Экологические итоги экономического форума
Отсутствие в России четкой государственной экологической политики в отношении Арктики не влияет на уверенность участников Мурманского арктического форума в экологически безопасном освоении ее ресурсов.
«Цена арктического вопроса много выше, чем, например, те миллиарды баррелей нефти или газа, которые мы можем добывать, и о которых так много сегодня говорится в разных странах. При безответственном отношении к Арктике сегодня-завтра мы можем получить не глобальные преимущества, а глобальные проблемы», – эти слова премьер-министра РФ Владимира Путина цитировали практически все. Остается загадкой, каким образом нефтяные компании собираются осваивать такой уязвимый район, не имея опыта, технологий, системы прогнозирования аварий, нормативов экологического ущерба, его ликвидации, и многого другого. «Баренцево море является уникальным регионом западной части Арктики по своей продуктивности и чистоте, однако разработка Арктического шельфа будет сопровождаться воздействием на окружающую среду, масштабы которого сейчас трудно спрогнозировать», – рассказал заместитель директора ПИНРО Олег Титов. По словам первого заместителя директора ММБИ Павла Макаревича, на сегодняшний момент, при существующем финансировании прогнозирования рисков освоения Арктического шельфа можно спрогнозировать менее десятой части процента. Стратегия развития Арктики «Цель развития Арктической зоны – обеспечение национальной безопасности, а также увеличение доли Арктики в экономике страны», – заявил министр регионального развития РФ В.Басаргин, рассказывая о стратегии развития Арктической зоны до 2020 года. Среди приоритетов стратегии – максимальное использование Северного Морского Пути (СМП). По словам министра, к 2020 году грузопоток по СМП возрастет до 30 миллионов тонн. Для этого будут построены универсальные атомные ледоколы вместо старых «Арктика» и «Таймыр». По словам председателя правления Беллоны-Мурманск Андрея Золоткова, все это напоминает советское «планов громадьё»: еще в начале 80-х годов прошлого века в СССР существовали масштабные задумки по развитию и увеличению грузопотока на трассе Севморпути. Для этих целей предполагалось иметь в Мурманске только судов с ядерной энергетической установкой до 15 единиц. «Однако количество рисков с увеличением грузопотока в арктических широтах не станет меньше. Одно единственное серьезное происшествие с транспортным судном во льдах Арктики надолго закроет эту трассу для активного судоходства, – уверен Золотков. – Никто еще серьезно не занимался вопросом страхования в Арктике. Не стоит забывать и о климатических изменениях», – отмечает он. По словам руководителя Беллоны-Мурманск, данное направление нельзя отнести к модернизации экономики России – без сомнения, основными грузами станут природные ресурсы: нефть, газ, руда, лес и прочее. Другим приоритетом стратегии является перевод энергетики Арктических регионов на местные ресурсы, в том числе на возобновляемые. «Будут построены ветропарки и геотермальные станции». Помимо возобновляемых ресурсов Стратегия предполагает использовать энергию АЭС и ПАТЭС. Штокмановский проект как флагман освоения Арктики «Арктика – крайне уязвимый район со сложной ледовой обстановкой и отсутствием развитой инфраструктуры, – подчеркнул генеральный директор ООО «Газпром добыча шельф» (компания-участник Штокмановского проекта) Александр Мандель, говоря о том, что особое внимание работы компании будет уделяться вопросам экологической и промышленной безопасности. Он пообещал, что для работы на Арктическом шельфе будут привлекаться новейшие зарубежные технологии и достижения техники, поскольку в России нет ни современных технологий, ни опыта такой работы. Однако «Мало кто работает на Арктическом шельфе, да и технологии Арктических стран надо будет не копировать, а адаптировать», – подчеркнул Мандель. Рассказывая о ходе реализации Штокмановского проекта главный исполнительный директор компании «Штокман Девелопмент АГ» А.Загоровский отметил, что без опыта специалистов, а также без технологий компаний «Тоталь» и «Газпром» реализовать такой проект безопасно не удастся. Только вот ни у «Тоталь», ни у «Статойл» нет опыта работы с месторождением, удаленного от берега на 550 км, с глубиной залегания газа более 2 000 метров в температурных колебаниях от -50 до +33 С. При всем этом, чтобы ветер достигал скорости более 30 м/с, высота волн доходила до 27 метров, и с айсбергами массой более одного миллиона тонн. «В настоящее время ни одна компания мира не обладает технологией, чтобы добывать газ в таких природно-климатических условиях, на таких глубинах и таком удалении от берега, – уверена координатор энергетических проектов Беллоны-Мурманск Нина Лесихина. - Трагедия в Мексиканском заливе показала, какими катастрофическими могут быть последствия человеческой ошибки. Несмотря на это, Штокмановский проект в ускоренном порядке получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, хотя количество замечаний по результатам слушаний в разы превышало объем материалов экологической оценки», – отмечает эксперт Беллоны. По словам Загоровского, данный проект настолько сложен, что капиталоемкость полученного газа сделает его неконкурентоспособным. Для того чтобы справиться с проблемой, правительство должно предоставить льготы для предприятий, участвующих в проекте. «Штокмановский проект крайне политизирован, иначе насколько оправданным является его реализация в условиях абсолютно неблагоприятной конъюнктуры на газовом рынке, общего снижения энергопотребления, а главное огромных экологических рисков», – считает Лесихина. Эксперт Беллоны-Мурманск убеждена в том, что государство и бизнес компании должны делать ставку на развитие возобновляемых источников энергии, повышение энергосбережения, внедрение технологии изоляции углекислого газа на газовых и угольных станциях. Именно это в будущем позволит обеспечить устойчивое развитие Арктики и страны в целом.