Новая редакция федерального закона «Об энергосбережении». (Комментарии)

Новая редакция федерального закона «Об энергосбережении».

Д.С.Петров

Э.С.Василевская

ЗАО «ТТМ»

«Техника.Тепловидение.Медицина»

(Чем же полезным, отличается она от старой редакции ?)

 

Старая редакция отличается от новой краткостью и точностью определений. И, прежде всего, четко поставленной целью: «закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

Мы не будем дотошно сравнивать обе редакции, но отметим, что текст старой редакции изложен на 7-ми страницах, кратко, точно и понятно. Главное, ясна конечная цель действия закона: энергосбережение ради сохранения природных невосполнимых теплоэнергоресурсов, необходимых для жизни и деятельности людей.

 

Следовало бы заметить, что ни та,  ни другая редакции не заостряют внимание на конечности запасов невосполнимых энергоресурсов. И возрастанием цен на них. Цены растут, и будут расти в будущем, так как энергопотребление в мире растет, а стоимость разведки и добычи увеличивается. В связи с этим обстоятельством стоимость жизнеобеспечения людей удорожается и может стать для них недоступной. Особенно, для людей, населяющих северные широты, в том числе и нашу огромную и холодную страну.

При разработке новых законов, законодатели как-то забывают, что главное направление всех законов – это забота о жизни, здоровье и благополучии человека (см федеральный закон «О защите прав потребителя и благополучия человека»). Закон «Об энергосбережении» должен быть связан, как с этим законом, так и федеральным законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, принятом в декабре 2002 года.

Разумнее было бы разработать и принять федеральный закон «Об энергетической безопасности страны», не менее важный чем закон об обороне. В первые годы нашего века он широко обсуждался, но потом, к сожалению, был предан забвению. Этим законом должны были объединиться две проблемы – ресурсоэнергосбережение во имя обеспечения жизни будущих поколений и проблемы, связанные с выбросами в атмосферу вредных газов и СО2 . «Глобальное потепление», и другие экологические проблемы, возникающие при сжигании природного и альтернативного топлива в процессе генерации тепловой и электроэнергии..

Таким образом, федеральный закон, будь то он  направлен на энергосбережение, будь то на энергетическую безопасность, должен  преследовать как интересы людей, так и окружающей их среды.

Именно поэтому, все уровни управления страной должны быть направлены на решение наиважнейшей задачи – воспитания у народа ресурсоэнергосберегающего и экологического мышления.   

Но, до начала разработки нового закона или новой редакции любого закона, должен быть произведен анализ старой редакции, для того, чтобы понять, и сделать выводы, о его недостатках, исполнимости, актуальности и наличии механизма действия. Любой закон должен быть исполнимым и понятным каждому гражданину, а главное, направлен на его интересы и интересы всего народа.

 Следует, выслушать мнение ученых и специалистов – профессионалов, по каждому конкретному вопросу. Так, чтобы, разные отрасли промышленности не обращались с просьбой «вывести их отрасль из под действия данного закона», как это делается в настоящее время с федеральным законом «О техническом регулировании». Само Министерство регионального развития считает целесообразным выведение строительной отрасли из-под действия 184 – ФЗ. В России достаточно и ученых, профессионалов, и специалистов, которые в состоянии рецензировать проекты законов на техническую грамотность. Тем более, и в Москве, в Санкт-Петербурге, да и в других городах таких специалистов вполне достаточно.

 Кроме того существуют не коммерческие объединения специалистов. Например, Союз энергетиков Северо-Запада России, возглавляемый академиком С.А. Чистовичем, «Газовый клуб» и другие общественные организации, связанные с проблемами энергоснабжения и энергоресурсосбережения. На конференциях, форумах, семинарах, «круглых столах» и других мероприятиях принимаются решения в адреса официальных лиц, издаются труды  этих мероприятий. Издаются специализированные газеты и журналы. В Москве выходит прекрасный журнал «Энергосбережение», а в Санкт-Петербурге, «Теплоэнергоэффективные технологии», «Берг- коллегия» и «Академия Энергетики», где на высоком профессиональном уровне рассматриваются все аспекты проблемы ресурсоэнергосбережения, как у нас, так и во всем мире. Но тексты новой редакции закона «Об энергосбережении», также как и ныне действующие федеральный закон «О техническом регулировании », и новая редакция Градостроительного кодекса, дают повод сомневаться в том, что лица их создавшие, знакомы с этими мероприятиями и изданиями.

Кстати, следовало бы взять за основу новой редакции закона «Об энергосбережении», помимо старого текста этого закона, предложения,  внесенные президентом Союза энергетиков, академиком С.А.Чистовичем,  в статье «Что препятствует энергоэффективному развитию экономики». Доклад на эту тему прозвучал на Научно-практической конференции, организованной союзом энергетиков С-З региона, посвященной 1150-летию Великого Новгорода и проходившую в этом городе в сентябре 2009 года. Статья помешена в «трудах» этой конференции.

Почему-то многие, даже не знакомые со старой редакцией федерального закона «Об энергосбережении» № 28-ФЗ, принятого 3 апреля 1996 года, торопятся ее отменить.

Следует помнить, что энергосберегающие мероприятия не должны быть направлены против человека! В нашей холодной стране с длительным отопительным сезоном, должно быть обращено внимание на обеспечение нормативного микроклимата в помещениях, предназначенных для длительного пребывания людей. Тем более, все жители страны должны, в зимнее время, быть обеспечены теплым жильем! Это требует Конституция России, провозглашающая право граждан страны на жизнь, а федеральный закон «О защите прав потребителя и благополучие человека» направлен, в том числе, и на соблюдение комфортных условий жилища в любое время года. В развитие этого закона, научными учреждениями страны в области гигиены и здоровья людей,  в 1996 году был разработан ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», введенный в действие 6.01.99 года. Принятый 11.12.98 года на территориях стран СНГ.

Поэтому, при сбережении энергии, не допустимы нарушения комфортности в отапливаемых жилых, общественных и производственных помещения, предназначенных для длительного пребывания людей. Не говоря о детских учреждениях, больницах, домах для престарелых и различных учреждениях с постоянным пребыванием людей в их помещениях. Там, где есть люди, «веерные отключения энергии», якобы, направленные на энергосбережение, должны быть строго запрещены. А их инициаторы привлечены к административной и финансовой ответственности, за нанесение ущерба пострадавшим людям.  Закон должен предотвращать и другие «популярные» решения местных властей, если им будет задана «норма энергосбережения».

Скорее всего, следовало бы не тратить время на разработку нового текста закона, а разработать и принять, как это предлагалось несколько лет назад, федеральной закон «Об энергетической безопасности России». Так как энергетическая безопасность определяется, прежде всего, долговременным обеспечением страны, отдельной территории, городов или населенных пунктов долгосрочным наличием необходимых, для поддержания жизни граждан, количеством теплоэнергоресурсов, как невосполнимых – нефти, газа, угля и др., так и возобновляемых источников энергии и альтернативного топлива.

Без наличия достаточного количества энергоресурсов, на любой территории, где проживают люди, невозможно поддерживать ни жизнь, ни деятельность человека. Следует помнить, что энергетический дефицит может возникнуть на любой территории, в любом городе или населенном пункте, как при дефиците энергоресурсов, так и при различных системных авариях в энергосистемах. Важно то, что  при них на длительное время, выключаются все виды энергии и, даже, связь.

 Весь мир, на данный момент, убедился в том, что, даже локальный ресурсоэнергодефицит, может нанести непоправимый ущерб населению, не говоря о масштабных энергокатастрофах.

Поэтому, руководителю любого ранга должно быть понятно, что проблема энергоресурсоснабженияя не менее важна, чем проблема обороны страны. Даже кратковременное отключение электроэнергии, связанное с различными авариями или отсутствием энергоресурсов грозит тяжелыми последствиями. Например, в тех учреждениях, где требуется круглосуточное непрерывное энергообеспечение, но не предусмотрены резервные источник энергии. Это больницы, роддома и другие учреждения, отключение энергии, в которых, грозит непредсказуемыми последствиями, связанными с жизнью и здоровьем людей. А также в зданиях повышенной этажности и небоскребах, если в них, также, не предусмотрены резервные источники энергии. О чем мы неоднократно обращали внимание общественности и специалистов в наших публикациях. За возникновение таких ситуаций, особенно, если аварию можно было бы предупредить или снизить вероятность риска для людей, отвечать должны те органы государственного управления, которые возглавляют данную территорию или населенный пункт. Так как в обеспечении жизни и безопасности людей цель их существования.

Энергоэффективность, т.е. разумное расходование имеющихся энергетических ресурсов для получения необходимого количества разных видов энергии, потребляемой для поддержания жизни и деятельности людей, находящихся на данной территории должна контролироваться государственными органами надзора. Высокая энергоэффективность как зданий и сооружений, так и снижение энергозатрат в строительстве, ЖКХ, а также в промышленности и на транспорте, должна поощряться, например, уменьшением налогов, или уменьшением арендной платы за помещение – предприятиям малого бизнеса. Поэтому, в законе «Об энергосбережении», с нашей точки зрения, было бы полезно предусмотреть не только репрессивные меры за расточительность энергоресурсов, но и поощрительные меры за энергосбережение необходимо отразить и эту проблему.

 Частным случаем является проблема энергосбережения в строительстве и ЖКХ, как наиболее энергоемких сферах экономики. В связи с тем, что наша фирма более пятнадцати лет занимается обследованием качества теплозащиты и энергоэффективности отапливаемых зданий, эти вопросы известны нам не понаслышке. Во – первых, снижение потерь тепловой и электроэнергии в отапливаемых домах жилых, общественных и социальных, на производстве любой продукции, в строительной сфере, т.е. у потребителя, должно регулироваться специальными нормативными документами, отражающими специфику объекта. Для производителей энергии, должна учитываться эффективность доставки энергоресурсов и все непроизводительные потери и расходы, которые не должны включаться в тарифы на их продукцию – тепловую энергию  в Гкал, и электрическую  – в МДж. Потери при транспортировке, по крайней мере, тепловой энергии и воды, должны, также вычитаться из стоимости услуги. Непременно, должно учитываться время отключения любого вида энергии, газа и воды.

По всей цепи от производителя энергии любого вида, до потребителя, должен быть организован контроль над потерями как тепловой энергии, предназначенной для отопления зданий и сооружений любого назначения, так и электроэнергии. Тепловые потери в отапливаемых зданиях жестко связанные с теплозащитой и энергоэффективностью, которые регламентировались соответствующими СНиПами и ТСН – Территориальными строительными нормами, должны учитываться и возмещаться теми организациями потребителю, который потерпел убытки, как материальные, так и моральные. К сожалению, нормы, которые регламентируют теплозащиту и энергоэффективность в настоящее время разрушены благодаря действию №184 – ФЗ  И, с нашей точки зрения, подлежат восстановлению и обязательному исполнению, также как и узаконивание теплоэнергетического паспорта на отапливаемое здание с нормативным микроклиматом в помещении.

 А эффективный контроль и Энергоаудит невозможен до тех пор, пока не будут восстановлены, фактически не существующие и нежизнеспособные службы Государственного Энергонадзора.