«ЗЕЛЕНУЮ ЭНЕРГИЮ» - В КАЖДЫЙ РЕГИОН

«ЗЕЛЕНУЮ ЭНЕРГИЮ» - В КАЖДЫЙ РЕГИОН


Недавно из Швеции вернулась белорусская делегация, посетившая эту страну с рабочей поездкой в рамках реализации проекта ПРООН/ГЭФ "Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь". Сегодня один из членов делегации - первый заместитель председателя Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь Леонид Шенец - гость "Экономической газеты".

- Леонид Васильевич, где удалось побывать? Чем удивили вас шведы?

- Белорусская делегация посетила ряд энергетических компаний, теплоэлектростанций, работающих на местных видах топлива, компаний по заготовке, транспортировке, переработке и сжиганию древесного топлива, а также приняла участие в дискуссиях в Шведской ассоциации по биоэнергетике и Ассоциации центрального отопления по вопросам развития биоэнергетики, в т.ч. стимулирования использования биомассы в энергетических целях.

Для меня стало откровением, что шведы (население - около 9 млн. чел.) потребляют в 4 раза больше электроэнергии, чем мы. Так, если Беларусь за год использует около 33млрд. кВтЧч, то Швеция - около 146млрд. кВтЧч. При этом доля всех возобновляемых энергоресурсов (биотопливо, гидроэнергия, энергия ветра) в общем топливно-энергетическом балансе Швеции составляет около 26%, доля биотоплива - 17%.

Швеция является одним из европейских лидеров по использованию биомассы в энергетических целях с применением современных технологий, что обусловлено значительными объемами сырья, развитой деревообрабатывающей промышленностью, а также налоговой системой, стимулирующей сокращение использования угля и нефти и замещение их возобновляемыми энергоресурсами.

- В чем же заключается эта система?

- В Швеции существует прекрасная законодательная база, стимулирующая развитие малой энергетики и, в частности, биоэнергетики. На мой взгляд, эту часть законодательной базы Швеции нужно перенести на белорусскую почву. Если мы этого не сделаем, нам не удастся столь активно, как шведы, использовать биотопливо. Например, электроэнергия, которая вырабатывается на биомассе, т.н. "зеленая энергия", является там самой дешевой, потому что не облагается налогом. Кроме того, с 1 мая 2003 г. в этой стране действует система так называемых "зеленых" сертификатов, выдаваемых на электроэнергию, полученную с использованием возобновляемых источников. Все перепродавцы (а их в стране около 250) должны в обязательном порядке приобретать до 9% полученной таким образом энергии, а к 2010 г. этот объем планируется увеличить до 16,9%. В результате на шведском рынке производителей биоэнергии идет серьезнейшая конкуренция, растут объемы производства. А вот цена за 1 киловатт тепло- и электроэнергии, получаемой при сжигании мазута, на выходе за счет всех налогов увеличивается в несколько раз.

Кроме того, нам следует поучиться организации схем теплоснабжения. В Швеции я нигде не видел наружного расположения теплосетей. Следует отметить, что и в нашей стране идет работа по уменьшению потерь тепловой энергии. Выделены дополнительные средства на оптимизацию теплосетей. Осуществляется их модернизация с заменой на теплосети, потери в которых не превышают 5%. Уже проложены сотни километров таких энергосберегающих сетей.

- Что представляют собой шведские мини-ТЭЦ, отличаются ли они от наших?

- Отличаются, притом значительно. Так, например, в Швеции станция, работающая на биомассе, расположена в центре города, за шлагбаумом. Склад топлива (древесных опилок) находится прямо на территории ТЭЦ. Система пожаротушения - самая примитивная. Склад пеллет существует вообще без какой-либо системы пожаротушения. У нас же по правилам пожарной безопасности склад, как правило, должен быть отапливаемым, что приводит к удорожанию его строительства и эксплуатации. Кстати, на территории станции там находится один-единственный котел. Резервный котел, который требуется в белорусских условиях работы мини-ТЭЦ, отсутствует. А еще на каждой шведской ТЭЦ расположены аккумулирующие емкости от 3м3 до 7 тыс. м3. Это означает, что не обязательно строить мощный источник в 30 мегаватт, можно обойтись котлом и в 20. При пиковых нагрузках используются аккумулирующие емкости системы.

При этом в Швеции источники, работающие на древесине, функционируют в автоматическом режиме: там практически отсутствует обслуживающий персонал. Один раз в течение 72 часов на станцию приходит специалист, чтобы проконтролировать работу механизмов. Но если мощность мини-ТЭЦ 15 и более мегаватт, там уже есть обслуживающий персонал - 2-3 человека.

На мой взгляд, требования к строительству и эксплуатации малых ТЭЦ, в т.ч. работающих на биомассе, в Беларуси нужно смягчить до уровня шведских. Наше законодательство, регламентирующее деятельность малой энергетики, а также существующая нормативная документация - СТБ, СНИПы и проч. - настолько забюрократизированы, ужесточены, что если их не поменять, нам потребуются годы и годы для того, чтобы энергоисточники, работающие на биомассе, стали важным сектором экономики страны.

- Но ведь нам предстоит начинать не с нуля - свой рынок малой энергетики уже есть...

- Да, в стране работает более 2тысяч котельных, использующих местные виды топлива. Они действуют на предприятиях, в жилищно-коммунальном хозяйстве, школах, других объектах социальной сферы. Характерной особенностью данного сектора энергетики является переход от использования дров на щепу и древесные отходы. Вскоре появятся и новые котельные. Ведутся пусконаладочные работы в Верхнедвинской системе коммунального хозяйства Витебской области, строятся мини-ТЭЦ, работающие на отходах производства, на Светлогорском ЦКК, а также на ОАО "Мостодрев". Новые адреса объектов малой энергетики - Вилейка, Пинск, Белозерск, Россоны, Петриков. Мало-помалу мы уходим от практики строительства ТЭЦ только в крупных городах республики.

Согласно планам, к 2012 г. мы должны обеспечить не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии. Неплохо в этом направлении поработали уже в 2005г.: при задании по увеличению использования на 337 тыс. т условного топлива местных видов фактическое увеличение составило 413 тыс. т. Основу его производства составили биомасса и утилизация промышленного тепла на крупных предприятиях.

Следует отметить, что шведы в энергетических целях, кроме отходов лесопереработки, используют и промышленные отходы. Только вокруг Стокгольма находится 5 перерабатывающих предприятий. В течение года образуется около 50тыс. т отходов, которые используются в энергетике. Кстати, промышленные предприятия там платят тем, кто берется за .утилизацию отходов, так что уборка производственного мусора - дело выгодное.

Чтобы сократить зависимость от импорта дорогого топлива и стараться по максимуму использовать местные ресурсы для производства тепло- и электроэнергии, нам необходимо тщательно изучить топливную базу. Сегодня отечественные производители котельного оборудования способны обеспечить современными котлами, автоматикой и системами подачи топлива, по технологическим и иным параметрам близкими к зарубежным аналогам, мощностью до 3 мегаватт. Организация мини-ТЭЦ, работающих на биотопливе, - это еще одна возможность обеспечить людей теплом и электроэнергией в регионах, а также возможность создавать новые рабочие места.
Беседовала Тамара МАРКИНА
Выпуск газеты №37(955) от 16.05.2006 / Энергосбережение
www.neg.by