Наталья Визовская. Интеграция иппотерапии и игротерапии при коррекции расстройств поведения и эмоций у детей с особенностями развития
Наталья Визовская. Интеграция иппотерапии и игротерапии при коррекции расстройств поведения и эмоций у детей с особенностями развития
Коррекционно-развивающая работа с использованием иппотерапии - как естественного, активного и нового источника движения для ребенка, и игротерапии как доступного и интересного способа вовлечения ребенка в процесс взаимодействия и сотрудничества, раскрывает новые возможности в работе с детьми, имеющими различные проблемы в поведении и восприятии окружающего мира. Такая интеграция проводится с обязательным учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья пациента. Это гибкое и комбинированное использование приемов поведения взрослого в зависимости от особенностей поведения ребенка и от внешних обстоятельств.
Для коррекционной работы с детьми мы вводим игровые упражнения на занятиях иппотерапией. Наибольшее воспитательное значение представляют собой так называемые подвижные игры, требующие самого обширного участия всех духовных и телесных сил. Учитывая, что игровые занятия на лошади проводятся на открытом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях, становится вполне ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему развитию организма ребенка и способствуют укреплению его здоровья.
Основные направления стратегий работы инструктора на игровых занятиях с использованием лошади:
- стимулировать у ребенка гуманные чувства к людям, к природе, к животным;
- осознание происходящего - объяснение взрослыми причин состояния и поведения ребенку;
- обучение распознаванию ребенком своих эмоций и состояний других людей и животных;
- положительное подкрепление за усилие и успех;
- стимуляция чувства юмора;
- развитие духа соревнования и соперничества, желания попробовать свои силы, выиграть;
- воспитание смелости в принятии решений – важно не бояться неудач;
- стимуляция телесного контакта;
- переключение нежелательного поведения и состояний, выработка новых адаптивных способовповедения.
Игровые занятия могут быть: неспецифическими и специфическими. На неспецифических игровых занятиях происходит симптоматическая игровая коррекция, когда игра взрослых с ребенком происходит методом проб и ошибок и выбором наиболее эффективных приемов. При специфической игровой коррекции используются знания о психопатологии.
Игры опираются на живую детскую инициативу. Они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других.
Игры могут быть разделены на две основные группы: свободные творческие игры (игры, которые придумывают сами дети) и игры с заранее установленными содержанием и правилами. На занятиях должны иметь место и творческие игры и игры с правилами.
Интеграция иппотерапии и игротерапии позволяют комплексно и позитивно влиять, взаимно дополняя друг друга, на все аспекты здоровья ребенка:
- Физический
- Эмоциональный
- Интеллектуальный
- Социальный
- Личностный
Любая форма занятий с ребенком является не только физическим, но и психоэмоциональным взаимодействием с ним. Эмоции заряжают энергией и организуют восприятие, мышление и действие. В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере, меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера не развивается, ее необходимо развивать.
Формами внешнего проявления эмоциональных состояний человека являются – мимика (выразительные движения мышц лица) и пантомимика (жесты, пластика, выразительность движений всего тела). И наша задача, осваивая их, помогать ребенку формировать и развивать его чувства и эмоции.
Необходимо применять разные игровые средства с целью избежать эмоционального однообразия, скуки, используя каждую возможность поддержать и стимулировать интерес ребенка.
Инструктор по ходу занятия может:
- изменять темп игры,
- усложнять или упрощать игровые действия с учетом эмоционального состояния ребенка,
- выбирать ребенка на роль ведущего.
Средствами одной игры можно решать одновременно несколько задач (развитие внимания и коррекция личностных качеств, эмоций, поведения).
На занятиях инструктор может варьировать и комбинировать упражнения, развивающие ребенка, чтобы для него они оставались игрой и удовольствием. При этом вся сфера движений, предлагаемых иппотерапией, предназначена для развития самоощущения тела, осознания правильных его размеров, расположения в пространстве, нагружаются сенсорные каналы восприятия. Общение с животным ведет к тренировке чувствительности и формированию эмоциональной сферы ребенка. Тактильный контакт позволяет ощущать и лошадь, и человека, почувствовать тепло и движение мышц лошади, осознать и почувствовать свое тело и тело другого человека. Ребенок получает возможность преодолеть страхи, достигнуть успеха, испытать гордость, почувствовать себя способным преодолевать трудности. Игровая ситуация, создаваемая инструктором во время занятия иппотерапией, увлекает и воспитывает ребенка, развивает сообразительность, творчество, ловкость. Правила игры регулируют действия и поведение детей, содействуют формированию воли.
Перечень основных игровых действий
- бросай-лови
- дотянись до предмета
- поиск предмета
- играй по сигналу
- кольца
- мячи
- веревочки
- кубики
- полевая сумка
- волшебный мешочек
- предмет в руках
- кулачки закрыты (фокусы)
4. Телесно-ориентированные упражнения
- пальчиковые
- звериные шаги
- почта
- кричалки
- шепталки
- песни и стихи
1 |
Кентаврик – Санкт-Петербургская региональная общественная организация инвалидов
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |