Энергосбережение в США (часть №2)
Энергетический план Б. Обамы
«Настало время взять новый курс для нашей экономики и эти изменения должны начаться прямо сейчас» – заявил Барак Обама, выступая 09.01.2009 г. в штате Вирджиния. Дальнейшие события подтвердили, что по многим направлениям у США действительно появился новый курс. Буквально за несколько месяцев США перехватили лидерство по нескольким глобальным направлениям, в том числе по вопросам изменения климата. Предыдущая администрация всячески тормозила «климатические» инициативы, новая же возвела в приоритет темы энергоэффективности и альтернативных источников энергии.
Свою энергетическую программу Б. Обама сформулировал еще во время предвыборной кампании и, не смотря на кризис, в нее не было внесено существенных изменений. На реализацию новой энергетической политики планируется выделить из стабилизационного фонда около 80 млрд долл. США (7% от 1,1 трлн долл. США, предназначенных для всех антикризисных программ).
Предусматривается достижение 6 главных целей:
- сокращение выбросов углекислого газа,
- субсидирование чистых энергетических технологий,
- поддержка производства биотоплива,
- достижение независимости от импорта топлива,
- повышение энергоэффективности экономики,
- восстановление лидерства в международных климатических программах.
Программой запланировано выделение, долл. США:
- 5 млрд на действующую уже в течение 30 лет программу повышения энергоэффективности домов принадлежащих семьям с низким доходом;
- 4 млрд на модернизацию государственного жилья, находящегося в ведении Министерства жилищного строительства и городского развития;
- 3,2 млрд на гранты штатам и местным органам власти для поддержки проектов повышения энергоэффективности государственных зданий;
- 4,2 млрд на преобразование зданий федерального правительства;
- 6,9 млрд Федеральной администрации по пассажирским перевозкам для расширения систем общественного транспорта;
- 300 млн на скидки для потребителей, приобретающих энергосберегающие электроприборы;
- 3,4 млрд на создание «умных» электрических сетей позволяющих использовать в общей системе источники с нестабильной выработкой электрической энергии.
Предусматриваются налоговые льготы для домовладельцев и предприятий, которые осуществили энергосберегающие мероприятия в своих зданиях. Только для домовладельцев предусматривается выделение 6 млрд долл. США.
В первом ежегодном послании об экономическом положении в стране американский президент подтвердил приверженность солнечной энергетике, гибридным автомобилям и планам строительства интеллектуальных электрических сетей. Он предложил ускорить принятие законопроекта «Чистая энергетика и безопасность», предусматривающего выделение 15 млрд долл. США в год на прикладные энергетические разработки в области высокопроизводительных ветроагрегатов, фотоэлектрических панелей, биотоплива, малоотходных угольных электростанций с обязательным условием производства всех комплектующих в пределах США.
Предусматривается также увеличение доли возобновляемых энергоресурсов с нынешних 7 до 25% к 2020 г., что приведет к созданию 5 млн рабочих мест. За 10 лет на эти цели будет направлено не менее 150 млрд долл. США прямых капиталовложений.
В декабре 2009 г. Агентство по охране окружающей среды официально признало загрязнение атмосферы парниковыми газами нанесением ущерба здоровью людей, это позволит ему устанавливать нормативы выбросов без согласования с конгрессом.
Кардинальное снижение зависимости от экспорта углеводородов – эта цель, конечно, является главной в энергетическом плане Б. Обамы. Ее достижение фактически будет означать превращение рынка нефти и газа в рынок покупателей, диктующих поставщикам свои условия.
Кроме повышения энергоэффективности и производства биотоплива, предусматривается также возобновление бурения «закрытых» территорий на суше и шельфе, строительство газопровода с Аляски. В этом году выделены первые 8 млрд долл. США бюджетных средств на предоставление гарантий компаниям, приступающим к строительству атомных электростанций, что означает окончание моратория на их строительство, действовавшего 33 года.
Активно развиваются технологии добычи сланцевого газа и в 2009 г. это позволило США занять первое место в мире по объемам добываемого газа. Резко уменьшившийся рынок продажи сжиженного газа отреагировал снижением цен, которые даже в Европе опустились до 150 долл. США за тыс. м3, что в два раза ниже цен Газпрома на сетевой газ.
Электроснабжение
Федеральным регулирующим органам в энергетике США является Федеральная комиссия по регулированию в энергетике. Руководят ей пять комиссаров, которые не могут состоять в какой-либо партии и назначаются президентом с согласия сената. Каждый год планово меняется один из комиссаров.
Комиссия выполняет следующие функции:
- определение направлений реформ;
- регулирование оптовой торговли электроэнергией между штатами;
- лицензирование и регулирование эксплуатации ЛЭП соединяющих энергосистемы штатов;
- лицензирование и регулирование деятельности по эксплуатации подземных хранилищ газа и газопроводов, проложенных между штатами.
В каждом штате регулирование осуществляет региональная комиссия по регулированию коммунального сектора, они взаимодействуют с энергетическими компаниями практически на всех этапах планирования их текущей и перспективной деятельности, причем единообразных правил регулирования нет, и каждый штат работает по индивидуальным процедурам. Региональная комиссия состоит из 5 членов, которые выбираются населением штата. Статус комиссаров оговаривается конституцией штата.
В электроэнергетике США отсутствует общенациональное управление режимами работы энергокомпаний, но развитая система договорных отношений обеспечивает устойчивую работу крупных оптовых рынков.
При регулировании энергокомпаний топливная составляющая полностью переносится на потребителя. При тарифе для потребителей в штате Атланта в 7,5 цента за кВт.ч топливная составляющая соответствует 3 центам.
Сверхвысокая прибыль большей частью перераспределяется в пользу потребителей, обычный уровень превышения 9-11% на возврат инвестиций и 8% на средневзвешенный капитал. Есть отдельный тариф, который энергетическая компания тратит на свою экспертизу.
Тарифы зависят от уровня оговоренной в контракте надежности энергоснабжения. При согласии потребителя на отключение в период перегрузки сети, тарифы для него снижаются.
Платы за подключение либо нет (все затраты на подключение, вплоть до счетчика, в тарифе на электроэнергию), либо она символическая (при подключении мощности от 15 до 500 кВт плата составляет 350 долл. США, при большей мощности дополнительно оплачивается 100-150 долл. США за каждый 1 кВт). Считается, что это стимулирует развитие, но, в то же время, провоцирует потребителя на завышение мощности.
Плату за подключение к электрическим сетям новых электростанций устанавливает Федеральная энергетическая комиссия. Есть штаты, где новую тепловую электростанцию разрешают строить только после изучения всех возможностей снижения нагрузки.
Пик потребления электрической мощности приходится на лето из-за массового использования кондиционеров. Суточные графики неравномерны и, например, в Нью-Йорке пиковое потребление мощности в 3 раза выше, чем ночное. При относительно низких тарифах потребителям не выгодно ставить аккумуляторы холода, тепла или электроэнергии.
Примеры энергокомпаний:
1. Нью-Йоркское энергоуправление
Государственное предприятие, принадлежащее штату и подчиняющееся губернатору. Управлению запрещено использовать прибыль, и если она образуется, то поступает в казну.
Акционеров у предприятия нет, есть только люди, купившие облигации. Доходы по облигациям не облагаются налогами, а размер выплат пропорционален рейтингу организации, устанавливаемому независимым рейтинговым агентством.
«Нью-Йоркэнерго» имеет 18 электростанций, в том числе 2 крупные ГЭС, и обеспечивает 15% потребности штата в электроэнергии. Электростанции в основном полностью амортизированы. Также управлению принадлежат основные ЛЭП высокого напряжения общей длиной 1400 миль (2,25 тыс. км). Много электроэнергии покупают в Канаде, так как она там дешевле.
Мощность, потребляемая Нью-Йорком на 2010 г., была запланирована на уроне 15,5 ГВт, но за счет энергосбережения планируемый показатель был снижен до 14,8 ГВт. Существует отдельная программа снижения пиковой нагрузки (например, в период пикового потребления все больницы переходят на резервные источники), но и вся деятельность по энергосбережению планируется через снижение мощности. На величину пика потребления мощности не влияет ни кризис, ни повышение цен на нефть, а только целенаправленные действия.
В управлении существует отдельный департамент энергоэффективности. В департаменте 85 сотрудников, привлечено 15 подрядчиков и около 100 поставщиков.
Управление выступает как представитель штата по вопросам энергосбережения. Финансирование осуществляется через тарифы и продажу облигаций. Всего осуществлено 2600 проектов стоимостью 1,8 млрд долл. США. В 2009 г. был утвержден новый бюджет в 1,4 млрд долл. США.
Осуществляют проекты по конкретным зданиям, начиная с муниципальных и государственных. Часть стоимости работ потребители оплачивают сами в рассрочку под 2% годовых.
За счет управления проводятся работы по утеплению зданий на севере штата. Электроэнергия в этих районах поступает от ГЭС и стоит дешево (3-4 цента за кВт.ч), поэтому в большом количестве используется для электроотопления.
2. Коммунальное энергопредприятие города Сиэтла Seattle City Light
Предприятие принадлежит муниципалитету и обслуживает город и его ближайшие пригороды с общим населением 741 тыс. чел.
В 60-е годы ХХ в. в Сиэтле началось строительство двух мощных атомных электростанций, но из-за удорожания проекта в процессе строительства оно было остановлено и, в качестве альтернативы, были построены 3 ГЭС на реке Скэгит общей мощностью 1070 МВт. Входя в состав коммунального энергопредприятия, они позволяют поддерживать низкий уровень тарифов на электроэнергию (5,5 цента за кВт.ч для конечных потребителей), что в свою очередь обеспечивает развитие города как промышленного центра.
Закупки электроэнергии производятся и на государственных ГЭС и в Канаде, с которой имеется уникальный договор о совместном регулировании пропуска воды и взаиморасчетах электроэнергией. Часть электроэнергии закупается от ветряков, так как закон штата устанавливает определенный обязательный процент таких закупок.
Решением муниципалитета запрещается предприятию получать прибыль.
В составе Seattle City Light имеется отдел энергосбережения с годовым бюджетом 50 млн долл. США, занимающийся вопросами повышения энергоэффективности потребителей.
Предприятие вошло в состав консорциума, созданного на основе департамента по энергоснабжению муниципалитета Сиэтла, для расширения опыта использования уличных светильников. Многие штаты закреплены за развитием какого-нибудь одного энергосберегающего проекта. Этот финансируется из федерального бюджета по закону американского подъема и реинвестирования 2009 г.
3. Электрические сети района и города Джексон
Предприятие является кооперативом (всего таких в США около 700). В 1937 г. было 10 пайщиков, сейчас более 13 тыс. Пайщиками являются владельцы подключенных энергопотребляющих объектов, в основном частных домов и ферм. В кооперативе работает 72 сотрудника.
Кооператив обеспечивает энергоснабжение территории размером 170 на 135 миль (около 270×210 км). Ему принадлежат ЛЭП длиной 60 миль (около 100 км) и 25 тыс. электросчетчиков. Все здания подключены через персональные столбовые трансформаторы. Счетчики отдельно учитывают нагрузку в часы пик, и если потребитель один раз в течение 15 мин. потребил мощность выше заявленной, он автоматически переходит в другую категорию. Если потребитель решил снизить потребляемую мощность, то обычно ему заменяют трансформатор для снижения потерь.
Электроэнергию кооператив покупает на государственной ГЭС по 2,3 цента за кВт.ч, а также от ветряков по 1,6 цента и продает потребителям по цене ниже 5 центов за кВт.ч (при средней цене в США около 11 центов). Прибыль от деятельности распределяется по пайщикам.
Стоимость подключения определяется по проекту и для среднего дома с нагрузкой в 15 Вт составляет около 2500 долл. США. Счетчик оплачивается отдельно и устанавливается обычно вне дома.
Кооператив финансово помогает пайщикам при оплате первого взноса на установку теплового насоса, при утеплении зданий, замене ламп освещения на экономичные и даже при замене холодильников. В 2011 г. планируют запустить собственную малую ГЭС.
Администрация г. Джексона имеет собственную программу энергосбережения. На работников администрации возложены дополнительные обязанности, и они объединены в несколько групп. Транспортная группа контролирует оплату 50% стоимости проездных билетов на общественном транспорте, строительство пешеходных и велосипедных дорожек. Зеленая группа работает с населением по повышению энергоэффективности домов. Группа по землепользованию определяет требования при новом строительстве в части использования энергоэффективных технологий. Всего в группах задействовано 35 человек включая одного координатора, освобожденного от другой работы, это весьма много для города с населением в шесть тысяч человек.
Теплоснабжение
Не смотря на то, что централизованное теплоснабжение впервые в мире появилось в 1877 г. в американском городе Локпорте, оно не получило в этой стране широкого распространения. Основное объяснение – короткие и теплые зимы. В большинстве районов электроотопление весьма дорого и массово используются индивидуальные котлы. Количество тепловых насосов также уже исчисляется в миллионах.
Исключение составляют небольшие системы теплоснабжения нескольких городов, например, Сиэтла (см. статью «Центральное теплоснабжение в условиях рынка» на портале по теплоснабжению РосТепло.ру - прим. ред.).
Самая крупная паровая система централизованного теплоснабжения – на острове Манхеттен. Основана она в 1882 г. и имеет сегодня 170 км трубопроводов, подающих пар для 1800 потребителей, включая почти все Нью-Йоркские небоскребы.
Остров обеспечивается теплом от 5 ТЭЦ, принадлежащих разным владельцам. Конденсат возвращается на ТЭЦ только от близко расположенных зданий, в остальных он обычно полезно используется. Потери тепла составляют около 14%.
Энергосервисные компании
Всего в стране работает менее 50 крупных энергосервисных компаний, остальные либо небольшие, либо энергосервисные услуги не являются их основным видом деятельности. Примерно половина компаний независимые, остальные либо электросетевые, либо поставщики оборудования. Идет процесс поглощения малых предприятий.
Большая часть работ выполняется на муниципальных и федеральных объектах, так как считается, что деньги, пропущенные через ЭСКО, дорожают в 2 раза (по кредитным процентам) и частные организации предпочитают действовать самостоятельно.
Многие энергосервисные компании предпочитают сами обслуживать оборудование, которое устанавливают, так как банки в этом случае закладывают меньшие инвестиционные риски.
Рынок энергосервисных услуг оценивается в 3,5 млрд долл. США в год. Типовой набор работ включает в себя электроосвещение, кондиционирование и отопление, при средних затратах на одно здание от 0,7 до 1,8 млн долл. США. Окупаемость работ в школах составляет около 10 лет, в больницах 4 года. Снижение энергопотребления обычно составляет от 26 до 42%.
В США существует специальный закон об энергосервисных услугах. Тендеры часто проводятся на длительные работы. Например, армией США последний тендер на подобные работы был проведен 11 лет назад и 10 компаний-победителей работают до сих пор. К основным критериям при выборе победителя относятся: репутация, качество ранее выполненных проектов, квалификация сотрудников и аккредитация в независимых экспертных центрах.
Стандарты «Зеленых зданий»
Стандарты определяют критерии отнесения зданий к экологичным и формулируют условия их создания и эксплуатации. Собственные стандарты существуют в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Австралии, Японии и Китае.
В 2002 г. организация USGBC (Совет США по «Зеленым зданиям») обнародовала стандарт «LEED» (Лидерство в энергоэкономичном и природоохранном проектировании) представляющий программу оценки зданий и присвоения им рейтинговых баллов.
«LEED» оценивает экологическое состояние земельного участка, экономное использование воды и электроэнергии, влияние здания на загрязнение атмосферы, качество строительных материалов и использование при строительстве и отделке здания материалов из вторсырья, качество внутреннего микроклимата и т.д. Существует три категории оценки и сертификации зданий: серебро, золото и платина.
В США существует еще три конкурирующих стандарта по «зеленым зданиям»: «Green Globes», «Model Green Homebuilding Guidelines» и «Standard 189P». В мире еще не сложилось общего подхода к определению экологичности зданий.
Цена «зеленой» недвижимости постоянно возрастает, даже в условиях кризиса сдать помещения в аренду в таких зданиях гораздо проще. Неожиданно оказалось, что и стоимость строительства таких зданий выше лишь на 3-5%, на удешевление в первую очередь сказывается оптимизация мощности систем отопления и кондиционирования за счет архитектурных и пространственных решений.
Власти некоторых американских штатов предлагают субсидии владельцам зданий, одобренных экспертами Совета по экологическому строительству. Во многих штатах обязательные строительные нормы обновляются каждый год и поставлена задача к 2030 г. снизить энергопотребление вновь строящихся зданий вдвое. В некоторых городах муниципальными законами введены требования обязательного тестирования на уровень энергоэффективности по системе ENERGY STAR с определением рейтинга от 1 до 100 и вывешивания на зданиях площадью более 1000 м2 соответствующих информационных табличек.
Администрация Б. Обамы поддерживает «зеленое» строительство и распространяет стандарты на строящиеся федеральные здания.
Транспорт
Почти 65% нефти используется в США для обеспечения транспорта.
81% пассажирских перевозок обеспечивается автомобилями, 18% авиацией, 1% автобусами и 0,7% железнодорожным транспортом.
Американцы привыкли ездить на автомобилях. Мода на легковые автомобили с большими двигателями давно прошла, тем более что скоростные ограничения действуют повсеместно и американцы их строго соблюдают.
Пассажирские железнодорожные перевозки убыточны и сеть железных дорог за 100 лет сократилась почти в 2 раза (до 250 тыс. км). Во многих крупных городах даже нет привычных для нас вокзалов. Железные дороги электрифицированы только в трех штатах.
Пригородный железнодорожный транспорт развит только в Нью-Йорке, так как стоянка автомобиля на Манхеттене очень дорога и люди предпочитают добираться на своем автомобиле только до электрички. Во многих городах развит городской автобусный транспорт. В особо крупных городах имеются метрополитены. Троллейбусное сообщение действует только в пяти городах. Трамвай также стал редкостью. В последние годы начали возникать новые трамвайные линии, называемые легкорельсовыми, с движением не по улицам, а по обособленным путям, в том числе между городами. Практически все системы общественного пассажирского транспорта государственные, так как даже при цене билета 2-4 долл. перевозки убыточны.
На федеральных дорогах не встретить небольших грузовых автомобилей, так как развита система пакетирования. Автотранспортом перевозятся все относительно ценные грузы.
Грузовой железнодорожный транспорт является вполне серьезной отраслью и по объемам перевозок сопоставим с автомобильным. Для перевозки навалочных грузов широко используются unit trains, специализированные скоростные поезда, включающие до ста вагонов особой конструкции, с тремя локомотивами.
Морской транспорт в США ходит в основном под флагами других государств, так как оплата команды по американским стандартам чрезмерно велика.
Государство в последние годы стимулирует в основном альтернативные виды топлива, основываясь на законе «Об альтернативном моторном топливе». В ранг государственной политики возведено использование природного газа в качестве моторного топлива, даже президент Билл Клинтон весь срок своего президентства ездил на автомобиле, работавшем на природном газе.
Применяются различные дотации на развитие общественного транспорта.
В соответствии с законом «О чистом воздухе» замену старых автомобилей на новый экономичный будут стимулировать нормы топливной экономичности, а также целевые налоговые скидки в размере до 7 тыс. долл. США.
К 2015 г. на американских заводах должно быть произведено более 1 млн гибридных автомобилей, совмещающих потребление электроэнергии и бензина.