Экологическое нормирование в атмосфероохранной деятельности
Разработка, согласование и утверждение Проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и Разрешений на выброс
1. Нормативно-методическое обеспечение разработки, согласования и утверждения Проекта нормативов предельно допустимых выбросов и Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу
Вопрос: Какие основные нормативные документы определяют самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:К числу основных нормативные документы определяют самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу относятся :
1. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
2. Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 04.05.99 N 96-ФЗ.
Вопрос: Какие основные нормативно-методические документы определяют порядок рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
К числу основных нормативно-методических документов, определяющих порядок рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, можно отнести:
- Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183.
- Временное положение о порядке рассмотрений и согласований инвентаризации стационарных источников эмиссии загрязняющих веществ, проектов нормативов ПДВ, выдачи и продления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Утв. Москомприродой 26.02.96. (документ временно недоступен)
При изучении этих документов следует иметь в виду, что вместо Минприроды и Москомприроды вопросами нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу занимаются соответственно Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды (ГУПР) по г. Москве. Кроме того, существующая практика рассмотрения и согласования может несколько отличаться от порядка, изложенного в указанных нормативных документах.
Вопрос: В каких документах определены содержание и порядок оформления проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Содержание и порядок оформления проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определены в:
1. Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромет), Главная геофизическая лаборатория им. А.И. Воейкова (ГГО), Западно-сибирский региональный научно-исследовательский институт (ЗАПСИБНИИ). 1987 г. (документ временно недоступен)
2. Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия. М., Госкомприрода, 1990 г. (документ временно недоступен)
Вопрос: Какие нормативно-методические документы следует использовать при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, осуществлении различных расчетов и разработке проекта нормативов ПДВ?
Ответ:
К числу основных нормативно-методических материалов, определяющих методы и порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, осуществления различных расчетов и разработке проекта нормативов ПДВ инвентаризации разработки и согласования нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, могут быть отнесены следующие документы:
3. Инструкция по инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферу. Л., ЛДНТП, 1991 г. (документ временно недоступен)
4. Перечень документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, действующих в 1999-2000 годах. Утв. Приказом Госкомэкологии России N 230 от 07.05.99. (документ временно недоступен)
5. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. М., Госкомгидромет, 1987 г., 96 с. (документ временно недоступен)
Вопрос: Где можно найти информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе?
Ответ:
Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе можно найти в следующих материалах:
1. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. СПб, 2000 г. (документ временно недоступен)
2. Дополнения к «Перечню и кодам веществ, загрязняющих атмосферный воздух». СПб, 2002 г. (документ временно недоступен)
Вверх |
2. Общие положения
Вопрос: Что дает право предприятию осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
Ответ:
Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками предприятия допускается на основании «Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу», выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.
Вопрос: Что является основанием для выдачи «Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу» вновь строящемуся (реконструируемому) малому предприятию?
Ответ:
Основанием для выдачи «Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу» вновь строящемуся (реконструируемому) малому предприятию является положительное заключение экологической экспертизы на проект строительства (реконструкции) предприятия.
Вопрос: Что является основанием для выдачи «Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу» действующему малому предприятию?
Ответ:
Основанием для выдачи «Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу» действующему малому предприятию является согласование отделом нормирования и разрешений ГУПР по г. Москве проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При этом согласованию подлежат как нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ), так и, при необходимости, лимиты - временно согласованные выбросы (ВСВ).
Вопрос: Какие нормативы выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны устанавливаться в целях государственного регулирования выбросов в атмосферу?
Ответ:
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предусматривается установление следующих нормативов выбросов:
- технического норматива выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух;
- предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух.
Вопрос: Что понимается под техническим нормативом выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух?
Ответ:
Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух - это норматив, устанавливаемый для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования, отражающий максимально допустимую массу выброса каждого вещества в атмосферу в расчете на единицу продукции, мощности оборудования, пробега транспортных или иных передвижных средств и др.
Вопрос: Кем устанавливаются технические нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух?
Ответ:
Технические нормативы выбросов для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и технологических процессов устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Технические нормативы выбросов для оборудования, а также для всех видов передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации, а при их отсутствии до момента принятия – Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Вопрос: Что вкладывается в понятие предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющего вещества в атмосферу?
Ответ:
Под предельно допустимым выбросом (ПДВ) следует понимать:
(а) норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферы при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы;
(б) норматив, задающий массу выброса вещества в единицу времени (г/с и т/г), при которой обеспечивается соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест (ПДКмр и др.) при наиболее неблагоприятных для рассеивания условиях.
(в) ГОСТ 17.2.3.02-78 определяет предельно допустимы выброс (ПДВ) как количество вредного вещества, выбрасываемое в атмосферу в единицу времени, которое не разрешается превышать со стороны предприятия или другого источника загрязнения атмосферного воздуха.
Вопрос: Какие виды воздействий загрязняющих веществ на организм человека могут иметь место при совместном попадании этих веществ в атмосферный воздух?
Ответ:
При совместном попадании загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут иметь место следующие виды их воздействий на организм человека:
- независимое действие веществ;
- суммация (аддитивность) воздействий, когда вещества обладают однотипным воздействием, суммируемым пропорционально концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и обратно пропорционально их предельно допустимым концентрациям;
- сверхсуммация или потенцирование (синергизм), когда взаимное влияние веществ усиливает эффект суммации;
- антагонизм или ингибирование, когда происходит снижение воздействия одного или нескольких веществ в результате их взаимного влияния, т.е. снижается эффект суммации.
Вопрос: Что понимается под временно согласованным выбросом (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу?
Ответ:
Под временно согласованным выбросом (ВСВ) следует понимать временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.
Вопрос: Что может являться основанием для установления временно согласованного выброса (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу?
Ответ:
Основанием для установления временно согласованного выброса (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу может являться:
- превышение фоновой концентрации загрязняющего вещества в месте расположения малого предприятия над значениями предельно допустимых концентраций ПДК);
- наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимых выбросов (ПДВ) в настоящее время.
Вопрос: На какой основе обеспечивается разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:
- проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и
- данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Вопрос: Кто может выступать в качестве разработчика проекта нормативов предельно допустимых выбросов?
Ответ:
В качестве разработчика проекта нормативов предельно допустимых выбросов может выступать при наличии специалистов, имеющих экологическое образование, либо
- специализированная организация, либо
- само предприятие-природопользователь.
Вверх |
3. Порядок разработки и содержание Проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
Вопрос: Какие основополагающие правила определяют порядок разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу базируется на применении следующих основных правил:
Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения атмосферного воздуха, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДВ.
Правило 2. Норматив ПДВ устанавливается по каждому загрязняющему веществу (или группе суммации) для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения, от одной расположенной в помещении или на открытом воздухе установки, аэрационных фонарей, вентиляционных шахт и т.д.) устанавливают суммарный ПДВ
Правило 3. Норматив ПДВ должен задавать объем выброса вещества в единицу времени, при котором выбросы рассматриваемого источника в совокупности с выбросами других источников города не должны создавать в зоне воздействия предприятия приземных концентраций, превышающих ПДК.
Правило 4. Если в районе расположения предприятия фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе превышает установленные ПДК и значения норматива ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты на момент разработки проекта, то вводится поэтапное сокращение выбросов. Для каждого этапа устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ) с ориентацией на уровень выбросов действующих предприятий – аналогов с наилучшими экологическими показателями. ВСВ устанавливается на определенный срок с разработкой плана-графика мероприятий по достижению нормативов ПДВ.
Правило 5. При установлении норматива ПДВ и лимита ВСВ следует учитывать:
- физико-географические и климатические особенности местности;
- расположение промышленных площадок;
- расположение участков существующей жилой застройки, санаториев, зон отдыха города;
- перспективы развития предприятия, прилежащей селитебной территории и промышленной зоны;
- значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Правило 6. Увеличение высоты труб с целью улучшения рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере для снижения уровня приземных концентраций допускается только после применения всех доступных современных средств по сокращению выбросов.
Вопрос: Какой критерий качества атмосферного воздуха используется при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу загрязняющих веществ независимого действия?
Ответ:
Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями. Для загрязняющих веществ независимого действия их максимальная концентрация Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сi ф (на расстоянии до двух метров от поверхности земли) не должна превышать предельно допустимой концентрации ПДКi , т.е.
Вопрос: Какой критерий качества атмосферного воздуха используется при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу загрязняющих веществ суммативного действия (принадлежащих группе суммации)?
Ответ:
Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями. Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе суммации (»iÎIгр.с), их концентрации Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сi ф должны удовлетворять следующему условию:
Вопрос: Какой критерий качества атмосферного воздуха используется при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу загрязняющих веществ с неполной суммацией или потенцированием?
Ответ:
Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями. Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе неполной суммации или потенцирования (» iÎ Iгр), их концентрации Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сi ф и установленного коэффициента комбинированного (совместного) действия Ксд должны удовлетворять следующему условию:
Вопрос: Какие предельно допустимые концентрации используются для установления нормативов предельно допустимых выбросов?
Ответ:
Для установления нормативов предельно допустимых выбросов используются максимальные разовые предельно допустимые концентрации ПДКi мр. При отсутствии установленных максимальных разовых концентраций допускается производить их оценку по значениям среднесуточных предельно допустимых концентраций ПДКi сс как
Вопрос: Где берется информация о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы?
Ответ:
Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в органах Госкомгидромета РФ. В запросе запроса о фоновом загрязнении атмосферного воздуха указывается:
1) Запрашивающая организация, ее ведомственная принадлежность, почтовый адрес.
2) Район, для которого требуется определить значение фона.
3) Название предприятия, для которого запрашивается фон, с указанием, является ли данное предприятие проектируемым, строящимся, действующим, реконструируемым.
4) Характеристика положения промплощадки предприятия на плане (карте-схеме) города и адрес этого предприятия. В случае, когда предприятие имеет несколько промплощадок или запрос делается для группы предприятий, все сведения указываются для каждой промплощадки.
5) Перечень вредных веществ, выбрасываемых предприятиями (объектами).
6) Расчетный срок, на который запрашивается фон, сроки ввода первой очереди строительства и развития предприятия на полную мощность
Вопрос: В каком случае для действующего предприятия принимается решение о поэтапном снижении выбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ПДВ?
Ответ:
Поэтапное снижение выбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ПДВ, вводится при условии, что выбросы на уровне ПДВ не могут быть достигнуты на предприятии по совокупности объективных причин.
Вопрос: Какие крупные этапы можно выделить при разработке нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
При разработке нормативов ПДВ можно выделить следующие крупные этапы:
- проведение инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу;
- собственно разработку нормативов ПДВ;
- получение Разрешения на выброс.
Вопрос: Какие методы могут использоваться при проведении инвентаризации источников выделения (эмиссии) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
При проведении инвентаризации источников выделения (эмиссии) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу могут использоваться расчетный или инструментальный методы.
Вопрос: Какие материалы включаются в проект нормативов ПДВ при использовании расчетного метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
При использовании расчетного метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются расчеты, выполненные в соответствии с действующей нормативно-методической документацией, в установленном порядке согласованной МПР России. Расчеты представляются в полном объеме, отдельно по каждому источнику и ингредиенту и сопровождаются комментариями по обоснованию принятых величин и коэффициентов.
Вопрос: Какие материалы включаются в проект нормативов ПДВ при использовании инструментального метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
При использовании инструментального метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются протоколы замеров концентрации по каждому источнику и веществу, оформленные в соответствии с действующим порядком, с указанием мест и продолжительности отбора проб, использованных методов определения концентрации и приборного обеспечения.
Вопрос: Чем подтверждается полнота учета в инвентаризационных данных совокупности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от (из) организованных и неорганизованных источников выброса при осуществлении технологических процессов и хозяйственной деятельности на рассматриваемом предприятии?
Ответ:
Полнота учета в инвентаризационных данных совокупности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от (из) организованных и неорганизованных источников выброса при осуществлении технологических процессов и хозяйственной деятельности на рассматриваемом предприятии подтверждается специальной записью, производимой руководителем этого предприятия в инвентаризационной части проекта нормативов ПДВ. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных инвентаризации перед органами государственного контроля.
Вопрос: Какие сведения о производственно-хозяйственной деятельности представляются предприятием разработчику проекта нормативов ПДВ для проведения инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Для проведения инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятие предоставляет разработчику проекта нормативов ПДВ следующие сведения о своей производственно-хозяйственной деятельности:
- Информацию о расходе, типе, составе используемого сырья, материалов, топлива представляются в виде справки за подписью главного бухгалтера и главного технолога.
- Данные о типах, основных характеристиках установленного оборудования и чистом времени его работы в виде справки за подписью главного механика предприятия.
- Сведения о количестве, марках транспортных средств, стоящих на балансе предприятия, маршрутах рейсирования по территории предприятия, местах стоянок в виде справки за подписью уполномоченного руководителя.
- Информацию о количестве, марках, часах и режиме работы транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, используемых для доставки сырья и вывоза продукции.
- Характеристики неорганизованных источниках выброса загрязняющих веществ, их размер и местоположение.
Вопрос: Каково содержание проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
В соответствии с Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ Проект должен иметь следующую структуру:
1) Титульный лист.
2) Список исполнителей.
3) Аннотация.
4) Содержание.
5) Введение.
6) Общие сведения о предприятии.
7) Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы (инвентаризация).
8) Проведение расчетов и подготовка предложений по установлению нормативов ПДВ:
- Расчеты и анализ уровня загрязнения атмосферы на существующее положение.
- Предложения по установлению нормативов ПДВ.
- План мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ.
9) Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.
10) Контроль за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ).
11) Список использованных литературных источников.
Вопрос: Какую информацию необходимо поместить в «Аннотацию» к проекту нормативов ПДВ?
Ответ:
В «Аннотации» к проекту нормативов ПДВ следует отразить основные результаты проведенной работы с указанием:
(1) общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;
(2) количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;
(3) числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;
(4) сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат;
(5) величины ущерба, наносимого выбросами предприятия.
Вопрос: Какую информацию необходимо поместить в раздел «Общие сведения о предприятии» проекта нормативов ПДВ?
Ответ:
В разделе «Общие сведения о предприятии» проекта нормативов ПДВ приводятся:
(1) почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов – жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.;
(2) карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
(3) ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха (территории заповедников, музеев, памятников архитектуры), санаториев, домов отдыха и т.д., постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предприятия, стационарных постов Госкомгидромета РФ.
Вопрос: Какая информация должна входить в состав раздела «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы» проекта нормативов ПДВ?
Ответ:
В состав раздела «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы» проекта нормативов ПДВ должны входить:
(1) Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом необходимо учесть наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.
(2) Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.
(3) Оценка степени соответствия применяемой технологии, технологического и пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.
(4) Описание перспективы развития предприятия. При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительстве новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкций, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д.
(5) Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу. Количественная характеристика выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ в т/год приводится по усредненным годовым значениям в зависимости от изменения режима работы предприятия, технологического процесса и оборудования, характеристик сырья, топлива и т.д.
(6) Характеристика аварийных и залповых выбросов. Наряду с количественными характеристиками приводится краткое описание условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.
(7) Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для расчета ПДВ. При этом учитываются как организованные, так и неорганизованные источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу.
(8) Обоснование полноты и достоверности исходных данных (г/с, т/год), принятых для расчета ПДВ. Указывается, на чем основаны данные – взяты ли они из форм инвентаризации «I-воздух», первичного учета ПОД-1 или из форм статистической отчетности № 2-ТП-воздух, получены инструментальными замерами или расчетными и балансовыми методами и т.д. При этом приводится перечень методических документов, регламентирующих методы отбора, анализа и расчета выбросов загрязняющих веществ. Для определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу рекомендуется использовать федеральные и ведомственные методики, согласованные органами МПР РФ.
(9) Сведения об ущербе, причиняемом выбросами предприятия здоровью населения и окружающей среде (сведения о влиянии выбросов на воду, почву, растительность). Размер ущерба может определяться по действующим отраслевым методикам или федеральным методикам.
Вопрос: Какая информация должна входить в состав раздела «Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ и ВСВ» проекта нормативов ПДВ?
Ответ:
В состав раздела «Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ и ВСВ» проекта нормативов ПДВ должны входить:
(1) Название использованной программы автоматизированного расчета загрязнения атмосферы. При установлении ПДВ необходимо использовать программы, согласованные в установленном порядке.
(2) Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере города.
(3) Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития, выполненные в соответствии с ОНД-86; ситуационные карты-схемы с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций; максимальные приземные концентрации в жилой зоне и перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы.
(4) Предложения по нормативам ПДВ и ВСВ по каждому источнику и ингредиенту. Если в воздухе города (населенного пункта) концентрация загрязняющих веществ, создаваемая предприятием с учетом фона не превышает ПДК, то нормативы ПДВ для предприятия устанавливаются на уровне фактических выбросов.
(5) План мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, если концентрации загрязняющих веществ с учетом фона превышают ПДК.
(6) Обоснование возможности достижения нормативов ПДВ с учетом использования малоотходной технологии и других планируемых мероприятий, в том числе перепрофилирования или сокращения объема производства.
(7) Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по достижению нормативов ПДВ и причиняемого ущерба от загрязнения атмосферы, осуществленная по отраслевым и федеральным методикам.
(8) Результаты уточнения размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
(9) Данные о численности населения, проживающего в санитарно-защитной зоне и на территории, подлежащей включению в санитарно-защитную зону.
(10) Документы (материалы), свидетельствующие об учете специальных требований (при их наличии) к качеству атмосферного воздуха для данного района, в случае, если в районе размещения предприятия или в прилегающей к предприятию территории расположены зоны заповедников, музеев, памятников архитектуры и т.д.
Вопрос: Какие сведения следует включать в состав раздела «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)» проекта нормативов ПДВ?
Ответ:
В состав раздела «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)» проекта нормативов ПДВ следует включать:
(1) План мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ.
(2) Обобщенные данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ.
(3) Краткую характеристику каждого конкретного мероприятия с учетом реальных условий эксплуатации технологического оборудования (сущность технологии, необходимые расчеты и обоснования мероприятий и т.д.).
(4) Обоснование возможного диапазона регулирования выбросов по каждому мероприятию.
(5) Экономическую оценку мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ.
(6) План-график контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ.
Вопрос: Каково содержание раздела «Контроль за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на предприятии» проекта нормативов ПДВ?
Ответ:
Раздел «Контроль за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на предприятии» проекта нормативов ПДВ содержит сведения:
(1) Об организации контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ), осуществляемого силами предприятия, либо специализированной организацией, привлекаемых предприятием на договорных началах, на специально оборудованных точках контроля на источниках выбросов и контрольных точках.
(2) Перечень веществ, подлежащих контролю.
(3) Перечень методик, которые используются (будут использоваться) при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов.
(4) Обоснование использования расчетных и балансовых методов, удельных выбросов и т.д. в случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих веществ экспериментальными методами.
(5) План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов.
Вопрос: Как оформляется «Список литературных источников», использованных при разработке проекта нормативов ПДВ?
Ответ:
«Список литературных источников» должен содержать перечень всех источников, использованных при подготовке проекта нормативов ПДВ. Источники следует располагать в порядке ссылок в тексте тома ПДВ.
Вопрос: От чего зависит состав проекта нормативов ПДВ?
Ответ:
Состав проекта нормативов ПДВ зависит от группы (категории) сложности объекта (предприятия).
Вопрос: Проекты, каких предприятий относятся к третьей (III) группе сложности?
Ответ:
К третьей группе сложности относятся проекты предприятий, величины выбросов загрязняющих веществ которых удовлетворяют Ф критерию по всем отдельным ингредиентам и группам суммации. Удовлетворение Ф критерию является свидетельством крайне низкого уровня приземной концентрации рассматриваемого вещества в сравнении с ПДК.
Вопрос: Проекты, каких предприятий относятся ко второй (II) группе сложности?
Ответ:
Ко второй (II) группе сложности относятся проекты предприятий, величины выбросов загрязняющих веществ которых могут для части (или всех) отдельных ингредиентов и групп суммации не удовлетворять Ф критерию, но во всех случаях приземные концентрации рассматриваемого вещества с учетом фона не превышают ПДК и нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются на уровне фактических выбросов.
Вопрос: Проекты, каких предприятий относятся к первой (I) группе сложности?
Ответ:
К первой (I) группе сложности относятся проекты предприятий, для которых хотя бы по одному веществу (с учетом фона) выбросы не соответствуют предельно допустимым нормативам.
Вопрос: Каков состав проектов первой группы сложности?
Ответ:
Проекты первой группы сложности выполняются в полном объеме с разработкой всех разделов.
Вопрос: Каков состав проектов второй группы сложности?
Ответ:
Проекты второй группы сложности выполняются не в полном объеме. Предприятия, проекты нормативов ПДВ которых относятся ко II группе сложности освобождаются от:
а) разработки мероприятий по регулированию выбросов:
- при наступлении НМУ по веществам, удовлетворяющим Ф критерию,
- а также в случае создания максимальной приземной концентрации на границе СЗЗ, не превышающей 0,3 ПДК по специфическим веществам;
б) необходимости представления и согласования плана-графика производственного контроля в случае если:
- максимальная приземная концентрация С мах < 0,1 ПДК – для основных загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки,
- максимальная приземная концентрация С мах < 0,3 ПДК – для специфических загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки.
Для веществ, удовлетворяющих Ф критерию, расчеты приземных концентраций не проводятся.
Вопрос: Каков состав проектов третьей группы сложности?
Ответ:
Проекты третьей группы сложности выполняются в сокращенном варианте. Предприятия, проекты нормативов ПДВ которых относятся к III группе сложности, освобождаются от:
- разработки мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ и
- необходимости представления и согласования плана-графика производственного контроля.
В этом случае для обоснования отнесения проекта к третьей группе сложности в состав проекта включают:
- письменное обращение организации о согласовании нормативов ПДВ на уровне данных инвентаризации, согласованной в соответствии с требованиями и
- расчеты параметра Ф с указанием величин санитарно-гигиенических нормативов.
Поскольку все вещества удовлетворяют Ф критерию, расчеты приземных концентраций вообще не проводятся.
Вверх |
4. Порядок согласования и утверждения Проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и Разрешений на выбросы
Вопрос: Кем устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованные выбросы (лимиты) устанавливаются территориальными органами МПР РФ (в городе Москве Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве). ПДВ и ВСВ устанавливаются для каждого конкретного стационарного источника выбросов и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов.
Вопрос: Что должно предшествовать представлению разработанного проекта нормативов предельно допустимых выбросов в ГУПР по г. Москве?
Ответ:
До представления проекта нормативов предельно допустимых выбросов в ГУПР по г. Москве на проект должно быть получено Заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора.
Вопрос: В какие органы санитарно-эпидемиологического надзора следует представлять для получения соответствующего Заключения проекты нормативов предельно допустимых выбросов малого предприятия?
Ответ:
Для получения соответствующего Заключения проекты проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) малого предприятия следует представлять в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) административного округа по месту нахождения предприятия. Проекты нормативов ПДВ объектов, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, могут быть направлены санитарным врачом округа для получения Заключение в ЦГСЭН по г. Москве.
Вопрос: Каков порядок представления проекта нормативов ПДВ в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве?
Ответ:
Проект нормативов ПДВ представляется в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве после предварительного внесения платы за поведение экспертизы в соответствии с «Временным порядком оплаты государственной экологической экспертизы в г.Москве от 12.08.93 г. Оплата и рассмотрение проекта нормативов ПДВ в отделе нормирования и заключений проводится в зависимости от группы сложности проекта и экспертных работ с учетом количества источников выбросов и количества загрязняющих веществ.
Вопрос: Какие документы индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве для согласования и утверждении разработанных нормативов ПДВ и получения Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по вновь разработанным нормативам ПДВ?
Ответ:
Для согласовании и утверждении разработанных нормативов ПДВ и получения Разрешения на выброс индивидуальные предприниматели и юридические лица (природопользователи) представляют в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве следующие документы:
1. Заявку (письмо, заявление) природопользователя с просьбой о согласовании и утверждении разработанных нормативов ПДВ.
2. Проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу предприятия-природопользователя, заверенный организацией разработчиком нормативов ПДВ и утвержденный природопользователем.
3. Материалы инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с приложением расчетов выбросов, ситуационным планом, климатическими и фоновыми характеристиками объекта, справкой по расходу сырья, материалов и топлива, заверенной природопользователем.
4. План-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на текущий период времени, утвержденный природопользователем.
5. Заполненные бланки Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Вопрос: Какие документы индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве для получения (продления) Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу при наличии действующих нормативов ПДВ?
Ответ:
Для получения (продления) Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу при наличии действующих нормативов ПДВ индивидуальные предприниматели и юридические лица (природопользователи) представляют в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве следующие документы:
1. Заявку (письмо) предприятия-природопользователя о продлении сроков действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу не позднее, чем за 30 дней до его истечения.
2. Технический отчет по продлению разрешения на выброс по установленной форме.
3. Заполненный бланк Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
4. План-график контроля на текущий период.
Вопрос: Каковы форма и содержание Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосфер имеет следующие форму и содержание: скачать можно здесь.
Вопрос: Каков срок согласования представленных ГУПР по г. Москве проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и выдачи Разрешений на выбросы?
Ответ:
Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве рассматривает представленные материалы и в месячный срок принимает решение о согласовании проекта нормативов ПДВ и выдачи Разрешения на выброс или отклоняет их, отправляя на доработку.
Вопрос: Каким образом оформляются результаты рассмотрения проекта нормативов ПДВ?
Ответ:
Результаты рассмотрения проекта нормативов ПДВ оформляются Заключением. Заключение подписывается экспертом и начальником отдела нормирования и разрешений. При выявлении в проекте отступлений от экологических требований, действующих норм и правил проект возвращается предъявителю проекта на доработку для устранения замечаний Заключения. При соответствии материалов проекта требованиям нормативно-методической документации предъявителю проекта выдается письмо о согласовании за подписью руководителя ГУПР по г. Москве, курирующего Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга . Проекту присваивается номер, производится его регистрация в журнале учета.
Вопрос: В каких случаях допускается согласовывать проект нормативов ПДВ с условиями?
Ответ:
В следующих случаях допускается согласовывать проект нормативов ПДВ с условиями:
-
при необходимости заключения в установленный срок договора на разработку ПДК (ОБУВ);
-
при подтверждении экспертизой отсутствия технических решений по сокращению выбросов до нормативного уровня (при условии, что С мах < ПДК без учета фона).
Вопрос: В каких случаях Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве может дать предписание на доработку проекта нормативов ПДВ (ВСВ)?
Ответ:
Отделом нормирования и разрешений ГУПР по г. Москве может быть дано предписание на доработку проекта нормативов ПДВ (ВСВ) в следующих случаях:
(1) при выявлении неполноты учета источников выделений, выбросов, ингредиентов;
(2) при установлении факта несоответствия (превышения) фактических выбросов над согласованным проектом нормативов ПДВ (ВСВ) по данным производственного или государственного контроля;
(3) при обнаружении в проекте неверных сведений о расходе и типе используемого сырья и материалов, чистого времени работы оборудования, о расположении ближайшей жилой застройки, других объектов с повышением требованиями к качеству атмосферного воздуха;
(4) переутверждения вышестоящими органами методов расчета и замеров концентрации;
(5) изменения экологической обстановки в городе или фоновых концентраций загрязняющих веществ.
В первых трех случаях принимается решение о мере ответственности и оформляется соответствующее предписание, устанавливается срок для проведения доработки (корректировки) проекта (до 3-х месяцев).
В других случаях Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга направляет в адрес предприятия уведомление о необходимости и сроках доработки проекта.
Вопрос: Кем утверждается Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу утверждается руководством ГУПР по г. Москве по представлению Отдела нормирования и разрешений по установленной форме.
Вопрос: Каков срок действия согласованных проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Срок действия согласованных проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет до 5 лет.
Вопрос: Каковы сроки повторного рассмотрения проектов нормативов ПДВ?
Ответ:
Проекты нормативов ПДВ, представленные после доработки на согласование, рассматриваются в те же сроки, что и при первом представлении, т.е. в течение 30 дней.
Вопрос: В каких случаях возникает необходимость пересмотра ранее установленных нормативов ПДВ до истечения срока их действия?
Ответ:
Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ, может возникнуть до истечения срока их действия при:
-
изменении экологической обстановки в регионе,
-
появлении новых или уничтожении существующих источников загрязнения окружающей природной среды,
-
изменении технологии или производственной программы предприятия.
Вопрос: На какой срок выдается Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдается сроком на один год.
Вопрос: Может ли быть аннулировано или приостановлено действие Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Действие Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу может ли быть аннулировано или приостановлено ГУПР по г. Москве.
Вопрос: Что может являться основанием для аннулирования или приостановки действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Основанием для аннулирования или приостановки действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу может являться:
-
Превышение установленных нормативов ПДВ, выявленное по результатам инструментального контроля.
-
Нарушение «Правил эксплуатации установок очистки газа», приводящее к превышению установленных нормативов выбросов.
-
Невыполнение в установленные сроки плана природоохранных мероприятий.
-
Превышение установленных годовых лимитов выбросов.
-
Неуплата предусмотренных природоохранных платежей.
Вопрос: Какова процедура установления временно согласованных выбросов (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Для установления временно согласованных выбросов (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферу ГУПР по г. Москве по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) по г. Москве или ее административному округу:
-
определяет возможные сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
-
представляет их на утверждение в соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации (г. Москвы);
-
устанавливает временно согласованные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условии соблюдения технических нормативов выбросов с одновременным утверждением соответствующего плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, который разрабатывается и реализуется предприятием – природопользователем.
Вопрос: Кем должны утверждаться нормативы предельно допустимых выбросов микроорганизмов и биологических веществ в атмосферу?
Ответ:
Нормативы предельно допустимых выбросов микроорганизмов и биологических веществ в атмосферу утверждаются органами санитарно – эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) по г. Москве или ее административному округу.
Вопрос: Каким документом устанавливаются предельно допустимые и временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу?
Ответ:
Предельно допустимые и временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются Разрешениями на выбросы. Разрешение и условия согласования проекта нормативов ПДВ являются неотъемлемыми частями утверждаемого проекта.
Вопрос: Что включает в себя контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу включает:
-
определение массы выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника загрязнения и сравнение этих показателей с установленным нормативами ПДВ;
-
проверку выполнения плана мероприятий по достижению ПДВ;
-
проверку эффективности эксплуатации очистных и других природоохранных сооружений, а также других производственных факторов, оказывающих влияние на соблюдение нормативов ПДВ.
Вопрос: Кто осуществляет контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Ответ:
Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится как самим предприятием (производственный контроль), так и местными органами МПР РФ, осуществляющими государственный контроль.