АМЕРИКА НАХЛЕБАЛАСЬ ЭТАНОЛА

АМЕРИКА НАХЛЕБАЛАСЬ ЭТАНОЛА


16. 10. 07


Индустрии грозит первый серьезный кризис, констатируют Рональд Стинблик руководитель научно-исследовательской группы Global Subsidies Initiative Международного исследовательского института по устойчивому развитию, Екатерина Дударева и Коммерсантъ

Этаноловой индустрии, которой еще совсем недавно прочили лишь блестящее будущее, грозит первый структурный кризис. Эксперты ставят под сомнение экологичность этанолового производства и экономическую целесообразность отрасли, а некоторые обвиняют ее в повышении цен на сельхозпродукты. Кроме того, в некоторых регионах уже отмечена перенасыщенность этанолового рынка, что негативно сказывается на компаниях, занятых в этой отрасли. По мнению наблюдателей, чтобы избежать серьезного кризиса перепроизводства, экологических проблем и повышения цен на продукты питания, игрокам эганоловой индустрии необходимо принимать срочные меры.



Этаноловый бум пошел на спад

На прошлой неделе совет национальных исследований США при Национальной академии наук опубликовал данные, свидетельствующие о том, что массовое производство этанола (этилового спирта) может представлять значительную угрозу окружающей среде. До последнего времени считалось, что для стран, не богатых углеводородами, этанол является более удачной альтернативой нефти не только с экономической, но и экологической стороны, поскольку в производстве этанола используются главным образом продукты растениеводства (рожь, ячмень, кукуруза, овес, просо, картофель). Однако в отчете специальной комиссии NRC говорится, что более активное возделывание кукурузы, которая в США является одним из главных видов сырья для этанола, а также увеличение посевных площадей под зерновые в районах, не подготовленных для этого, может "оказать серьезное негативное влияние" на состояние водных ресурсов США. Дело в том, что для выращивания кукурузы в северных и южных штатах США необходимо больше воды, чем для выращивания традиционных для этих штатов сои и хлопка. Это может негативно отразиться на местных водных ресурсах, уже используемых для питья, производства электроэнергии, разведения рыбы и т . д. Кроме того, производство самого этанола из биосырья также требует довольно много воды: по подсчетам американских ученых, заводу по производству 100 млн галлонов (378 млн литров) этанола в год требуется воды столько же, сколько городу с населением 5 тыс. человек.

Совет национальных исследований не случайно озаботился возможными экологическими проблемами при производстве этанола - как известно, для США вопрос массового производства биотоплива является не только экономически, но и политически важным. В последние годы на фоне растущих цен на нефтепродукты американские политики усиленно стали лоббировать развитие этаноловой промышленности. В подписанном в августе 2005 года Джорджем Бушем-младшим законе об энергетической политике правительство США пообещало субсидии и налоговые льготы производителям этанолового топлива. Согласно ему, каждый произведенный галлон этанол а дает компании право платить меньше налогов. Закон также предусматривает трехкратное (до 7, 5 млрд. галлонов) увеличение объемов добавок биотоплива (чаще всего это этанол) в продаваемый в США бензин к 2012 году. Политики заявляли, что производство биотоплива поможет в первую очередь снизить экономическую, а следовательно, и политическую зависимость от нефтедобывающих стран, с некоторыми из которых у США не самые теплые отношения.

В качестве образца для подражания американские политики нередко упоминали модель Бразилии - до недавнего прошлого мирового лидера этаноловой отрасли. Еще в начале 1970-х, во время мирового нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским конфликтом, правительство Бразилии решило уменьшить зависимость страны от нефти. Был принят ряд мер, таких как субсидии производителям этанола, увеличение производства сахарного тростника (основного сырья для производства этанола в Бразилии), строительство заправочных станций с этаноловым топливом, в результате чего к 1976 году доля импортной нефти на национальном топливном рынке снизилась с 80 до 45 %. Сегодня этанол составляет более 20 % в бразильском топливном балансе. В настоящий момент США уже обогнали Бразилию, став крупнейшим производителем этанола в мире (см. таблицу). В США этанол содержится в 30 % продаваемого в стране горючего. По данным американской Ассоциации возобновляемых видов топлива, по состоянию на январь этого года в США функционировали 110 заводов и еще около 80 находились на стадии строительства. Этаноловая промышленность помогла за несколько лет создать сотни тысяч рабочих мест.

Европейские страны также уделят значительное внимание производству этанола. В прошлом году на субсидии для производства биотоплива страны ЕС потратили 63, 7 млрд, и в ближайшие годы средства будут только расти - к 2010 году ЕС планирует повысить соотношение биотоплива, используемого для автомобилей, с нынешних 2 до 10 %.



Обратная сторона медали

Но в последнее время эксперты все чаше стали отмечать и негативные стороны массового производства этанола. Сейчас производство этанола в США неуклонно приближается к отметке в 7, 5 млрд галлонов - цели, заложенной в законе 2005 года. Обещанные субсидии и льготы, а также высокие цены на этанол сделали его производство чрезвычайно выгодным. В 2005 году, на пике этанолового бума, многие американские биоэтаноловые компании проводили IPO, поскольку этот бизнес был чрезвычайно привлекательным для инвесторов. Свои акции в 2005 году вывели на биржу такие компании, как Pacific Ethanol, VeraSun Energy и др. Однако в США на рынке все чаще наблюдается перенасыщение -для потребителей это , безусловно, позитивный сигнал, поскольку цены на биотопливо все время идут вниз. Однако перенасыщение рынка негативно сказывается на привлекательности производителей среди инвесторов - их акции падают в цене. Если в 2005 году акции Pacific Ethanol стоили $21, 75, VeraSun Energy-$30, то сейчас акции первой стоят $9, а второй - $1. 1, 6. Некоторые ключевые участники рынка даже закрывают заводы. В сентябре испанская энергетическая компания Abengoa приостановила производство этанола на своих трех крупнейших заводах в Испании, объяснив такое решение высокими ценами на зерно и неуверенностью в национальном рынке этанола. Еще один ее завод уже остановил производство несколькими месяцами ранее по тем же причинам.

Нередко этаноловую индустрию упрекают и в том, что она ведет к повышению цен на зерновые. Производители мяса и домашней птицы также жалуются на то, что высокие цены на зерно вредят их прибылям, и требуют от правительства сократить субсидии. По данным министерства сельского хозяйства США, стоимость кормов на основе зерновых с 2005 года увеличилась приблизительно на 60 %. По мнению Рональда Стинблика, руководителя научно-исследовательской группы Международного исследовательского института по устойчивому развитию (USD), "спрос на зерновые для производства этанола и продуктов взвинтил цены на это сырье более чем на 50 %. Повышение международных цен на природный газ также привело к росту цен на удобрения и большим затратам на энергетический процесс для дистилляторов".

Высокие государственные субсидии производителям этанола также все чаще вызывают вопросы об экономической целесообразности производства этанола. Как заявляет USD, стоимость этанола из сахарной патоки, произведенного для того, чтобы избежать выделения в атмосферу одной тонны двуокиси углерода, составляет от $760 до $1000. Однако примерно за эти же деньги на Чикагской климатической бирже можно купить квоту на выброс 160 тонн диоксида углерода, а средства от покупки этой квоты можно пустить на увеличение зеленых насаждений, которые нейтрализуют выброс в атмосферу такого же количества парникового газа.

В связи с этим наблюдатели все чаще говорят о том, что компаниям, занятым в производстве этанола, а также правительствам необходимо искать срочные меры для выхода из сложившейся ситуации и предотвращения возможного кризиса - первого структурного кризиса этаноловой индустрии. Все чаще слышны разговоры о том, что компаниям, занимающимся производством этанола, необходима консолидация, как в свое время происходило с производителями других энергоносителей - нефти, газа. По мнению Брюса Бэбкока из Центра по изучению вопросов сельского хозяйства Университета штата Айова, более крупные производители смогут эффективнее размещать производство биосырья в районах, предназначенных для этого, и решать проблемы, возникающие в процессе производства этанола.

Говоря о том, какие шаги следует предпринять государственным органам, наблюдатели говорят, что необходимо менять законодательство, регулирующее производство этанола. По мнению анонимного чиновника Еврокомиссии, цитируемого агентством IPS, "политика в этом вопросе должна зависеть от того, какие вопросы надо решать именно сейчас". А шведский депутат Европарламента Андерс Вийкман отметил: "Если мы хотим, чтобы на рынке появился новый вид энергоносителя, нам нужны субсидии. Но вопрос заключается в том, как мы обеспечиваем производственный процесс. Логично предположить, что необходимо принять такие меры, которые бы обеспечили реальное сокращение выброса парниковых газов".



"СВОИ ДЕНЬГИ Я БЫ В ЭТУ ИНДУСТРИЮ ВКЛАДЫВАТЬ НЕ СТАЛ"


Рональд Стинблик руководитель научно-исследовательской группы Global Subsidies Initiative Международного исследовательского института по устойчивому развитию


- Каковы основные проблемы этаноловой индустрии?

-Ситуация в секторе зависит от множества факторов: затрат на обработку сырья, цен на нефтепродукты, инвестиций в выращивание сырья (в особенности удобрения и топливо для оборудования на фермах), емкости рынка по распределению и потреблению биотоплива, а также правительственной политики. К тому же большинство автомобилей могут благополучно работать на смесях с низким содержанием этанола, не более 10 %, но не выше. Но хоть ряд моделей, так называемых flexible fuel vehicles, работающих на смесях с большим процентом этанола, и существуют, число заправочных станций все еще слишком мало. Поэтому для того, чтобы произведенный этанол продать, нужно его везти в другие регионы, а это дорого из-за транспортных расходов. Поскольку общественности открывается обратная сторона биотопливного бума - более интенсивное (а значит, и не такое безвредное для окружающей среды) ведение сельского хозяйства, повышение цен на продукты питания, рост субсидий-будущее госпомощи этаноловой промышленности выглядит не таким уж многообещающим.


- Как обстоят дела с инвестициями в эту отрасль?

-Инвестиции все еще поступают, поскольку инвесторов часто стимулируют щедрыми субсидиями не только от федеральных правительств, но и местных органов власти. Однако темпы новых инвестиций значительно замедлились.


- Если учитывать фактор экологичности производства, можно ли говорить, что производство этанола остается выгодным?

- Все зависит от того, как этанол производится и в какой стране. В целом я бы сказал, что тезис о его выгодности, за исключением производства этанола в Бразилии, иллюзия, особенно если посчитать правительственные субсидии и более высокую цену на продукцию для потребителей из-за тарифов на импорт. Если учесть все затраты, принимая во внимание и вред окружающей среде, то картина выглядит еще непригляднее. Хотя некоторое незначительное количество этанола и производится в странах ОЭСР из "отходов", большая его часть делается из зерновых, в особенности кукурузы. А из всех полевых культур по уровню экологического негатива с кукурузой ничто не сравнится.


- Стал ли этанол удачной альтернативой нефти?

- Все зависит от того, что считать удачной альтернативой. Могут ли на нем ездить автомобили? Да. Действительно ли этанол дешевле, чем бензин? Может, так бы и было, если бы не госсубсидии - ситуация на рынке настолько искажена вмешательством со стороны правительств, что оценить ее непросто. Улучшается ли ситуация с выбросом выхлопных газов? И да и нет. Многие ученые теперь говорят, что любые усилия, направленные на очищение атмосферы за счет использования этанола (особенно по сравнению с качеством бензина, произведенного на современных заводах), очень незначительны. Все зависит от того, какое сырье было использовано и как оно было обработано. Если при подготовке сырья для этанола и выращивания необходимого количества зерновых для еды и кормов нужно вырубать леса, то такое производство экологическую ситуацию только ухудшает.


- Каковы перспективы этаноловой индустрии?

-Все зависит от того, как будут решены вышеперечисленные проблемы, а в долгосрочной перспективе - от усовершенствования технологий. Можно надеяться на производство этанола из целлюлозы, но при этом нужно понимать, что вряд ли удастся быстро снизить затратность такого производства. Скажем так, свои деньги я бы в эту индустрию вкладывать не стал.


http://www.rsppenergy.ru/main/content.asp?art_id=3497