Зеленая революция: Экологическое воспитание
Работая в сфере энергоэффективности в России, мы часто наблюдаем странный феномен: даже имея на руках экономическое обоснование того, что проект технологической модернизации сулит немалые выгоды, поскольку снижает энергозатраты, руководитель предприятия не предпринимает никаких шагов к реализации такого проекта. Пример: пару лет назад замена системы отопления цеха на крупном машиностроительном предприятии стоила 120 млн руб., а годовая экономия составила бы 50 млн руб. Но осуществил проект только один цех, переоборудовать остальные компания так и не начала. Иными словами, одних экономических стимулов для того, чтобы менять поведение и экономить энергоресурсы, оказывается недостаточно.
Причем далеко не всегда речь идет о проектах, требующих существенных финансовых вливаний на первом этапе. Существует набор малозатратных мер, осуществление которых не стоит почти ничего, а приносит достаточную экономию. Иногда доходит до курьезов. Мне рассказывали, что руководитель крупного предприятия, прочитав в отчете энергоаудитора рекомендацию вымыть окна в цехах, чтобы повысить освещенность и снизить затраты на искусственное освещение (а также уменьшить процент брака, проявить заботу о зрении сотрудников и т. п.), побагровел, отказался читать дальше и вообще что-либо обсуждать. Для него такие «мелочи» не являются важными — он всерьез подумал, что над ним издеваются!
Энергоэффективность не в розетках, а в головах
Все больше и больше я утверждаюсь во мнении, что нужна дополнительная, не материальная мотивация для изменения поведения и отношения людей в России к вопросам энергоэффективности, использования ресурсов, а также обращения с отходами. Причем это касается как представителей бизнеса, так и населения. Дело в том, что экологически (и энергетически) ответственное поведение, к моему глубокому сожалению, не является нормой для большинства россиян. Мы спокойно выбрасываем окурки в окно автомобиля, позволяем себе лениться донести пакет с мусором до помойки и оставляем его за углом ближайшей подворотни, не выключаем свет там, где он нам совсем не нужен и т. д.
Казалось бы, недавний кризис должен был изменить нашу модель потребительского и наплевательского отношения к собственной жизни и тому, что нас окружает, сменить ее на ответственное отношение к производству, потреблению и отходам. Но для этого необходима новая культура поведения, которая сейчас только зарождается в среде 30-40-летних людей. Имея возможность путешествовать и видя, как европейцы стараются сохранить каждый островок природы, который у них есть, эти люди возвращаются домой и уже с совсем другими чувствами идут по покрытым толстым слоем пыли улицам мимо переполненных мусорных баков, заходят в заплеванные и грязные подъезды, поднимаются по лестницам с выбитыми стеклами. За толстыми железными дверями у этих людей — попытка создать островок благополучия посреди всеобщего хаоса. Именно эти люди могут изменить ситуацию — расширить границы благополучия сначала до лестничной площадки (если повезло с соседями), потом — до подъезда (если удалось уговорить всех, кроме Паши-алкоголика из 21-й квартиры, но он тихий). По прошествии нескольких лет приходит понимание, что в закрытом дворе ваши дети будут играть с детьми людей, которых вы знаете и модель поведения которых в общем и целом совпадает с вашей.
Но выйдя на улицу, вы все равно попадаете «туда» — в агрессивную и не всегда цивилизованную среду. Можно ли воздействовать на нее за счет этой горстки 30-40-летних, поощрив их, провозгласив новую, экологически ответственную модель поведения приоритетом на следующие 20 лет и подкрепив эту декларацию реальными делами? Я считаю, что можно. 10% молодых людей в возрасте от 30 до 40 лет, которые задумаются об ответственном потреблении и ответственном ведении бизнеса — это еще 30% их более молодых друзей и подруг, а через 20 лет это поколение их детей, воспитанных в духе «не делай ближнему того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» или «свобода одного начинается там, где заканчивается свобода другого».
Если апеллировать к разуму, аргументов хоть отбавляй: цифры и факты в специализированных изданиях для профессионалов; мнения известных личностей в популярных изданиях; советы по утеплению квартир в магазинах строительных товаров; реклама ответственного вождения на заправках. Все равно не работает.
Нам нужна новая культура — культура ответственного отношения к природе, к людям, к ресурсам нашей страны. Энергоэффективность и экология — лишь составные части этой культуры. Основа — изменение поведения общества. Не бросать окурки на улице должно быть «принято». Пропускать пешеходов на переходах должно быть «правильно». Выключать свет там, где он не нужен, должно стать нормой поведения.
Если же вернуться к бизнесу, стоит сказать о том, о чем редко вспоминают и задумываются: о роли банков в формировании этой культуры. Банковский бизнес существует не одно столетие. И практически со времен расцвета банковского дела в Италии в этом бизнесе ничего существенно не изменилось. Разве что косметически: менялу, сидевшего в середине XII в. на людной площади Сиены, сменил банкомат, стоящий на той же самой площади. Но суть банковского дела по-прежнему сводится к кредитованию, выдает ли вам деньги седобородый старец в шелковом камзоле или железный шкаф с разноцветными кнопками.
Банк как агент модернизации
Кредит (credo) — прежде всего доверие. От степени доверия банка клиенту зависят условия кредита: процент, срок кредита, размер залога. Доверие, а точнее — его экономическая сущность, выражающаяся в процентах, рублях, долларах и т. п., зависит от риска, который несет банк, выдавая деньги клиенту. Именно оценка риска — самый важный, возможно, этап, когда клиент может и должен показать себя с лучшей стороны. Чем глубже банк заглянет в тайны дела, тем тщательнее будет оценка рисков. В условиях роста тарифов на энергоносители, как никогда раньше, актуально обратить внимание на энергозатраты клиента. Тот, кто в условиях кризиса топит, по меткому выражению Менделеева, атмосферу ассигнациями, не заслуживает доверия. Стало быть, не заслуживает кредита в банке.
На протяжении нескольких лет создавая рынок финансирования энергоэффективных проектов в России, мы имели возможность убедиться на практике, что предприятия, осуществляющие такие проекты, — более надежные заемщики, ведь энергосбережение улучшает их финансовую устойчивость и увеличивает прибыль.
Вспомним Принципы Экватора, подписанные крупнейшими мировыми финансовыми институтами и до сих пор так и не подписанные ни одним российским банком. Очень важно, чтобы наши финансовые институты увидели связь между соблюдением высоких экологических стандартов при осуществлении инвестиционного проекта и рисками, которые банк (инвестор) понесет в случае техногенной катастрофы или загрязнения окружающей среды.
Поэтому и роль экологов должна, по-моему, заключаться не только в том, чтобы требовать закрытия опасных производств и запрета на новые опасные проекты на самой ранней стадии. Эксперты в сфере экологии могут помочь инвесторам, показав им экологическую сторону инвестиционных проектов, говоря на их языке: например, не только о количестве птиц, которые погибнут, а о сумме штрафа, в который обойдется ликвидация нефтяного пятна. Или о сумме, которую надо будет затратить на расселение поселков, затопленных в результате прорыва новой плотины.
И тем не менее и в этой консервативной среде лед тронулся. Недавно на одной встрече с банкиром я без особой надежды на понимание рассказывал, что критерий снижения выбросов парниковых газов по каждому проекту, профинансированному банком, является важным, поскольку мы таким образом участвуем в борьбе с глобальным потеплением. Однако банкир перебил меня и стал объяснять, что наш с ним родной город он любит и хочет видеть его чистым и зеленым. Поэтому никогда не позволит, чтобы возглавляемый им банк финансировал какие-то экологически грязные производства или уродующую исторический центр современную коммерческую застройку. Этому человеку даже не нужно было объяснять, зачем и для кого на самом деле были разработаны и подписаны ведущими банками планеты Принципы Экватора. Этот человек уже все знал лучше меня. Это был, не побоюсь этого слова, банкир моей мечты. Человек, который пришел ко мне, чтобы понять, как я могу помочь ему сделать его бизнес не только более устойчивым, но и более чистым.
www.vedomosti.ru