом виде, обязательно.
Министерство регионального развития издало Приказ № 273 от 07.06.2010, которым утверждается методика расчета целевых показателей энергоэффективности, которые должны применяться при разработке и реализации программ энергосбережения в регионах и муниципалитетах. Приказ зарегистрирован в Минюсте и поэтому применение Методики, в принятом виде, обязательно.
Методику необходимо было разработать и принять, поскольку сами показатели энергоэффективности, принятые Постановлением Правительства РФ № 1225 от 31. 12.2009 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», достаточно разнообразны и сложны для восприятия.
Демографическая и экономическая ситуация в регионах меняется постоянно. Для того, что бы объективно судить об уровне энергоэффективности в различных сферах деятельности, и что бы показатели не «плыли» сами по себе, необходимо принять стандарт подсчета соответствующих показателей, что и обеспечено принятой Методикой.
Методика разработана Томским центром управления энергосбережением по заказу Минрегиона и учитывает многолетний опыт управления энергосбережением не только на территории Томской области, но и в ряде регионов страны. В принятой методике показатели энергоэффективности классифицированы по группам для регионов и муниципалитетов отдельно.
Классификация показателей энергоэффективности на уровне субъектов Федерации
Для регионального уровня показатели энергоэффективности классифицированы в 5 категорий. Общее количество показателей, принятое для оценки уровня энергоэффективности в регионе – 78
Группа А – Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа B – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
Группа C – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
Группа D – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа E – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры (составляется при возможности сбора исходных данных)
Классификация показателей энергоэффективности на муниципальном уровне
Для муниципального уровня показатели энергоэффективности классифицированы в 6 категориях. Общее количество показателей, принятое для оценки уровня энергоэффективности на территории муниципального образования – 80.
Группа А – Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа B – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
Группа C – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
Группа D – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа E – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
Группа F – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.
Как видно из сопоставления списков, на муниципальном уровне представление информации должно быть обеспечено более подробным. Кроме того, на муниципальном уровне обязательным является управление энергоэффективностью в транспортном комплексе.
Работа с показателями энергоэффективности на практике.
Введение системы мониторинга энергосбережения и повышения энергоэффективности, основанного на унифицированном представлении информации, сталкивается со значительными трудностями. Данные, которые уже представляют бюджетные организации и муниципалитеты, должны стекаться в единый мониторинговый центр, которым является Российское Энергетическое Агентство.
Учет уровня энергоэффективности за предыдущие годы достаточно сложен, поскольку такого рода отчетности муниципалитеты до сих порт не представляли. Не меньшую проблему представляет организация учета в текущем, 2010 году. По мере исполнения этой работы, происходит множество ошибок и непонимания сути представляемой информации. В органах местного самоуправления и органах исполнительной власти субъектов Федерации , для ведения отдельного учета энергопотребления и уровня энергоэффективности, не предусмотрено отдельного финансирования, поэтому учет энергоэффективности и разработка программ энергосбережения обеспечивается силами пока не подготовленных специалистов.
Без применения столь подробных и показателей, разработку программ энергосбережения в муниципалитетах можно было бы обеспечить «под копирку». Работа с показателями энергоэффективности заставляет органы местного самоуправления детально рассматривать состояние энергосбережения в контролируемых сферах деятельности и учитывать результаты этого анализа при разработке программ энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Специалистов для обеспечения этой работы в органах местного самоуправления, как правило, нет. Бюджетное финансирование на возможное привлечение специалистов со стороны так же не предусмотрено. Поэтому.основной «тренд» деятельности по разработке программ энергосбережения в мунипалитетах – ориентация на собственные силы и на «выращивание» своих специалистов. По сути, объективно это правильно, поскольку обеспечение порядка в небогатом доме дело рук хозяина этого дома.
Автор: Коваль Сергей Петрович