Энергосбережение в США (часть №1)
В. Г. Семенов – гл. редактор бюллетеня «ЭНЕРГОСОВЕТ», ген. директор ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром»
Соединенные штаты Америки не производят впечатления энергоэффективной страны. Нет даже государственной программы энергосбережения. Озвученная еще при Д. Буше цель, известная под коротким названием 15/15 (снижение к 2015 г. темпов роста потребления энергоресурсов на 15%), удивляет своей незначительностью.
Даже в северных районах удивляют здания – обычно нет тамбуров, остекление одинарное, а стены выполняют только функцию перегородок.
Цены на энергоресурсы примерно соответствуют российским, но средние доходы граждан выше, и энергоэффективное поведение не стало массовым явлением.
В то же время большое количество проектов и решений очень интересны и полезны для нас. Достаточно сказать, что общая мощность ветряных электростанций за последние 10 лет увеличилась в 5 раз, достигнув 21 тыс. МВт. Только в 2008 г. в этот сектор инвестировано 5,5 млрд долл. и сейчас одновременно строится 86 ветропарков.
Министерство энергетики
В США нет министерства атомной энергетики. Эти функции, включая все военные аспекты, сосредоточены в Министерстве энергетики. В США нет и Министерства науки, соответственно, вопросы организации энергетических НИОКР также относится к Минэнерго и, в значительной степени, осуществляется через национальные лаборатории, работники которых являются госслужащими.
Функции Минэнерго США в области энергоэффективности сводятся к разработке инициатив – законов и указаний президента, а также финансированию НИОКР и способствованию продвижения передовых разработок в серийное использование.
Еще одна задача, решаемая министерством, – повышение энергоэффективности объектов бюджетной сферы. В 2007 г. сформулирована задача за 10 лет добиться 30% роста энергоэффективности в бюджетной сфере, т.е. с темпом 2,5% в год. В процессе первичных обследований выяснилось, что само здание Министерства энергетики и здания национальных лабораторий оказались далеко не энергоэффективными, и было принято решение начать с себя.
Закон об энергоэффективности разрабатывался более 10 лет и в итоге имеет объем более тысячи страниц. Он был принят в августе 2005 г., но уже в декабре 2007 г. конгресс принял по нему значительный пакет поправок. Причина – рост цен на энергоресурсы.
Законом введены значительные ограничительные меры. Например, к 2014 г. будет введен запрет на использование ламп накаливания. Легковые автомобили в 2020 г. на галлон топлива должны проезжать минимум 35 миль (55 км на 4 л). К 2020 г. потребление биотоплива должно составить 36 млрд галлонов, причем планируется в основном использовать биотопливо собственного производства, для чего финансируются исследования по технологиям переработки в биотопливо отходов американских целлюлозно-бумажных комбинатов.
Законом вводятся налоговые льготы и различные гранты для АЗС, торгующих бензином с добавлением биотоплива.
Промышленность
В промышленности потребляется около трети энергоресурсов. В основном это нефть и природный газ.
Всего в США более 200 тыс. промышленных предприятий, но из них 4 тыс. потребляет 58% энергоресурсов.
Государство финансирует проведение экспресс-аудитов крупнейших предприятий (2-3 дневные проверки стоимостью около 10 тыс. долл. США). Обычно предприятия выполняют более половины рекомендованных мероприятий.
Распространение получили добровольные соглашения с региональными и федеральными властями о снижении потребления энергоресурсов предприятиями (обычно на 25% за 10алет).
На общедоступных сайтах имеется огромное количество информации по энергосберегающим технологиям, расчету экономической эффективности и особенностям внедрения. Действует 26 образовательных центров для малых и средних предприятий.
В некоторых штатах действуют программы софинансирования для предприятий, заключивших добровольное соглашение.
НИОКР
Значительные средства на исследования в области энергоэффективности выделяются федеральным правительством. Финансирование осуществляется под конкретные проекты. Например, по одному миллиарду долларов выделено на проекты по биоэтанолу, снижению стоимости солнечных фотоэлементов и на повышение стоимости аккумуляторов.
Всего обычно осуществляется около 10 крупных проектов.
Исследования, в основном, осуществляются через национальные лаборатории, что снимает проблему коммерциализации прав на технологии, т.е. платы за авторское право и лицензии. Приветствуются и частные исследовательские центры, но и они часто используют исследовательское оборудование национальных лабораторий.
У директора каждой из 7 энергетических национальных лабораторий есть личный фонд, распределяемый им без конкурса.
Некоторые исследования прописываются непосредственно в федеральном бюджете, например, провести испытания 6 технологий биотоплива. Часть финансирования идет через Национальный фонд науки, часть через совместные программы Минэнерго и других федеральных ведомств, например, по современным материалам.
Отдельно финансируются пилотные проекты. Гавайские острова раньше 90% своих энергетических потребностей обеспечивали за счет нефти. В настоящее время, для каждого острова внедряется свой проект с приоритетом ветроэнергетики, использования энергии солнца, переработки сахарного тростника или использования геотермальных ресурсов.
Результаты испытаний и опытных внедрений общедоступны.
Массовое внедрение новых технологий стимулируется, в частности, через государственные гарантии под кредиты. В 2008 г. по решению конгресса таких гарантий было предоставлено на 38 млрд долл. США.
Министерство энергетики осуществляет работу по устранению посредников между носителями идеи и венчурными фондами (активно работает 26 фондов). Существует целевой фонд для финансирования создания авторами действующего прототипа. В 2008 г. была проведена первая выставка идей для венчурных фондов, где их могли представить непосредственно авторы.
Территориальное управление энергосбережением
Каждый штат имеет огромные полномочия, и единообразия в организации энергосбережения нет.
В Колорадо этими вопросами занимается свое Министерство энергетики, в Техасе отдельное управление по энергосбережению, в Калифорнии – комиссия по энергетике, в Нью-Йорке – агентство по энергетике. Причем в Техасе этим вопросом занимаются 20 чел., а в Калифорнии 500.
Каждый штат вправе вводить обязательные стандарты, а Законодательное собрание штата вправе принять закон, например, о требованиях в строительстве. Соответствующая инспекция в соответствии с «требованиями» даст разрешение на каждый цикл строительства зданий.
Сами американцы признают, что система требований энергоэффективности в строительстве в большинстве штатов далека от совершенства.
В некоторых штатах создана система, при которой энергоснабжающие организации могут зарабатывать на энергосбережении, выбирая, что для них выгоднее, строить новую генерацию или снижать потребление.
Применяются разные типы налогового и тарифного стимулирования, а также вводятся требования по бюджетным закупкам.