Экономический механизм природопользования

Порядок проведения расчетов и взимания платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов

 

 

1. Нормативно-методическое обеспечение взимания платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов

Вопрос: Какие нормативно-методические документы определяют порядок проведения расчетов и взимания платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов?

Ответ:
 Порядок проведения расчетов и взимания платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов определен следующими нормативно-методическими документами:

  1. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 . (с изменениями от 14 июня 2001 г.)
  2. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г. (с изменениями от 15 февраля 2000 г.)
  3. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344.
  4. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений. Утв. Госкомэкологии РФ 6 сентября 1999 г. (документ временно недоступен)

2. Общие положения

Вопрос:  Каково назначение платежей за загрязнение окружающей среды?

Ответ:
Платежи за загрязнение окружающей среды представляет собой  форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих  веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Платежи предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов  и сбросов загрязняющих веществ;
  • стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов  в пределах нормативов;
  • стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов. 

 Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды,  а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

Вопрос:  С кого взимается плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов?

Ответ:
Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов взимается с природопользователей, т.е. с предприятий, учреждений, организаций, российских и иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Вопрос: За какие виды воздействий на окружающую среду предусматривается взимание платы с природопользователей?

Ответ:
Плата с природопользователей взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

1) выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

2) выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

3) сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

4) размещение отходов.

Вопрос:  Каков общий порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды?

Ответ:
Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:

  • в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
  • в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);
  • за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сврехлимитное загрязнение.

Вопрос:  Каковы источники платежей за загрязнение окружающей среды и размещение отходов?

Ответ:
Установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:

  • платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов -  за счет себестоимости продукции (работ, услуг);
  • платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов – за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей.

Вопрос:  Как в течение года осуществляются платежи за загрязнения окружающей среды и размещение отходов?

Ответ:
Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов производится поквартально.  

Вопрос:  Кем устанавливается плановый годовой объем платежей за загрязнение окружающей среды?

Ответ:
 Плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки.

Вопрос:  Куда и в каком соотношении поступают платежи за загрязнение окружающей среды?

Ответ:
Все платежи за загрязнение окружающей среды поступают через налоговые органы в государственный бюджет, в том числе:

  • в федеральный бюджет – 19%;
  • в бюджет субъекта федерации – 81%.

Вопрос:  На какие цели могут расходоваться поступившие в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды?

Ответ:
Поступившие в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды могут расходоваться только целевым назначением на средозащитные цели.

3. Ставки экологических платежей

Вопрос:  Какие виды нормативов экологических платы предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632?

Ответ:
 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 предусмотрено два вида нормативов платежей (ставок платы) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов:

  • базовые нормативы платы и
  • дифференцированные нормативы платы, учитывающие экологическую ситуацию в соответствующем регионе.

Вопрос:  Как устанавливаются и для чего предназначены базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов?

Ответ:
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения и уровня цен, действующих на момент установки базовых нормативов.

Под базовыми нормативами платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов понимаются ставки платежей, определенные для:

  • каждого из загрязняющих веществ на основе их показателей относительной агрессивности и удельных ущербов от загрязнения окружающей среды (атмосферы или водного объекта) условными загрязняющими веществами и
  • каждого из классов опасности отходов и помещенные в нормативный документ для последующего расчета природопользователями дифференцированных ставок, учитывающих экологическую ситуацию в конкретном регионе.

Вопрос:  В каком нормативном документе содержатся действующие в настоящее время базовые нормативы платы (ставки платежей) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов?

Ответ:
 Действующие в настоящее время базовые нормативы платы (ставки платежей) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Вопрос:  Какие виды базовых нормативов платы (ставок платежей) за загрязнение окружающей среды содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»?

Ответ:
 В Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» содержатся два вида базовых нормативов платы по каждому веществу и отходам каждого класса опасности:

  • нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие  виды вредного воздействия в пределах (допустимых) установленных нормативов Плн i баз ;
  • нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение  отходов и другие виды вредного воздействия в пределах  установленных лимитов (временно согласованных нормативов) Плл i баз.

В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение  отходов устанавливаются только за объемы размещения в пределах установленных лимитов.

Вопрос:  В каком соотношении находятся ставки платежей за загрязнение окружающей среды в пределах норматива и в пределах лимита?

Ответ:
Ставки платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита в целях стимулирования уменьшения воздействий на окружающую среду сформированы как пятикратные в ставки платы в пределах норматива Плл i баз. = 5 * Плн i баз.

Вопрос:  Установлен ли норматив платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды и сверхлимитное размещение отходов?

Ответ:
 Нормативы платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды и сверхлимитное размещение отходов не установлены. Введены нормативы санкций за загрязнение окружающей среды и размещение отходов сверх установленных лимитов, которые рассчитываются природопользователем на основании базовых нормативов платы как пятикратный норматив платы за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах лимита Плсл i баз  = 5 * Плл i баз (или П лсл i баз  = 25 * Плн i баз  для загрязнения атмосферы и водных объектов).

Вопрос:  Как происходит изменение ставок экологических платежей во времени?

Ответ:
 В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство  и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам  платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы. Ставки экологических платежей будут изменяться ежегодно путем последовательного умножения базовых ставок 2003 года на коэффициенты инфляции, установленные Законами о государственном бюджете.

Так, если Законом о государственном бюджете на 2004 год установлена инфляция 12%, то базовую ставку следует умножать на коэффициент инфляции равный 1,12. В 2005 году базовую ставку платежей необходимо будет умножить на 1,12 и на коэффициент инфляции, который будет установлен соответствующим федеральным законом на 2005 год.

Вопрос:  Как определяются дифференцированные ставки платы  за загрязнение окружающей среды и размещение отходов?

Ответ:
Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек – П л i = Пл i диф = П л i баз * Кэс .

Вопрос:  В каких случаях могут быть увеличены коэффициенты экологической ситуации и значимости?

Ответ:
Для стимулирования снижения уровня загрязнения окружающей среды увеличиваются:

1) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы   в 2 раза для природопользователей, расположенных:

  • в зонах экологического бедствия,
  • районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
  • на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных  территориях, эколого-курортных регионах, а также 
  • на территориях, по которым заключены международные конвенции. 

2) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха в 1,2 раза для природопользователей,  осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров.

4. Показатели измерения массы загрязняющих веществ

Вопрос:  Какие показатели выступают в качестве нормативов и лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников при определении размеров экологических платежей?

Ответ:
При определении размеров платежей за загрязнение атмосферы стационарными источниками:

  • в качестве нормативов выбросов выступают нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по каждому веществу по предприятию в целом (ПДВi) в т/г;
  • в качестве лимитов выбросов выступают временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по каждому веществу по предприятию в целом (ВСВi) в т/г.

Вопрос:  Какие показатели выступают в качестве нормативов и лимитов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты при определении размеров экологических платежей?

Ответ:
 При определении размеров платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты:

  • в качестве нормативов сбросов выступают нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект по каждому веществу по предприятию в целом (ПДСi) в т/г;
  • в качестве лимитов сбросов выступают нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект по каждому веществу по предприятию в целом (ВССi) в т/г.

Вопрос:  Каким показателем при определении размеров экологических платежей задается допустимый объем размещения отходов, образующихся на предприятии?

Ответ:
При определении размеров экологических платежей допустимый объем размещения отходов, образующихся на предприятии, задается лимитом размещения отходов (ЛРОi) в т/г.

Вопрос:  Как устанавливаются лимиты размещения отходов?

Ответ:
 Лимиты размещения отходов устанавливаются, исходя из нормативов образования отходов, сформированных с учетом норм расхода сырья и материалов, и планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема отходов, используемых в качестве сырья или материалов в соответствии с программами по использованию отходов. Кроме максимального допустимого объема размещения отходов в лимите устанавливается их место и способ размещения.

Вопрос:  Что относят к сверхлимитным объемам размещения отходов?

Ответ:
К сверхлимитным объемам размещения отходов относят:

  • объем неиспользованных отходов, образовавшихся сверх нормативов, установленных нормами расходов сырья и материалов на производство  продукции;
  • объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами;
  • объемы размещения отходов с нарушением установленных требований к месту и способу размещения;
  • объемы размещения отходов без оформления в установленном порядке разрешения на их размещение.

Вопрос:  Что может служить исходными данными для определения фактической массы выброса  загрязняющих веществ в атмосферу и сброса в водные объекты, а также образования и размещения отходов?

Ответ:
 Исходными данными для определения фактической массы выброса  загрязняющих веществ в атмосферу и сброса в водные объекты, а также образования и размещения отходов, могут служить:

  • данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ в этой области лаборатории;
  • данные о временном режиме работы оборудования за год;
  • данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования;
  • нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;
  • нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий;
  • данные оперативного учета и другие документы.

Вопрос:  Каковы особенности определения массы загрязнений, поступающих в атмосферу?

Ответ:
 К числу особенностей определения массы загрязнений, поступающих в атмосферу, относятся следующие:

  • при определении валового выброса учитывается нормативное время работы источников загрязнения атмосферы, соответствующее нормативному времени работы технологического оборудования, имеющего эти источники загрязнения атмосферы;
  • при определении фактического выброса в расчетах берется фактическое время работы оборудования за год;
  • в случае простоя технологического оборудования, источник загрязнения атмосферы может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой;
  • разрешенный залповый выброс, обусловленный современным состоянием технологии производства, суммируется с массой вещества, поступившего в атмосферу в остальное отчетное время; природопользователи принимают особые меры по переходу на технологию, исключающую залповый выброс;
  • масса аварийных выбросов, включенная в государственную отчетность (форма № 2-тп-воздух) при определении платы по итогам года не учитывается;
  • если в выбросах содержатся вещества, трансформирующиеся в атмосфере воздуха в более токсичные (например, переход NO в NO2), или разлагающиеся на более токсичные (например, некоторые соединения ртути), то расчет ведется по более токсичным веществам с уменьшением их количества по коэффициенту трансформации. Если этот коэффициент неизвестен, то на время до его выяснения условно принимается полное превращение вещества выброса в более токсичное.

Расчет массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными Министерством природных ресурсов России методиками.

Вопрос:  Каковы особенности определения массы загрязнений, в водные объекты?

Ответ:
 К числу особенностей определения массы загрязнений, поступающих в водные объекты, относятся следующие:

  • из массы суммарных показателей загрязнения (взвешенные вещества, сухой остаток и другие), для которых установлены базовые нормативы платы, вычитается масса индивидуальных веществ, оплачиваемых по соответствующим базовым нормативам, при условии подтверждения доли этих веществ в составе суммарных;
  • в случае отсутствия метода определения вещества в сточной воде масса этого вещества рассчитывается по данным материального баланса вещества на объекте. Если сточные воды подвергаются биологической очистке, расчет массы вещества, поступившей в водный объект, должен учитывать возможность и степень их удаления в процессе этой очистки;
  • масса загрязняющих веществ, сброшенных в период аварий и не удаленных в результате осуществления мер по ликвидации ее последствий, включенная в государственную отчетность (форма № 2-тп-водхоз) не учитывается при окончательном расчете платы по итогам года;
  • расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, утверждаемых МПР России.

Вопрос:  В каких документах администрацией предприятия официально подтверждается фактическая годовая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,  сброса в водные объекты, а также образования и размещения отходов?

Ответ:
 Фактическая годовая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса в водные объекты, а также образования и размещения отходов официально подтверждается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по формам № 2-тп-воздух, №2-тп-водхоз и № 2-тп-отходы.

Вопрос:  Какие допускаются варианты определения ежеквартального объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса в водные объекты и размещения отходов?

Ответ:
 При определении ежеквартального объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса в водные объекты и размещения отходов,  можно использовать следующие варианты:

  • природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;
  • выброс (сброс) за квартал по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объемов выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов превышающих эти нормативы;
  • природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов,  размещение отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре,  а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).

Расчет массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными МПР России методиками.

Расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, утверждаемых МПР России.

5. Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды

5.1. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников

Вопрос:  Из каких составляющих складывается плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса?

Ответ:
 Плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса складывается из:

  • платы за допустимые выбросы в атмосферу,
  • платы за выбросы в пределах лимита и
  • платы (санкции) за выбросы, превышающие лимиты.

Вопрос:  Как осуществляется расчет платежей за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса загрязняющих веществ?

Ответ:
 Процедура расчета платежей за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса состоит из следующих основных этапов:

1) Расчет норматива предельно допустимого выброса в атмосферу по предприятию в целом ПДВi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где ПДВijнорматив предельно допустимого выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса (j = 1, 2, …n ).

2) Расчет временно согласованного выброса (лимита выброса) в атмосферу по предприятию в целом ВСВi для каждого i-го загрязняющего вещества

где ВСВijвременно согласованный выброс i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса.

3) Расчет массы выброса в атмосферу по предприятию в целом mi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где mijмасса выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса.

4) Расчет массы выброса в атмосферу в пределах норматива mнi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi , то mнi = mi ;

б) если mi > ПДВi , то mнi = ПДВi ;

в) если ПДВi = 0 (т.е. не был установлен), то mнi = 0.

5) Расчет массы выброса в атмосферу в пределах лимита mлi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi , то mлi = 0 ;

б) если ПДВi < mi ≤ ВСВi,  то mлi = mi – ПДВi ;

в) если ПДВi < mi , а ВСВi не был установлен, то mлi = 0 ;

г) если ВСВi < mi, то mлi = ВСВi - ПДВi;

д) если ПДВi = 0 и ВСВi = 0 (т.е. не были установлены), то mнi = 0.

6) Расчет массы выброса в атмосферу сверх установленного лимита mслi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi , то mслi = 0 ;

б) если ПДВi < mi ≤ ВСВi,  то mслi = 0;

в) если ПДВi < mi , а ВСВi не был установлен, то mслi = mi – ПДВi ;

г) если ВСВi < mi, то mслi = mi - ВСВi;

д) если ПДВi = 0 и ВСВi = 0 (т.е. не были установлены), то mслi = mi.

7) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (по базовым ставкам платы) Плн i  баз

Плнi баэ  = Плн i  баз * mнi .

8) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (по базовым ставкам платы) Плл i  баз

Пллi баз = Плл i  баз * mлi .

9) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита (по базовым ставкам платы)

Плслi баз  = 5 * Плл i  баз * mслi .

10) Расчет суммы платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества (по базовым ставкам платы)

 

11) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

где Iинф – произведение коэффициентов, начиная с года, следующего за годом установления действующих базовых ставок платы, до текущего года;

 Кэс коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения атмосферного воздуха в месте размещения природопользователя (в нашем случае для города Москвы) с учетом повышающего коэффициента.

12) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

13) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу сверх установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

14) Расчет суммарных платежей предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

 

5.2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников

Вопрос:  Из каких составляющих складывается плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками загрязнения?

Ответ:
 Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников складывается из:

  • платы за допустимые выбросы и
  • платы (санкции) за выбросы, превышающие допустимые.

Вопрос:  На основании каких ставок платы за загрязнение атмосферы рассчитываются платежи за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками?

Ответ:
 Платежи за загрязнение атмосферы передвижными источниками рассчитываются на основании ставок платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании 1 тонны (тысячи кубических метров) различных видов топлива.

Установлены базовые ставки платы за допустимые выбросы Плн l  баз  при сжигании единицы топлива l–го вида.

Дифференцированные ставки платы за загрязнение рассчитываются как произведение базовых нормативов платы на коэффициенты экологической ситуации и значимости для атмосферы рассматриваемого региона Пл l = Пл l диф = Пл l баз * Кэс

Вопрос:  Для каких видов топлива установлены базовые ставки платежей за загрязнение атмосферы передвижными источниками?

Ответ:
 В настоящее время установлены базовые нормативы платы за загрязнение атмосферы передвижными источниками при использовании следующих видов топлива:

1) Бензин неэтилированный, в руб/т.

2) Дизельное топливо, в руб/т.

3) Керосин, в руб/т.

4) Сжатый природный газ, в руб/тыс.м3.

5) Сжиженный газ, в руб/т.

Вопрос:  Как осуществляется расчет платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками выброса загрязняющих веществ?

Ответ:
 Процедура расчета платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками выброса состоит из следующих основных этапов:

1) Определение массы (объема) топлива каждого вида, израсходованного различными транспортными средствами предприятия

 

где mlj масса топлива l -го вида, израсходованного  j-м видом транспортных средств.

2) Расчет платы за загрязнение атмосферы за выбросы загрязняющих веществ в пределах допустимого уровня для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)

 

3) Определение доли транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации, в общем количестве проверенных транспортных средств, использующих топливо l -го вида - dl .

4) Расчет платы (санкций) за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)

Плснl баэ  = 5 * Плнl баэ  * dl .

5) Расчет суммарной платы за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)

Плl баэ  = Плнl баэ  + Плснl баэ

6) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

где Iинф– произведение коэффициентов начиная с года, следующего за годом установления действующих базовых ставок платы, до текущего года;

 Кэс коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения атмосферного воздуха в месте размещения природопользователя (в нашем случае для города Москвы) с учетом повышающего коэффициента.

7) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу передвижными источниками сверх установленного норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

8) Расчет суммарных платежей предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

Вопрос:  Кем осуществляется контроль соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших  газах?

Ответ:
 Контроль соответствия транспортных средств требованиям  стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших  газах, осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов России, Российской транспортной инспекции, Госавтоинспекции,  а также специальными организациями, имеющими разрешение на проведение данного вида работ.

 Данные о результатах ежеквартальных проверок предоставляются в  территориальные органы МПР России.

5.3. Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты

Вопрос:  Из каких составляющих складывается плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов?

Ответ:
 Плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов складывается из:

  • платы за допустимые сбросы,
  • платы за сбросы в пределах лимита и
  • платы (санкции) за сбросы, превышающие лимиты.

Вопрос:  Как осуществляется расчет платежей за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов?

Ответ:
 Процедура расчета платежей за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов состоит из следующих основных этапов:

1) Расчет норматива предельно допустимого сброса в водный объект по предприятию в целом ПДСi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где ПДСijнорматив предельно допустимого сброса i-го загрязняющего вещества в водный объект j-м источником сброса – выпуском (j = 1, 2, …n ).

2) Расчет временно согласованного сброса (лимита сброса) в водный объект по предприятию в целом ВССi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где ВССijвременно согласованный сброс i-го загрязняющего вещества в водный объект j-м источником сброса (выпуском).

3) Расчет массы сброса в водный объект по предприятию в целом mi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где mijмасса сброса i-го загрязняющего вещества в водный объект j-м источником сброса (выпуском). Фактическая масса сброшенных загрязняющих веществ определяется по данным отчета 2-тп »водхоз» или на основе расчета (например, по объему забранной воды и результатам анализа сточных вод).

4) Расчет массы сброса в водный объект в пределах норматива mнi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДСi , то mнi = mi ;

б) если mi > ПДСi , то mнi = ПДСi ;

в) если ПДСi = 0 (т.е. не был установлен), то mнi = 0.

5) Расчет массы сброса в водный объект в пределах лимита mлi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДСi , то mлi = 0 ;

б) если ПДСi < mi ≤ ВССi,  то mлi = mi – ПДСi ;

в) если ПДСi < mi , а ВССi не был установлен, то mлi = 0 ;

г) если ВССi < mi, то mлi = ВССi - ПДСi;

д) если ПДСi = 0 и ВССi = 0 (т.е. не были установлены), то mнi = 0.

6) Расчет массы сброса в водный объект сверх установленного лимита mслi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДСi , то mслi = 0i ;

б) если ПДСi < mi ≤ ВССi,  то mслi = 0;

в) если ПДСi < mi , а ВССi не был установлен, то mслi = mi – ПДСi ;

г) если ВССi < mi, то mслi = mi - ВССi;

д) если ПДСi = 0 и ВССi = 0 (т.е. не были установлены), то mслi = mi.

7) Расчет платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (по базовым ставкам платы) Плн i  баз

Плнi баэ  = Плн i  баз * mнi .

8) Расчет платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (по базовым ставкам платы) Плл i  баз

Пллi баз = Плл i  баз * mлi .

9) Расчет платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита (по базовым ставкам платы)

Плслi баз  = 5 * Плл i  баз * mслi .

10) Расчет суммы платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества (по базовым ставкам платы)

Плi баз = Плнi баз + Пллi баз + Плслi баз

11) Расчет суммарных платежей за сброс в водный объект в пределах норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

где Iинф– произведение коэффициентов начиная с года, следующего за годом установления действующих базовых ставок платы, до текущего года;

 Кэс коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения водных объектов в месте размещения природопользователя.

12) Расчет суммарных платежей за сброс в водный объект в пределах установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

13) Расчет суммарных платежей за сброс в водный объект сверх установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

14) Расчет суммарных платежей предприятия за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

 

5.4. Расчет платы за размещение отходов

Вопрос:  Из каких составляющих складывается плата за размещение отходов?

Ответ:
 Плата за размещение отходов складывается из:

  • платы за размещении отходов в пределах установленных лимитов,
  • платы за сверхлимитное размещение отходов при соблюдении условий размещения и
  • платы (санкций) за несанкционированное размещение отходов.

Вопрос:  Как осуществляется расчет платежей за размещение отходов?

Ответ:
 Процедура расчета платежей за размещение отходов состоит из следующих основных этапов:

1) Расчет массы размещения отходов в пределах лимита mлi для каждого i-го вида отходов для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ЛРОi и соблюдены условия размещения отходов,  то mлi = mi ;

б) если ЛРОi < mi и соблюдены условия размещения отходов, то mлi = ЛРОi   ;

в) если не соблюдены условия размещения отходов,  то mлi = 0 ;

г) если ЛРОi = 0 (т.е. не был установлен), то mлi = 0.

2) Расчет массы санкционированного размещение отходов сверх установленного лимита mслi для каждого i-го вида отходов для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ЛРОi и соблюдены условия размещения отходов,  то mслi = 0;

б) если ЛРОi < mi и соблюдены условия размещения отходов, то mслi = mi – ЛРОi ;

в) если не соблюдены условия размещения отходов,  то mслi = 0 ;

г) если ЛРОi = 0 (т.е. не был установлен) и соблюдены условия размещения отходов, то mслi = mi.

3) Расчет массы несанкционированного размещение отходов mнсрi для каждого i-го вида отходов.

4) Расчет платежей за размещение отходов каждого i-го вида в пределах установленного лимита (по базовым ставкам платы)

Пллi баз = Плл i  баз * mлi .

5) Расчет платежей за санкционированное размещение отходов каждого i-го вида сверх установленного лимита (по базовым ставкам платы)

Плслi баз  = 5 * Плл i  баз * mслi .

6) Расчет платежей за несанкционированное размещение отходов каждого i-го вида (по базовым ставкам платы)

Плнсрi баз  = 5 * kнсртерр * Плл i  баз * mнсрi ,

где kнсртерр – коэффициент, учитывающий тип территории, на которой были несанкционированно размещены отходы (несанкционированная свалка отходов).

7) Расчет суммы платежей за размещение отходов каждого i-го вида (по базовым ставкам платы)

Плi баз = Пллi баз + Плслi баз + Плнсрi баз

8) Расчет суммарных платежей за размещение отходов в пределах лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

где Iинф – произведение коэффициентов, начиная с года, следующего за годом установления действующих базовых ставок платы, до текущего года;

 Кэс коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения почв в месте размещения природопользователя.

9) Расчет суммарных платежей за санкционированное размещение отходов  сверх установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

10) Расчет суммарных платежей за несанкционированное размещение отходов (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

11) Расчет суммарных платежей предприятия за размещение отходов  (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

Вопрос:  Каковы особенности взимания платежей за размещение токсичных отходов?

Ответ:
При размещении токсичных отходов на специализированных  по их обслуживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке осуществляют страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском (страхование является не обязательным).

Вопрос:  Каковы особенности взимания платежей за размещение отходов на территориях, принадлежащих природопользователям?

Ответ:
При размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3.

Вопрос:  Каковы особенности взимания платежей за размещение отходов на не отведенных для этих целей территориях (несанкционированные свалки)?

Ответ:
Размер платы за размещение отходов на не отведенной для  этой цели территории (несанкционированная свалка) определяется путем умножения ставки платы за размещение отходов в пределах лимита на массу (объем) размещаемых отходов, на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов.

Вопрос:  В каких случаях взимание платежей осуществляется как за размещение отходов на несанкционированных свалках?

Ответ:
 Экологические платежи взимаются как за размещение отходов на несанкционированных свалках в следующих случаях:

а) при размещение отходов на не отведенных для  этих целей территориях;

б) при нарушение правил хранения удобрений и ядохимикатов;

в) при перенасыщении полей удобрениями и ядохимикатами;

г) при нарушении правил захоронения твердых бытовых отходов.

Вопрос:  Какие повышающие территориальные коэффициенты применяются при расчете платежей за размещение отходов на несанкционированных свалках?

Ответ:
При расчете платежей за размещение отходов на несанкционированных свалках применяются следующие повышающие территориальные коэффициенты:

  • коэффициент 5 при размещении отходов в границах городов, населенных  пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий; 
  • коэффициент 3 при размещении отходов на расстоянии менее 3  км вне границ городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных  зон и водоохранных территорий.

Вопрос:  Как определяется плата за размещение твердых бытовых отходов ?

Ответ:
Плата за размещение твердых бытовых отходов определяется  по базовым нормативам платы отходов V класса опасностей перерабатывающей промышленности.

Вопрос:  Как определяется плата за размещение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами?

Ответ:
Плата за размещение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, которые подлежат дальнейшей переработке и являются сырьем или материалами в других производства, устанавливается на уровне договорных цен на эти ресурсы, существующих в республике, крае и области.

6. Уменьшение размеров платежей

Вопрос:  В каких случаях может осуществляться корректировка размеров экологических платежей природопользователей в сторону их уменьшения?

Ответ:
Корректировка размеров экологических платежей природопользователей в сторону их уменьшения может осуществляться органами исполнительной власти субъектов федерации с участием территориальных органов министерства природных ресурсов:

а) в случае вложения природопользователем финансовых средств в осуществление природоохранных мероприятий;

б) при отнесении предприятия к льготным категориям природопользователей.

Вопрос:  Какие основные требования к осуществленным природоохранным мероприятиям предъявляются органами исполнительной власти субъектов федерации и территориальными органами министерства природных ресурсов при принятии решения о частичном или полном зачете осуществленных средозащитных затрат в счет экологических платежей природопользователя?

Ответ:
 При принятии решения о частичном или полном зачете осуществленных средозащитных затрат в счет экологических платежей природопользователя органы исполнительной власти субъекта федерации и территориальный орган министерства природных ресурсов выясняют, в какой степени осуществленные за счет затрат мероприятия отвечают требованиям:

  • повышения экологичности выпускаемой продукции;
  • сокращения объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов);
  • сокращения объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов, загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов;
  • снижения концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

Вопрос:  По каким видам воздухоохранных мероприятий затраты на их осуществление могут засчитываться в общих платежах природопользователя?

Ответ:
 Засчитываться в общих платежах природопользователя могут затраты на выполнение следующих видов воздухоохранных мероприятий:

1) Установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу.

2) Строительство опытно-промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу.

3) Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов и др.

4) Создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха.

5) Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу.

6) Оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов.

7) Приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива.

Вопрос:  По каким видам водоохранных мероприятий затраты на их осуществление могут засчитываться в общих платежах природопользователя?

Ответ:
 Засчитываться в общих платежах природопользователя могут затраты на выполнение следующих видов водоохранных мероприятий:

1) Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.

2) Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.

3) Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны.

4) Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, и переработкой жидких отходов и кубовых остатков.

5) Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.

6) Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.

Вопрос:  По каким видам мероприятий, направленных на улучшение использования отходов производства и потребления, затраты на их осуществление могут засчитываться в общих платежах природопользователя?

Ответ:
 Засчитываться в общих платежах природопользователя могут затраты на выполнение следующих видов мероприятий, направленных на улучшение использования отходов производства и потребления:

1) Строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов.

2) Приобретение и внедрение установок, оборудования и машин для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов с территории городов и других населенных пунктов.

3) Строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства.

Вопрос:  По каким видам научно-исследовательских работ и работ в области подготовки кадров затраты на их осуществление могут засчитываться в общих платежах природопользователя?

Ответ:
 Засчитываться в общих платежах природопользователя могут затраты на выполнение следующих видов научно-исследовательских работ и работ в области подготовки кадров:

1) Разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве.

2) Разработка нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки отходящих газов промышленных предприятий, утилизации отходов.

3) Разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов.

4) Совершенствование методов обезвреживания твердых бытовых отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов и ксенобиотиков.

5) Проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия.

6) Экологическое просвещение, подготовка кадров.

Вопрос:  По чьей инициативе может осуществляться понижение или полное освобождение от платы за загрязнение окружающей среды предприятий, относящихся к льготной категории природопользователей?

Ответ:
Понижение или освобождение от платы за загрязнение окружающей среды может производиться по инициативе администрации субъектов федерации или обращению самих природопользователей.

Вопрос:  Какие группы природопользователей могут частично или полностью освобождаться от платежей за загрязнение окружающей среды?

Ответ:
Частично или полностью могут освобождаться от платежей за загрязнение окружающей среды следующие группы природопользователей:

1) природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурных сферах;

2) природопользователи, финансируемые из федерального бюджета России,  республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации,  бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации;

3) природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения и объектов социально-культурной сферы;

4) природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов  от населения на соответствующих полигонах твердых бытовых отходов, при условии обеспечения их обустройства и эксплуатации на основе действующих правил;

5) природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения;

6) воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме коммерческих) Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России, Министерства внутренних дел Российской Федерации, финансируемые из Госбюджета.

Вопрос:  От каких видов экологических платежей могут частично или полностью освобождаться природопользователи, осуществляющие свою деятельность в социальной и культурных сферах?

Ответ:
 Природопользователи, осуществляющие свою деятельность в социальной и культурных сферах, могут частично или полностью освобождаться от платежей за:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты и
  • размещение отходов,

которые образуются в процессе их деятельности.

Вопрос:  От каких видов экологических платежей могут частично или полностью освобождаться природопользователи, финансируемые из федерального бюджета России,  республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации,  бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации?

Ответ:
Природопользователи, финансируемые из федерального бюджета России, республиканских бюджетов республик в составе Российской  Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, могут частично или полностью освобождаться от платежей за:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты и
  • размещение отходов,

которые образуются в процессе их деятельности.

Вопрос:  От каких видов экологических платежей могут частично или полностью освобождаться природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения и объектов социально-культурной сферы?

Ответ:
 Природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения  и объектов социально-культурной сферы, могут частично или полностью освобождаться от платежей за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в части, соответствующей этому сбросу.

Вопрос:  От каких видов экологических платежей могут частично или полностью освобождаться природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов от  населения на соответствующих полигонах твердых бытовых отходов?

Ответ:
 Природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов от населения на соответствующих полигонах твердых бытовых отходов (при условии обеспечения их обустройства и эксплуатации  на основе действующих правил) могут частично или полностью освобождаться от платежей за размещение отходов в части, соответствующей этому размещению.

Вопрос:  От каких видов экологических платежей могут частично или полностью освобождаться природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения?

Ответ:
 Природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения, могут частично или полностью освобождаться от платежей за выброс загрязняющих веществ в атмосферу в части, соответствующей этому выбросу.

Вопрос:  От каких видов экологических платежей могут частично или полностью освобождаться такие виды природопользователей, как воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме коммерческих) Министерства обороны  Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России, Министерства  внутренних дел Российской Федерации, финансируемые из Госбюджета?

Ответ:
 Такие виды природопользователей, как воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме коммерческих) Министерства обороны  Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России, Министерства  внутренних дел Российской Федерации, финансируемые из Госбюджета, могут частично или полностью освобождаться от платежей за:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты и
  • размещение отходов,

которые образуются в процессе их деятельности.

Вопрос:  В каких случаях представитель льготной группы природопользователей может быть лишен установленных для него льгот по осуществлению платежей за загрязнение окружающей среды?

Ответ:
 Представитель льготной группы природопользователей может быть лишен установленных для него льгот по осуществлению платежей за загрязнение окружающей среды в следующих случаях:

1) при выбросе, сбросе загрязняющих веществ и размещения отходов  сверх установленных допустимых нормативов;

2) при отсутствии оформленного в надлежащем порядке разрешения  на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов;

3) при невыполнении природоохранных мероприятий в сроки, согласованные с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской  Федерации.

Во всех этих случаях плата за соответствующее загрязнение окружающей природной среды взимается с природопользователей на общих основаниях.

 

www.dist-cons.ru 

 

Приложения

  1. Постановление Госкомстата РФ от 19 сентября 2002 г. N 180
    «Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения
  2. Приказ МПР РФ от 5 ноября 2002 г. N 734
    «Об организации работ по осуществлению федерального государственного статистического наблюдения по форме N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»
  3. Постановление Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. N 157
    «Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения
  4. Постановление Госкомстата РФ от 13 ноября 2000 г. N 110
    «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды»
  5. Постановление Госкомстата РФ от 27 июля 2001 г. N 53
    «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за окружающей средой и сельским хозяйством на 2002 год» (с изменениями от 23 мая, 8 августа 2002 г., 24 июня 2003 г.)
  6. Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»
  7. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.)
  8. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»
  9. Приказ МПР РФ от 30 июля 2003 г. N 663
    «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»
  10. Приказ МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511
    «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»
  11. Постановление Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 31
    «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха»
  12. Приказ МПР РФ от 11 октября 2002 г. N 663
    «О форме документа, подтверждающего наличие лицензии (бланка лицензии), на деятельность по обращению с опасными отходами»
  13. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 552
    «Об утверждении Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов»
  14. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 553
    «Об утверждении Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов»
  15. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ
    «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  16. Приказ МПР РФ от 18 июля 2002 г. N 451
    «О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» (с изменениями от 29 ноября 2002 г.)
  17. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340
    «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» (с изменениями от 3 октября 2002 г.)
  18. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений
  19. Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.
    Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372.
  20. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
    «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г.)
  21. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ
    «Об охране атмосферного воздуха»
  22. Об охране окружающей среды
    Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
  23. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183
    «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»
  24. Государственный стандарт СССР ГОСТ 17.2.3.02-78
    «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»
  25. Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты
  26. Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты
  27. Приказ Госкомэкологии РФ от 25 сентября 1997 г. N 397
    «Об утверждении «Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности»
  28. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды
  29. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632
    «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»
  30. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»
  31. Приказ МПР РФ от 11 марта 2002 г. N 115
    «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
  32. О порядке утверждения ПНООЛР
  33. Распоряжение Мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ
    «О Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве»
  34. Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятии. – М.: РЭФИА, 1998. – 86 с.
  35. Постановление Правительства Москвы от 16 октября 2001 г. N 929-ПП «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве»
  36. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2003 г. N 38
    «О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03″
  37. Об утверждении «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности».
  38. Приказ Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 280
    «Об утверждении «Регламента проведения государственной экологической экспертизы»
  39. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ
    «Об экологической экспертизе»
  40. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008
    «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации»
  41. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства
    РДС 11-201-95.

www.dist-cons.ru

 

10.1

Нормативно-методическое обеспечение взимания платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов

 

10.2

Общие положения

 

10.3

Ставки экологических платежей

 

10.4

Показатели измерения массы загрязняющих веществ

 

10.5

Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды

 

10.5.1

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников

 

10.5.2

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников

 

10.5.3

Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты

 

10.5.4

Расчет платы за размещение отходов

 

10.6

Уменьшение размеров платежей

 

 

Вверх к содержанию главы

 

www.dist-cons.ru